К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Первые премьеры «Кинотавра»: «Оторви и выбрось», «Нуучча», «День мертвых»

Кадр из фильма Кирилла Соколова «Оторви и выбрось»
Кадр из фильма Кирилла Соколова «Оторви и выбрось»
Новая работа «русского Тарантино», кинодебют театрального мэтра и новый потенциальный хит из Якутии — кинокритик Юлия Шампорова рассказывает о наиболее интересных фильмах «Кинотавра», показанных в первые дни фестиваля

«Оторви и выбрось», режиссер Кирилл Соколов

Вторая картина режиссера фестивального хита «Папа, сдохни», специализирующегося на черных комедиях, поразила и критиков, и зрителей. Пока что это единственный фильм, который получил длительные зрительские овации после финальных титров. И если картина не получит призов фестиваля (а такой риск есть — лента балансирует между авторским и зрительским кино, и для получения наград может быть расценена как недостаточно серьезная), то приз зрительских симпатий этой картине должен быть гарантирован. Напомним, что в прошлом году победителем зрительского голосования стал фильм «Доктор Лиза» Оксаны Карас.

«Оторви и выбрось» — черная комедия о дисфункциональной семье, члены которой не могут найти общий язык друг с другом. Главная героиня Ольга (Виктория Короткова), выходит из тюрьмы, где отсидела четыре года за то, что выколола глаз избивавшему ее сожителю, полицейскому Олегу (Александр Яценко). Ольга приходит к матери (Анна Михалкова), чтобы забрать десятилетнюю дочку Машу (в прекрасном исполнении маленькой актрисы Софьи Круговой),  но мать наотрез отказывается возвращать ребенка, настолько наотрез, что нападает на дочь с ножом. Ольга выкрадывает дочку у матери, и все следующие полтора часа — это погоня Ольги и Маши от Веры Павловны и Олега. 

Жесткая история, где мать и дочь нападают друг на друга с ножом, стреляют из пистолетов, разбивают носы и ставят синяки, — это и воплощение вербального насилия, и, кажется, яркий пример того, как неудовлетворенность и невозможность простить друг друга обретают физическое воплощение. И Ольге, и Вере Павловне Маша нужна для того, чтобы начать все с чистого листа. Вере Павловне нужно забыть о пропащей дочери-заключенной, из которой ничего путного не вышло, и воспитать новую. Ольга хочет не дать Маше пойти по тому пути, по которому в силу воспитания и генов, пошла она сама. Ольга стремиться построить новую семью, в которой будет царить взаимопонимание и любовь. Познакомившись с мужчиной по переписке, встретив его вживую всего один раз, она по-детски доверчиво ставит всю свою жизнь на этот брак — именно к этому полумифическому мужу и бегут Ольга с Машей. В кармане у Ольги — те самые письма, где будущий муж пишет ей о том, как хороша будет их совместная жизнь. 

 
Из-за обилия референсов, после просмотра фильма критики уже окрестили Соколова и русским Тарантино, и Фон Триером

В фильме много классически кинематографических референсов, сам режиссер Кирилл Соколов, говорит, что никак не может избавиться от референсного мышления, и обращается то к «Фанни и Александр» Бергмана, то к «Дикие сердцем» Линча. Аналогии можно продолжить работами Тарантино и Люка Бессонна. «Леон» последнего приходит на ум хотя бы потому, как органично, смело и иронично сыграла в фильме героиня-девочка. Маленькая Соня Круглова обладает замечательным актерским дарованием, естественностью и юмором, который так хорошо ложится на режиссуру Соколова. Из-за обилия референсов, после просмотра фильма критики уже окрестили Соколова и русским Тарантино, и Фон Триером, и даже сравнили с Гайдаем. 

Большое значение для фильма имеет и физическая комедия старого Голливуда, в частности, творчество Бастера Китона и Чарли Чаплина: герои стреляют друг в друга, бьются головами о деревья, тонут, получают ножевые ранения и удары по носу, а потом встают и продолжают свою миссию, они живы, им даже и не очень-то больно. 

 

Несмотря на мрачные события, происходящие на экране, картина получилась яркая. Зеленый, красный, желтый — эта цветовая гамма следует за Соколовым из фильма в фильм. Сам режиссер на пресс-конференции, посвященной картине, говорил о том, что в российском кино почему-то не любят яркие цвета, хотя они очень хорошо работают на жанр и стилистику произведения. Чтобы построить декорацию квартиры Олега, режиссер просто взял картину Ван Гога «Спальня в Арле» и постарался стилистически воспроизвести ее на экране. 

Соколов считает, что российский зритель пока не готов массово смотреть черные комедии. Зато у фильма уже есть мировой сейлз-агент, и в ближайшее время будет объявлено о участии картины в крупном международном фестивале. 

«Нуучча», режиссер Владимир Мункуева

Фильм якутского режиссера Владимира Мункуева уже получил Гран-при в секции «Восток-Запад» Международного кинофестиваля в Карловых Варах в 2021 году. 

 

Якутское кино уже совершило революцию на «Кинотавре» в прошлом году, когда фильм Дмитрия Давыдова «Пугало» стал победителем фестиваля. Поэтому «Нуучча» и «Пугало» естественным образом вызывают сравнение. По энергетике и стилю «Пугало» — фильм более яркий, динамичный, вызывающий сильные эмоции на грани физиологического отвращения. «Нуучча» — фильм медитативный, с долгими планами, отражающими состояние природы, и крупными планами героев, которые как бы изучают довольно спокойную, не экспрессивную игру актеров. Здесь нет сильных эмоций, на которые создатели хотят спровоцировать зрителя, но есть плавность, размеренность, поэтичность, скромность художественного выражения. 

Фильм этот в той же мере о природе, как и о людях. Собиранию мха, ловле рыбы, построению и утеплению дома уделено, пожалуй, больше экранного времени, чем самому нарративу. Не случайно исполнитель главной роли Сергей Гилев пришел на пресс-конференцию по картине с пакетиком мха, с которым он и позировал фотографам.

Картина основана на рассказах польского писателя и этнографа Вацлава Серошевского. Глобально, это метафора того, как русские захватывали территории малых народов на территории нынешней России, как были ассимилированы и подчинены русским якуты. Локально — это история о том, как в конце XIX века русский каторжник Костя попадает в дом бедной якутской семьи, мужа и жены, на их исконной территории. «Нуучча» на местном диалекте означает «русский». Хабджий и его жена Керемес — трудолюбивые люди, но им самим нечего есть, и они, по сути, выгоняют пленника, навязанного им местным князем. Но затем проявляют жалость, возвращают его обратно и выхаживают. Князь призывает Хабджия на ежегодные работы по подготовке к зиме, и Керемес остается с пленником одна. Очень быстро из каторжника безжалостный Костя превращается в хозяина дома и его обитателей. 

Есть в этом фильме и традиционные для якутского кино шаманы и общение с духами, национальный колорит и обрядовость, которая так важна для якутской культуры. Необычен эпизод погребения заживо пожилой женщины, которая решает, что настал ее час и в буквальном смысле идет закапывать себя заживо. 

34-летний якутский режиссер Владимир Мункуев снял свой первый полнометражный фильм «Чувак», который стал лидером регионального проката в Якутии, в 2017 году. «Нуучча» — это вторая работа режиссера. 

 

«День мертвых», режиссер Виктор Рыжаков

«День мертвых» — первый конкурсный фильм, который показали на «Кинотавре» в этом году. Для 61-летнего театрального режиссера, художественного руководителя театра «Современник» Виктора Рыжакова— это дебют в кино. 

«День мертвых» — это, как и «Оторви и выбрось», семейная история, своеобразный роуд-муви матери (Агриппина Стеклова)  и сына (Александр Паль), навещающих могилы предков в родительскую субботу. Для своего дебюта режиссер выбрал пьесу уральского драматурга Алексея Еньшина «Родительский день». Прабабушка и прадедушка, мама и муж — все эти умершие уже люди, для героини Стекловой — живые, она с ними разговаривает, жалеет, рассказывает последние новости. Но вот с реальной живой сестрой она наладить отношения не может, когда они в очередной раз ссорятся, сестра гневно бросает ей, что с мертвыми она добрее, чем с живыми. Да и с сыном у Стекловой отношения довольно напряженные. 

Герой Паля — 35-летний тинэйджер, ни семьи, ни детей, ни нормальной работы, ни собственного жилья, ни желания обзаводиться чем-то из вышеперечисленного. Он не может простить матери смерть брата Саши, гомосексуалиста, которого мать не приняла и выгнала из семьи. А мать не может себя заставить приехать к Саше на кладбище и попросить прощения. Это трогательная камерная история о человеческих чувствах, о семейных отношениях, о том, как привязанность и зависимость от предков не дает возможности найти язык с собственными детьми, о непрожитых травмах и переживаниях, которые годами мешают отношениям самых близких людей. 

 
Избыточные, не всегда уместные кадры, снятые дроном с высоты птичьего полета, составляют более трети всего фильма и смотрятся как реклама автомобиля

К сожалению, есть факторы, которые мешают воспринимать эту человеческую историю, в частности, операторская работа. Создатели в самом начале фильма решили «оживить» камеру настолько, что зрителя после пяти минут просмотра начинает укачивать. Далее — другой перекос: избыточные, не всегда уместные кадры, снятые дроном с высоты птичьего полета, составляют более трети всего фильма и смотрятся как реклама автомобиля. Понятно, что съемки проводились в живописном месте, в Олонецком районе Карелии, и это хотелось подчеркнуть, но прием используется слишком часто.

Есть и чисто сюжетные недочеты, фильм называется «День мертвых», отсылая нас к известному в латиноамериканских странах празднику памяти умерших 1 и 2 ноября. Этот день отмечают в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре. Местные жители верят, что в эти дни души умерших родственников посещают свой родной дом. По сути, к мексиканскому дню мертвых история не имеет никакого отношения. Есть несколько визуальных решений, которые должны оправдать название: в начале фильма мы видим вечеринку, где лица участников — в соответствующем гриме «скелетов», в машине у героя висит маленький череп, а история того, как наши герои ездят на старом авто по Карелии периодически сопровождается популярными латиноамерикансики хитами. Эти попытки связать два культурных феномена — как будто лишние, и только мешают воспринимать очень русскую в корне историю. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+