На карантине, но не взаперти: как в пандемию яхты стали и транспортом, и жильем для своих владельцев
В пандемийном 2020 году верфям, прежде не знавшим подобных вызовов, пришлось перестраивать привычные процессы, чтобы не останавливать производства и не терять связи с клиентами. Строительство суперъяхт — капиталоемкий бизнес, а потому входной порог в него очень высок. Высоки и риски, поэтому справиться с последствиями пандемии и остаться на рынке удалось не всем. Мы расспросили владельцев и топ-менеджеров ведущих североевропейских верфей о том, как их компании пережили кризис, какие настроения и тренды наблюдаются в отрасли, дорожают ли яхты и как изменились запросы и предпочтения заказчиков и владельцев крупных прогулочных судов
Коммер Дамен
председатель Damen Group
Мы активно работаем в разных областях судостроения и в целом неплохо сумели предотвратить проблемы, которые могло бы вызвать нарушение цепочек поставок, хотя это было непросто. С другой стороны, у нас возникло много сложностей с передачей готовых судов заказчикам, поскольку инженеры не могли ездить в командировки. Приходилось тем или иным образом сдавать заказы удаленно, транслируя пуско-наладочные инструкции для различных систем онлайн.
Время показало, что инвестиции в суперъяхты оказываются выгодными. Если вы посмотрите на стоимость яхт Amels на вторичном рынке, то увидите, что цены на них приближаются к таковым на новые проекты. Порой мы даже жалеем, что в свое время не оставили несколько лодок себе! Если говорить об инвестициях в наш собственный бизнес, то пока мы действуем осторожно, поскольку видим, что некоторые области индустрии еще не восстановились. Судостроение в широком смысле всегда было подвержено влиянию политических решений, поскольку долгое время оставалось субсидируемой отраслью. К счастью, сейчас это не так, но этот рынок все равно не такой открытый, как многие другие, и на нем неминуемо сказываются политические процессы.
Дачный сезон: как новая яхта Олега Тинькова открывает путешественникам Антарктику
Майкл Бреман
директор по продажам Lurssen Yachts
Вокруг много говорят о нарушенных из-за пандемии цепочках поставок, но я думаю, что все не так плохо. Да, приходится адаптироваться, менять привычный подход, но я не могу сказать, что цепочки поставок были именно разорваны — мы ничего такого не почувствовали. А вот для сохранения здоровья сотрудников во время карантина нам пришлось начать работать в несколько смен, чтобы в доках и офисах одновременно находилось как можно меньше людей. Также я не слышал, чтобы кто-то говорил об увеличении стоимости строительства новых суперъяхт. Конечно, сейчас приходится еще внимательнее следить за сроками, поскольку внезапно может возникнуть дефицит каких-либо комплектующих или начаться новый локдаун, но пока нам удается избегать серьезных проблем.
Конкуренция за клиентов остается такой же острой, какой она, в общем-то, была всегда — в нашем сегменте рынка их крайне мало. Для потенциальных заказчиков сейчас подходящее время, чтобы принять решение о покупке суперъяхты, ведь в мире мало кто умеет строить крупные суда. Если кто-то задумал построить новое судно, я бы посоветовал не затягивать.
Во время пандемии некоторые владельцы яхт Lurssen проводили на борту больше времени, чем обычно, поняв, что так безопаснее. А в остальном все идет своим чередом: люди проводят у нас рефиты (обновление, ремонт, переоборудование или восстановление старых судов. — Forbes Life), мы продолжаем получать новые заказы и строить новые яхты. Можно было бы предположить, что в свете всех этих событий у клиентов появятся какие-то специфические запросы, но ничего такого нет. Большинство наших яхт изначально спланировано так, что на них есть помещения, где можно изолировать заболевших. Зато главной темой для обсуждения (без связи с пандемией) стали новые виды пропульсивных систем (судовых силовых комплексов. — Forbes Life). Мы стараемся уходить от ископаемого топлива и двигателей внутреннего сгорания в сторону топливных ячеек (топливные элементы, в которых электрический ток и тепло вырабатываются из водорода в ходе электрохимической реакции. — Forbes Life).
Думаю, что теперь все больше людей станут рассматривать яхту именно как место для жизни, а не только для короткого отдыха. Пока сложно предположить, каким станет нынешний сезон, но если свет в конце тоннеля не окажется прожектором приближающегося поезда, на воде будет очень оживленно, и это лето обернется хорошей компенсацией за прошедший год.
Ян-Барт Феркайл
генеральный директор Feadship Van Lent
В этом году флот Feadship пополнится семью новыми суперъяхтами — все эти cуда мы строили в том числе в период карантина. Вообще нам повезло, и возникшие из-за пандемии проблемы с поставщиками и субподрядчиками нас почти не затронули: у Feadship много собственного персонала на местах, это позволяет достаточно гибко реагировать на изменения в цепочках поставок. Тем не менее нам пришлось внимательно пересмотреть свою бизнес-модель и кое-что уточнить по ходу дела, дабы сохранить рентабельность. Слишком гибкая ценовая политика в такой ситуации не всегда является наиболее эффективным способом ведения бизнеса.
Что касается заказов, то в какой-то момент, когда весь мир пытался понять, что будет дальше, наступила тишина. Однако прошлым летом и осенью многие уже построенные яхты были проданы, и люди начали интересоваться новыми проектами, поэтому у нас появилось достаточно запросов. Во время пандемии многие сделали себе состояние и поняли, что нужно продолжать жить и что яхта представляет собой наиболее безопасное место — своего рода «пузырь», которым можно управлять по своему желанию.
А вот в плане общения с клиентами онлайн не все так просто. Конечно, онлайн-встречи стали чаще, но если есть возможность встретиться лично, то лучше использовать этот шанс. Ведь мы продаем мечту, и если проект, смету и даже сам ход строительства можно оценить удаленно, то запах древесины, фактуру поверхностей и мастерство наших сотрудников передать через сеть не выйдет.
В нише кастомных суперъяхт сейчас все идет к уменьшению числа верфей, способных создавать чрезвычайно дорогие и очень сложные крупные суда. Эта тенденция наблюдается уже некоторое время, и клиентам она лишь на пользу, ведь чтобы строить такие суда, нужен очень богатый опыт. Для верфей, которые занимаются этим редко, подобные проекты превращаются, скажем так, в приключение.
Довольно много яхт Feadship совершают кругосветные путешествия, и пандемия не сильно повлияла на их маршруты. Что касается остальных, то прошлым летом наш флот был довольно активен в Хорватии, поскольку туда, например, могли прилетать владельцы яхт из США. Этой весной многие вернулись к привычным круизам на Карибах и Мальдивах, а некоторые владельцы отправились в Новую Зеландию, чтобы посмотреть гонки Кубка Америки. В любом случае мы наблюдаем увеличение интереса к кругосветным плаваниям.
Сейчас сложно прогнозировать, каким станет грядущий сезон. Думаю, все отправятся в Грецию, Хорватию, Турцию и другие страны, готовые принимать иностранцев. Пока непонятно, что будет с Норвегией и другими регионами Северной Европы. Американский флот, возможно, останется дома и двинется вдоль Восточного побережья в сторону Ньюпорта (расположен на Род-Айленде. — Forbes Life). Ну а пока владельцы выжидают, стараясь понять, что же будет дальше.
Водный мир будущего: как будут выглядеть суперъяхты через 10 лет
Парис Балумнис
директор по маркетингу Oceanco
В начале пандемии все были озадачены неопределенностью, поэтому мы предложили владельцам нашего флота использовать верфь как убежище для их яхт, и некоторые этим воспользовались. Позже мы увидели, что люди стали проводить больше времени на борту — с семьей, в привычном домашнем окружении. Оказалось, что это безопасно и одновременно дает свободу, позволяя находиться на природе и оставаться мобильным.
Часть клиентов решили повременить со строительством яхт, что привело к уменьшению общего числа заказов в отрасли. Как следствие, некоторые компании, стремясь заполнить свободные слоты на производстве, стали чуть агрессивнее в своей ценовой политике. Однако так поступили далеко не все, и это не коснулось верфей, работающих с единичными крупными кастомными проектами. Здоровая конкуренция позволяет быть продуктивнее и подчеркивает важность добавленной стоимости: дело не только в конечной цене продукта, но и в том, как он соотносится с ценностями клиента.
Франсис Лапп
основатель и президент Sunreef Yachts
Единственная существенная перемена в предпочтениях клиентов, которую мы наблюдаем, связана с самим процессом приобретения яхты. Пандемия заставила людей прекратить откладывать покупки, о которых они давно мечтали, что привело к росту продаж. Меня не удивляет эта тенденция — тех, кто стремится обрести свободу и проводить больше времени с семьей и друзьями в приватной обстановке подальше от тревоги и стресса, можно понять. При этом никто не заказывает какие-то особые «ковидные» модификации яхт, но если бы такие потребовались, мы бы, конечно, их предложили.
К счастью, от пандемии мы пострадали меньше, чем другие верфи, поскольку почти все делаем самостоятельно. Пока многие ждали, когда субподрядчики придут в себя, мы продолжали работать, не снижая темпа. Да, стало сложнее приобретать некоторые материалы и товары, поэтому цены на лодки немного подросли, однако это нельзя считать значительным подорожанием.
За прошедший год индустрия вынуждена была пересмотреть способы взаимодействия с клиентами. Мы коммуницировали с ними на эмоциональном уровне, а не на уровне продукта. Чтобы пробудить у людей интерес к яхтингу, привлекли всемирно известных спортсменов — Рафаэля Надаля и Нико Росберга, которым близок яхтенный образ жизни, и они выступили послами бренда Sunreef Yachts.
Стала ли конкуренция в нашем сегменте рынка жестче? Пожалуй, да, но не только из-за коронакризиса. Парусные, моторные и электрические катамараны давно набирают популярность, сейчас этот тренд достиг максимума. А значит, появляются новые производители, что сказывается на конкуренции.
Еще одна из самых динамичных тенденций в яхтенной индустрии связана с курсом на устойчивое развитие. Чтобы оставаться в лидерах, необходимо инвестировать в новые технологии. Причем останавливаться тут нельзя, даже невзирая на сложные времена, особенно если у вас есть реальная возможность уменьшить углеродный след от строительства и эксплуатации яхт.
Артур Брауэр
генеральный директор Heesen Yachts
Мы не заметили существенных изменений в запросах клиентов. По крайней мере пока никто не приходил к нам с проектом «постпандемийной» яхты. Главный эффект пандемии — глобальная неопределенность изменила нормальную покупательскую модель. Позже, когда люди свыклись с новой реальностью, они поняли, что уже не могут заниматься многими привычными вещами, и наконец-то осознали, что яхтинг — это здорово. А мы давно уже стараемся донести это до всех!
Heesen Yachts вышла из 2020 года лучше и сильнее. Мы чувствуем себя совершенно комфортно, заключая сделки удаленно. Благодаря переходу на посменный график производство не останавливалось, а значит, не было задержек по проданным проектам. Сейчас мы строим одновременно 14 яхт длиной от 50 м до 80 м, и примечательно, что наши цепочки поставок оказались более устойчивыми, чем мы предполагали. Да, все усложнилось, но не до степени невозможного. Приходилось работать более организованно, однако, к счастью, в этом голландцы на высоте.
Для клиентов ситуация, конечно, оказалась сложнее, ведь приехать на верфь, чтобы посмотреть на свою строящуюся лодку, было не так-то просто. Тем не менее мы сумели обеспечить доступ в эллинги (цеха. — Forbes Life) инженерам, сюрвейерам и другим техническим специалистам, чтобы те могли действовать от имени заказчиков.
В целом владельцы использовали свои яхты в прошлом году меньше, чем обычно, однако любопытно, как менялось поведение флота по мере развития пандемии. Очень хорошо это иллюстрирует опыт владельцев одной из наших лодок под названием Odyssea. В первые дни кризиса им казалось, что они самые счастливые люди на планете: можно просто выйти в море и отправиться на необитаемый атолл, где нет ни людей, ни мер предосторожности и можно жить как захочется. Но едва начали поступать более серьезные новости, они решили заправиться по горловину и закупить максимум провизии: до них доходили слухи, что выйти в море запретят или разрешат только в одну сторону — домой. В итоге эта пара простояла несколько месяцев на якоре на необитаемом таитянском атолле, а потом вернулась в Майами к детям. Не сомневаюсь, что эта история покажется знакомой многим владельцам яхт.
Позже, когда открылись некоторые круизные акватории, люди наконец-то увидели, что яхта — это безопасное место для встреч с семьей и друзьями. Яхтинг всегда был способом открывать для себя новые места и получать новые впечатления. Сейчас это справедливо как никогда, ведь яхтинг — одна из великих свобод, которая пробуждает живущего в каждом кочевника.