Первые итоги «Кинотавр» подвел еще во вторник, 21 сентября, когда состоялась торжественная церемония закрытия конкурса «Кинотавр. Короткий метр». Из 26 картин, жюри (актриса Ингеборга Дапкунайте, актер Юра Борисов, продюсер Наталья Дрозд, сценарист Андрей Золоторев и кинокритик Егор Москвитин) выбрало три работы. Диплом с формулировкой «За чистоту и точность» получил фильм «Почти весна» Насти Коркии о пожилой несчастной женщине, которая занимается вбросом голосов на выборах. Диплом «За точность и чистоту» дали «Герою» Сони Райзман — хулиганской истории о храбрости и ее отсутствии. А главный приз получил режиссер Антон Елисеев за картину «Хорошая девочка Лида» про пару двадцатилетних влюбленных, Лиду и Борю.
Хочется отметить еще одного участника программы короткого метра, который, увы, не получил приза, — драма «Собирайся, поедем на праздник» Ламары Согомонян, которая рассказывает о проблеме женского обрезания на Кавказе. Врач, работающий в маленькой больнице в горном селении, должна сделать выбор в ситуации, когда предрассудки сильнее здравого смысла, и этот выбор между плохим и очень плохим, обезоруживает и заставляет зрителя задуматься.
Днем 25 сентября наградили победителя зрительского голосования при участии «КиноПоиска». Фаворитом зрителей стал фильм «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова (сейчас они же снимают первый российский сериаль для Netflix «Анна К» по произведению Льва Толстого). Ранее фильм попал в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля, но там призов не получил. «Волконогов» — это драма с элементами триллера и экшна, визуально стильная история про репрессии 1938 года, основанная на вымышленном материале. Невозможно не отметить работу художника-постановщика картины Сергея Февралева, который создал потрясающий кинематографический мир.
Напомним, в этом году за призы основного конкурса соревновались 15 картин, 6 из которых – дебюты. Заветные статуэтки лучшему фильму, лучшему режиссеру, лучшей актрисе и актеру, композитору и оператору вручили вечером 25 сентября. В перерывах между объявлением результатов, на церемонии показывали видео импровизированных интервью, где члены жюри и участники отвечали на вопросы о том, как выглядел бы фильм, посвященный «Кинотавру».
Специальный диплом жюри актер Петр Федоров вручил фильму «Герда» с формулировкой «за вдохновение и дерзость безумия». Приз имени Д. Дондурея получила «Общага» режиссера-дебютанта Романа Васьянова (вручивший награду сценарист Олег Маловичко отметил, что самые жаркие споры жюри велись именно в этой номинации). Приз за лучший сценарий взял «Капитан Волконогов бежал» и его авторы —Алексей Чупов, Наташа Меркулова и Март Таниэль.
Приз за лучшую операторскую работу был вручен Николаю Желдовичу за дебют «Молоко птицы». А награду за оригинальную музыку получил композитор «Медеи» Алексей Ретинский.
Награду за лучшую мужскую роль вручала киновед и культуролог Лилия Немченко. Учитывая количество конкурсных картин, в которых снимался Юра Борисов, критики были уверены, что получит награду именно он, хотя бы по совокупности заслуг, но вышло иначе. Павел Деревянко за блестящую роль в фильме-дебюте «Подельники» Евгения Григорьева стал лучшим актером этого года. А приз за лучшую женскую роль получила молодая актриса, дочь Сергея Бодрова-младшего, Ольга Бодрова, исполнившая главную роль в фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз». Это придало определенную закольцованность всему 32-му «Кинотавру», ведь открылся фестиваль документальным фильмом про Бодрова-младшего.
Приз за лучшую режиссуру из рук Петра Буслова получил Владимир Мункуев за фильм «Нуучча», историю о захвате русскими исконных территорий якутов. Выйдя на сцену, Мункуев сказал: «Когда я думал над этой историей, меня все спрашивали: «А ты не боишься?». Я постоянно себя одергивал, но все же написал сценарий, а сейчас хочу сказать молодым кинематографистам: «Ребята, давайте не бояться!».
Перед вручением главного приза председатель жюри Чулпан Хаматова тоже затронула тему страха: «Эта ситуация с молодыми артистами, которым привиделось, что они живут в свободной стране, и их начали немного ужимать... Я бы хотела, чтобы им не казалось, что нам — все равно. Нам не все равно, и мы по мере своих возможностей делаем все, что в наших силах, чтобы вас защитить и поддержать. Нам не все равно, мы — одна большая семья, мы одна команда, и я буду вас поддерживать».
Также актриса отметила, что оценка творчества превратилась в шахматную партию: «Мы старались судить с огромным уважением к проделанной работе, к оторванным кускам этих сердец, которые видны во всех этих работах, и, тем не менее, правила у шахматной партии такие, что у нее должен быть победитель». В 2021 году им стал фильм Николая Хомерики «Море волнуется раз», — пожалуй, самый эскапистская и поэтичная работа смотра, историю про молодую пару влюбленных, которые живут в заброшенном доме в лесу и встречают там самих себя, только старшего возраста. На фоне картин о сталинском терроре, социальных драм о российской жизни, и картин, осмысляющих место женщины в современном обществе, работа Хомерики особенно выделялась сказочностью — нежная, трогательная, притчевая. Это один из немногих фильмов конкурса, который не имеет актуальной повестки.
«Этот фильм не всем заходит, я рад, что вам зашел», — обратился Николая Хомерики к жюри со сцены, чем вызвал бурный смех и овации в зале. Режиссер сказал, что сценарий написан на основе совместной жизни с женой, которая в этот момент стояла рядом, после чего передал ей статуэтку.
По сравнению с режиссерами, представляющими свои первые и вторые фильмы на фестивале, Хомерики уже мэтр — несмотря на то, что совсем недавно он представлял новое поколение кинематографистов в российском кино, привнося в него европейскую эстетику и сказочность. Видимо, пока время главных призов для молодых российских режиссеров еще не наступило. Критики в своих прогнозах чаще всего отдавали главный приз фестиваля либо фильму «Капитан Волконогов бежал», участнику конкурса Венеции, либо «Медее», лауреату Локарно, но и те, и другие ошиблись. А полюбившаяся зрителям трагикомедия Кирилла Соколова «Оторви и выбрось», вошедшая в топ зрительского голосования, не получила вообще ни одного приза — хотя это одна из немногих картин, которой зрители хлопали до окончания финальных титров.