Вынос мозга на Красной площади: новый роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.»
26 августа в издательстве «Эксмо» вышел новый роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.» — ежегодное художественное высказывание современного классика, обставленное с привычной таинственностью и запускающее традиционные критические бега.
Сознавая свое привилегированное место в современной российской литературе, заслуженное культовыми романами девяностых «Омон Ра», «Чапаев и пустота» и «Generation П», и то влияние, которое он все еще оказывает на читателей и литературный процесс, Пелевин пишет очередную вариацию своего типичного романа, с кокетливой самоиронией предвосхищая реакцию на собственный текст: «Поскольку никаких событий в изящной словесности не происходило, главным содержанием литературной жизни Добросуда была затяжная война Шарабан-Мухлюева с косметическими влиятельницами, комментирующими литературу».
Как блогер Анатолий Капустин написал книгу о мужчинах ХХI века по треду в Twitter
Второстепенный герой «Transhumanism Inc.», бронзовый классик Шарабан-Мухлюев прекрасно себя чувствует в 206 веке новой эры — «он написал все свои главные тексты еще два-три века назад и попал в банку случайно». В мире будущего, где почти всем заправляет корпорация «Transhumanism Inc.», влиятельные люди давно отделили мозг от стареющего тела и перенесли в особые сверхзащищенные банки. Розовый мозг банкиров, министров, генералов и даже главы государства «бро кукуратора», лидера партии сердобол-большевиков хранится в подземном хранилище на разных уровнях-таерах. В мире работает принцип матрицы — виртуальной реальности, созданной нейросетями корпорации с помощью церебральных чипов, сверхчувствительных имплантов и всевозможных примочек вроде навороченных «кукух» и «канаток», передающих чужие ощущения. В семи главах Пелевин подробно рассказывает, как устроен дивный мир после эко-апгрейда. Переиначивая на свой лад помещичье-крестьянский антураж сорокинского «Доктора Гарина», автор показывает, как дочь банкира студентка Маня то наблюдает за холопами (хелперами) у тетки в Сибири, то ходит на сеансы к дорогому кукухотерапевту, потому что к ее импланту пожелал подключиться владелец корпорации — вездесущий Гольденштерн по прозвищу Прекрасный. Пелевин весело расписывает, как молодой и отвязный фрумер Иван из Свидетелей Прекрасного проводит досуг на празднике Выноса мозга на Красной площади вместе с сердоболкой Няшей и пробует все симуляции большевиков, включая опыт майской демонстрации с детьми на плечах. Пелевин придумывает заседания бро кукуратора с приближенными генералами, контроль над внешней политикой с помощью кобальтового гейзера и налаживание связей с Азией, смакует в деталях особенности секса в посткарбоновую эру и штрихами набрасывает якобы матриархальный мир, где юноша перед свиданием просит цифровую помощницу Афифу подобрать ему «фему без сверла». Писатель не обходит вниманием даже котиков, посвящая им целую главу (бессмертная пара банкиров щедро платит агентству «Базилио» за медовый месяц в кошачьих телах), а на уровне всего романа замахивается на Шекспира, переосмыслив дуэт Розенкранца и Гильденстерна.
Все это напоминает растянувшуюся на 600 романных страниц экспозицию, введение в художественную футурологию, очередную пелевинскую попытку (натужную и уже несмешную) объяснить в придуманных символах то, что происходит прямо сейчас.
Новый роман, благоразумно отнесенный в далекое постковидное будущее, — публицистическая фиксация действительности без прогнозов и выводов, с ясной, но необязательной метафорикой (довольно топорной), ходульными героями и потерявшей остроту пелевинской сатирой. История баночного властителя дум Атона Гольденштерна естественным образом вписывается в ключевой пелевинский метасюжет, где, как писал в «Ведомостях» Алексей Фирсов, «герой мучительно выбирается из лабиринтов своего сознания, попадая в ловушки и тупики, и в момент понимания, что выхода нет, переживает радикальную трансформацию, находит освобождение, теряет свое «я» и тонет в ослепительном ничто». В этом смысле Пелевин остается верен себе и в который раз пишет одну из четырех вечных борхесовских историй — о самоубийстве бога. Вот только читатель как сразу попадает в ничто, так и остается там 600 страниц спустя.
«Transhumanism Inc.» — логическое продолжение пелевинских размышлений о настоящем и будущем, начатое в «iPhuck 10», где главными героями были литературно-полицейский алгоритм Порфирий Петрович и Маруха Чо — «искусствовед с большими деньгами и баба с яйцами по официальному гендеру». Тогда, придумывая новый облик современной России и скрещивая секс-игрушки с гаджетами, а алгоритмы с творчеством, Пелевин сводил счеты с литературными критиками, сравнивая тех, кто о нем пишет, с «уставшей привокзальной минетчицей, которая уже не способна получать удовольствие».
Четыре года спустя Виктор Олегович ориентируется уже на блогеров (незадолго до выхода романа он даже прошелся по некоторым аккаунтам и оставил собственные цифровые следы) и дискутирует с ними: «Косметические влиятельницы обвиняли Шарабан-Мухлюева в однообразии и самоповторах («из книги в книгу герои борются с обстоятельствами или друг с другом, а потом чего-то добиваются или нет») и еще в том, что он уже два века «не торт». «Пару веков назад писатель многословно и язвительно горячился:
— Одно и то же? В моих книгах? Это, знаете, как пустить собаку на вернисаж. Она обойдет все картины и скажет: «Ну что такое, везде одно масло! Я по три раза понюхала — тут масло, и тут масло, и тут тоже масло. Зачем столько раз одно и то же? Вот то ли дело на помойке при сосисочной фабрике.
Это я к тому, что картины рисуют не для собак, и если какая-то любопытная сука забрела на вернисаж, ей лучше не предъявлять претензии художнику, а вернуться на свою помойку духа».
Теперь же «равнодушное величие забронзовевшего классика» позволяет Шарабан-Пелевину отвечать еще банальнее и оскорбительнее: «Как вы, наверное, слышали, я друг парадоксов, поэтому мне нравится, когда у меня сосут с песнями. Утомляет только, что песни уже третий век те же самые — мол, не торт. Да почему же это не торт? Вы, наверное, сплевываете. А надо сглатывать. Но все-таки я верю, что со временем вы научитесь, как и предыдущие семь поколений».
Положа руку на сердце, Виктор Олегович давно заслуживает информационного бойкота и от критиков, и от блогеров. Но единства ждать не приходится. Мышки плакали, кололись, но продолжали есть кактус. И если в случае с предыдущим романом «Непобедимое солнце» все было не зря, в этом году остается только раздраженно сплевывать.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора