К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От королевы Виктории до Джона Кеннеди: почему яхтенный стиль не выходит из моды уже несколько столетий

DR
DR
Последние лет сто в моде есть непреходящее правило: каждую весну и на высоких подиумах, и на полках масс-маркета появляются тельняшки и другие атрибуты морского стиля. Forbes Life выяснил, как им удалось пережить шторм времени

Морской стиль возвращается в наши гардеробы с завидной регулярностью. И неважно, проводили ли вы когда-нибудь лето на яхте, — канонические синие полоски на белом фоне делают Лазурный Берег доступным для всех. Конкурентное преимущество морского стиля заключается в том, что он не только помогает удачно маскироваться под окружающую среду, но и максимально удобен в любой, даже самой непонятной ситуации. Кроме того, он отлично справляется с основными задачами нового времени, когда комфорт, к которому мы привыкли за время самоизоляции, постепенно отходит на второй план, уступая место высказываниям на политические и социальные темы. И простая тельняшка в этом случае может оказаться куда красноречивее футболки с надписью Vote. Для выбора правильного лозунга следует изучить историю появления в нашем гардеробе культовых вещей из экипировки моряков, рыбаков и яхтсменов, а заодно и круизных коллекций (хотя на самом деле круизы здесь ни при чем).

Дачный сезон: как новая яхта Олега Тинькова открывает путешественникам Антарктику

Чувство штиля

Прежде чем оказаться на подиуме, свитер в полоску, адмиральские кители и широкие моряцкие брюки проделали большой путь. В разговоре о становлении морского стиля сложно избежать жонглирования метафорами, но украсить повествование словами «большое плавание» будет не совсем корректно — те, кто ввел эти предметы одежды в повседневный обиход, большую часть времени проводили на берегу. Женщина на судне до середины XIX века могла находиться в силу лишь нескольких причин. Если оставить за скобками романтизированные истории об отважных дамах, пробравшихся на борт по подложным документам, остается два варианта — быть женой или дочерью капитана. С появлением в 1844 году первых круизных судов, которые курсировали из Саутгемптона через Гибралтар на Мальту и в Афины, привычно «мужская» территория потеряла флер недоступности, но до прихода на смену кринолинам брюк свободного кроя и купальных костюмов оставалось более 70 лет. Правило «сначала женщины и дети» в случае с модой безотказно сработало на морскую униформу. В 1846 году королева Виктория заказала для своего четырехлетнего сына Альберта Эдварда, будущего короля, костюм у портного Королевского флота. Портрет маленького мальчика в образе моряка кисти Франца Ксавера Винтерхальтера произвел эффект, сравнимый с инстаграм-снимками детей Бейонсе и Джей-Зи. К концу XIX — началу XX века подобные костюмы можно было встретить далеко за пределами Англии: начиная с отпрысков благородных семейств в царской России и заканчивая школьниками в Японии, форма которых была смоделирована по примеру одежды британских моряков. Интересно, что официальная форменная одежда появилась еще в середине XVIII века. До этого преобладающим цветом для представителей военно-морских сил был красный, его в своей одежде использовали и рыбаки. После проведенной реформы допустимым остался лишь темно-­синий, получивший название navy blue, и он прочно вошел в историю не только флота, но и моды.

 
Цесаревич Алексей на яхте, 1911 год
Цесаревич Алексей на яхте, 1911 год·Wikimedia.org

Миллиардеру Алексею Мордашову передадут новую суперъяхту длиной 142 метра

Что нам ветер

В 1851 году на острове Уайт прошла первая регата «Кубок 100 гиней». Отсюда берет начало история парусного спорта и профессиональной экипировки. Слово «яхта» произошло от голландского jaсht, что в переводе означает «охота»: охотничьими называли лодки, участвовавшие в погоне за пиратскими судами. Насущная необходимость в защите берегов колоний и торговых маршрутов со временем уменьшалась, а желание испытать присущие этому занятию азарт и эмоции не исчезало. Вместе с любовью к морю, приключениям и скорости участники первых регат сохранили верность традиционной морской палитре — темно-синему, белому, красному и желтому. В 1896-м парусный спорт вошел в олимпийскую программу, а второй виток популярности случился уже в 1950-е, когда свое увлечение яхтингом открыто демонстрировал будущий президент США Джон Кеннеди. Здоровый образ жизни, спорт и патриотизм легли в основу классического американского образа, и для этого иметь дом в пригороде Нью-Йорка или 26-футовую яхту Victura было необязательно.

 

Парус одинокий

В 1907 году на пляже Ревир-Бич в штате Массачусетс была арестована Аннет Келлерман, австралийская профессиональная пловчиха, готовившаяся к соревнованиям в цельном купальнике, мало напоминавшем громоздкие костюмы для плавания того времени — с обязательной шерстяной юбкой, панталонами и тканевыми туфлями. Если в Австралии в то время разрешали тренироваться в трико, то на Восточном побережье США царили куда более строгие нравы: женщинам лишь недавно позволили обходиться на пляже без перчаток и шляп. Этот эпизод положил начало борьбе за право женщин носить удобную одежду и заниматься спортом наравне с мужчинами. «Если бы вместо того, чтобы видеть в замужестве единственную радость, девушки больше занимались плаванием, танцами и спортом, разводов было бы на порядок меньше», — говорила Келлерман в 1910 году. По слухам, она повлияла не только на поколение женщин, отказавшихся от патриархальных стереотипов, но и на Коко Шанель — история триумфального освобождения женщин от корсета тоже началась на пляже. Прогуливаясь по набережной Довиля в тельняшке и широких «парусных штанах» в 1920 году, Шанель подала пример друзьям, среди которых был Пабло Пикассо, и отдыхающим парижанкам. Последние были рады примерить на себя бретонскую рубаху, традиционную «униформу» рыбаков Бретани, и сменить длинные юбки на перекроенные по женской фигуре мужские брюки.

Kiton
Kiton·DR

Роскошь в кризис: инструкция по экономии на яхтах

Стильный такелаж

Все плюсы скрещивания спортивного стиля и национальной символики разглядели и модельеры. В 1980-е Ральф Лорен и Томми Хилфигер, взявшие за основу цвета флага, умело маневрировали между стремлением покупателей к призрачной американской мечте и их желанием стать обладателями дома в Хэмптонс или хотя бы членами яхт-клуба. Мужские бренды и дизайнеры в целом чувствуют себя более уверенно на территории морского стиля. Дело то ли в исторической преемственности (спасибо адмиралам, морякам и спортсменам, образ которых мало менялся в последнее столетие), то ли в практичности, присущей мужскому гардеробу.

 

Наряду с создателями профессиональной экипировки защитить нас от ветра, соленых брызг и дождя стремятся почти все бренды, так или иначе заботящиеся о комфорте, — неважно, участвуете вы в серьезных гонках или оказались на судне, не имея ни малейшего представления о бейдевинде правого галса.

Например, кашемировые кардиганы Loro Piana хоть и не имеют прямого отношения к морскому стилю и не являются вещью технологичной, с яхтсменами все же ассоциируются. Причина, по которой вещи итальянского бренда находят отклик в душе фанатов моря, — деятельность вице-президента компании (и яхтсмена по совместительству) Пьера Луиджи Лоро Пьяна, которого можно смело назвать лучшим амбассадором марки. Несмотря на недавнюю потерю любимицы My Song (позапрошлой весной легендарный парусник упал с грузового корабля при транспортировке в Средиземном море), Пьер Луиджи продолжает активно участвовать в организации регаты Loro Piana Superyacht Regatta (в этом году соревнования пройдут с 1 по 5 июня в Порто-Черво) и на собственном примере демонстрировать, что стиль и мореплавание — понятия совместимые. Например, в новой коллекции Loro Piana представлены ветровки из технологичных тканей с подкладкой из кашемира, в которых можно представить себе Джона Кеннеди за штурвалом Victura или на  прогулке в парке.

Еще два бренда, которые напрямую никак не связаны с яхтингом, но активно заигрывают с морским стилем почти в каждой коллекции, — это Kiton и Brioni. Цветовая палитра — от классического navy blue до нежно-голубого, напоминающего о рассветах на Амальфийcком побережье. Силуэт свободный, не сковывающий движения ни во время срочной постановки геннакера, ни во время аперитива в баре яхт-клуба. Вещи из весенне-летних коллекций Ralph Lauren и Dior Men тоже отлично подойдут и для уик-энда в Риме, и для морской прогулки, которая все же не подразумевает взаимодействия с бегучим такелажем.

Пока вдохновением для креативного директора Brioni Норберта Штумпфеля служила рабочая одежда 1950-х, большинство модных домов ориентировались на вечную классику Биаррица и Монако: дорогие ткани и элегантный крой позволяют сойти с яхты прямо в казино. В новой коллекции Ermenegildo Zegna можно отметить костюмы в полоску разных цветов, неизменно отсылающие к тельняшкам, и широкие брюки — кажется, именно таким отдавали предпочтение моряки в середине прошлого века. Костюмы еще одного итальянского бренда, Boggi Milano, будто созданы для остановок в порту Эркюль и вечеринок на палубе. Но если вы планируете выйти в море на парусной яхте, имеет смысл обратиться все-таки к бренду Kiton, оснастившему плащи функциональным капюшоном и воротником. По словам дизайнеров, новая коллекция — «трибьют палитре Средиземного моря». Вещи Stefano Ricci тоже позволят выйти на палубу, чтобы научить подрастающее поколение завязывать морские узлы: куртки из технологичных материалов и костюмы в цвет морских волн можно подобрать не только для себя, но и для сына.

Ralph Lauren
Ralph Lauren·DR

Круиз-контроль

Французы, пожалуй, лучше других научились обращаться с полоской и прочими «знаками отличия» представителей морских профессий — достаточно вспомнить Брижит Бардо на пляже Сен-Тропе или Сержа Генсбура в приталенном пиджаке. Модные дома не преминули воспользоваться шансом культивировать эту непринужденность в обращении с символами маскулинности (от тельняшки до бушлата), а заодно заработать на нашем желании уехать к морю вне зависимости от сезона. История круизных коллекций берет начало в 1920-е, когда мадемуазель Шанель обратила внимание на очевидные потребности своей целевой аудитории — путешествующих пар из высшего света, чей график поездок не ограничивался летними каникулами. Впрочем, к коллекциям Коко Шанель термин «круизный» никто не применял, а с задачей придумать объединяющее название для вещей, которые необходимо продать в межсезонье, справились современные маркетологи. Сегодня уже не скажешь, в какой момент, помимо привычных prêt-à-porter и базовых недель моды, мы стали следить за круизными показами (по другую сторону океана используется слово resort) и замечать в бюджете еще одну дыру ближе к новогодним праздникам.

 

История про белоснежные лайнеры и недоступность массовых путешествий в первой половине прошлого века оказалась настолько созвучной сегодняшней действительности, что от этого совпадения становится немного не по себе. Если еще несколько лет назад круизные показы обладали аурой недоступности и смутным обещанием красивой жизни — приглашенных гостей собирали на улицах Гаваны (Chanel) или в футуристичном доме-пузыре Пьера Кардена на юге Франции (Dior), то, оказавшись в одной лодке, мы следили за происходящим с экранов телефонов. Креативный директор Chanel Виржини Виар отменила запланированный показ на Капри, вместо этого модели в укороченных джинсах и пиджаках с поясами, напоминающими яхтенные канаты, позировали на фоне с морским пейзажем — кажется, именно так их сняли бы в фотоателье в 1920-е. Виктория Бекхэм не использовала отпускные коннотации, но блузки в полоску и расклешенные джинсы с высокой талией и широкими отворотами Victoria Beckham могли бы запросто оказаться в довильском гардеробе Шанель. На показе Dior Men Resort весна-лето 2021 года главенствовал синий цвет, напоминающий о море и небе, по сочетанию которых мы скучали весь прошлый год. Полосатые ветровки, укороченные шорты и панамы — идеальная униформа для предстоящих каникул, даже если вы не собираетесь ходить под парусом. В коллекции Etro Resort 2021 девушки могут найти пиджаки с блестящими пуговицами, а их соседи по кокпиту — рубашки-поло и костюмы в полоску, которые наверняка бы приглянулись и Генсбуру.

DR

Для съемок своей коллекции креативный директор Celine Эди Слиман смог выбраться из июньского Парижа в Сен-Тропе: в фотографиях, на которых Рианн ван Ромпей предстает в тельняшке, объемном кожаном пиджаке и с кулоном в виде огромного якоря, считывается не только уважение к традициям и модным кодам, но и щемящее чувство ностальгии: все-таки отпуск, который всегда с тобой, — это не только вещи, собранные в путешествие, но и возможность в это путешествие отправиться. Но ближе всех к истине оказался Николя Гескьер: модели в полосатых лосинах, джемперах и штормовках позировали не на палубе, а в штаб-квартире Louis Vuitton на фоне копировальных машин и папок с файлами. Впрочем, сегодняшняя реальность, скорее всего, находится где-то посередине. Возможность разместить поп-ап-офис на яхте далеко не самый худший сценарий этого лета.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+