К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Съесть банан: как «голодный художник» из Майами делает инсталляции с едой ради благотворительности

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 2019 году на биеннале в Майами художник Дэвид Датуна съел банан из арт-инсталляции «Комик», после чего получил предложение от компании Dole создать серию NFT-картин для повышения осведомленности о голоде и продовольственной безопасности. Деньги с продажи работ будут направлены на благотворительность

Продовольственная корпорация Dole выпустила коллекцию произведений NFT-искусства совместно с художником из Бруклина Дэвидом Датуной. Он прославился тем, что съел банан из арт-инсталляции на биеннале Art Basel в Майами в 2019 году, после чего стал известен как «Голодный художник».

Банан, который съел Датуна, был частью инсталляции «Комик» современного итальянского художника Маурицио Каттелана. На биеннале в Майами Каттелан продал свою работу за $120 000, но Датуна подошел к стене, очистил банан от кожуры и съел его до того, как покупатель смог перевезти произведение искусства к себе домой. Все произошедшее было снято на видео. Позднее Датуна заявил, что это был «арт-перфоманс».

В рамках последнего проекта художника с Dole речь идет скорее не о бананах, а о благотворительности. Датуна рассказывает, что цель партнерства — повысить осведомленность о недоедании, голоде и отсутствии продовольственной безопасности, а также собрать средства для некоммерческой организации Boys & Girls Clubs of America. «После того, как я снял банан со стены и съел его (чтобы показать, как мало в мире осталось здравого смысла, если он продается за $120 000) со мной связались представители Dole. В то время они работали над повышением доступности продовольствия. Я подумал, что это просто идеальное попадание в цель», — рассказывает Датуна.

 

Глупость или гениальность: почему покупка картинки в интернете за $69,3 млн может стать лучшей инвестиционной идеей

Глава Dole Пьер-Луиджи Сигизмонди отмечает, что и его компания, и сам художник «созрели» для подобной коллаборации. «Дэвид считает, что искусство и цифровые технологии можно использовать в целях повышения осведомленности и изменения общества. Мы вдохновились его видением. Это нашло отклик в наших сердцах», — рассказывает Сигизмонди.

 

При создании новой коллекции произведений цифрового искусства Датуна вдохновлялся проектом «Солнце для всех городов» (Sunshine for All Cities), в рамках которого компания Dole поставила перед собой цель обеспечить доступ к продовольствию для 1 млрд человек к 2025 году. В прошлом году представители Dole сотрудничали с некоммерческой организацией Boys & Girls Club of America в Джексоне, штат Миссисипи. Главная цель совместной инициативы заключалась в том, чтобы раздать продукты здорового питания малообеспеченным семьям. В 2021 году компания намерена расширить географию проекта и создать специальные образовательные программы и временные фермерские рынки в Балтиморе и других городах США.

Будучи художником, Датуна много путешествовал по миру, после чего понял, что с помощью искусства он может обратить внимание общественности на необходимость решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности. «Я смотрел в глаза голодным детям, поэтому это моя личная цель», — рассказывает Датуна. На протяжении почти десяти лет художник также борется с раком. В этой связи он рассматривает партнерство с Dole как возможность сделать из своего арт-перформанса на биеннале Art Basel в Майами что-то более значимое. «Я каждый день думаю о жизни и смерти, а также о том, каким наш мир будет завтра уже без меня», – рассказывает Датуна. «Один греческий философ сказал, что если вы можете думать об одном человеке, то вы можете думать и обо всем мире. Я беспокоюсь о своем сыне и о том, какой наша планета будет завтра», — добавляет художник.

Два месяца назад представители Dole связались с Датуной и попросили его создать коллекцию из пяти картин, основной темой которых были бы фрукты. Работы должны обратить внимание на связь между питанием и продовольственной безопасностью. Первые четыре картины, привязанные к уникальным NFT-токенам, можно было приобрести на онлайн-площадке для продажи произведений цифрового искусства Rarible 6 мая. Пятая работа Датуны под названием «Солнце для всех» (Sunshine for All) будет выставлена в виртуальной галерее Decentraland и в арт-пространстве в Нью-Йорке. Ее размеры составляют около 100 х 180 см.

 

Картина выполнена в стиле поп-арт и представляет собой коллаж из первых четырех NFT-картин художника из коллекции с Dole, с помощью которой Датуна стремится обратить внимание на важность доступного питания и показать свое видение фруктов. При создании коллекции художник пользовался своей фирменной техникой: верхний слой каждой работы — это мозаика из множества линз для очков. «Разные линзы — это различные точки зрения и взгляды общества, — рассказывает Датуна. — Четыре фрукта на главном коллаже представляют собой людей, объединившихся для решения проблемы голода».

По словам представителей Dole, начальная цена пятой работы составляет около $10 000. В то же время каждая из четырех NFT-работ художника будет продаваться по $1 000. «Благодаря оцифровке большее количество людей сможет ознакомиться с моими работами и их смыслом», — отмечает Датуна. «На фоне популярности NFT-искусства мы поняли, что это уникальная возможность. Мы действительно можем объединить наш способ ведения бизнеса и одновременно достучаться до покупателей», — рассказывает глава компании Dole. Все средства, вырученные с продажи коллекции, будут переданы некоммерческой организации для школьников Boys & Girls Club of America.

Бум цифрового искусства: как селебрити и художники стали зарабатывать миллионы на продаже своих гифок

Дэвид Датуна и его последняя коллекцию NFT с Dole
Дэвид Датуна и его последняя коллекцию NFT с Dole·Dole

На протяжении более десяти лет Датуна считается признанным современным художником. Его работы появлялись в музеях и галереях еще задолго до арт-перформанса с поеданием банана на биеннале Art Basel. Некоторые из работ художника можно приобрести на онлайн-платформе Artsy. Их начальная стоимость составляет $75 000.

«Мне нужно было просто съесть банан, чтобы мир обратил на меня внимание»

«Я рассказываю друзьям, насколько забавной может быть жизнь. В 2013 году одна из моих работ была выставлена в музее при Смитсоновском институте. Несмотря на то, что я современный художник, родившийся в Грузии, моя картина была на выставке в этом музее», — рассказывает Датуна, ссылаясь на свой арт-объект «Портрет Америки» (Portrait of America), который был представлен на выставке в Национальной портретной галерее США в Вашингтоне, округ Колумбия. «Однако, мир никак не отреагировал на это. Оказывается, мне нужно было просто съесть банан, чтобы мир обратил на меня внимание», — добавляет художник. О выходке Датуны на биеннале Art Basel в Майами писали во многих мировых СМИ. После этого его начали считать неоднозначной личностью как в мире искусства, так и в мире поп-культуры.

 

После инцидента на выставке Art Basel в Майами съеденный банан заменили на новый. Художника не привлекли к ответственности за то, что он испортил арт-инсталляцию c фруктом, приклеенным к стене с помощью изоленты. По словам Датуны, он никогда не встречался с автором инсталляции Каттеланом. «Искусство — это универсальный язык, на котором мы не должны общаться друг с другом лично. Он поднял вопрос того, можно ли считать банан искусством. Я дал свой ответ, съев этот банан. Мы общались с помощью искусства, но никогда не общались лично», — рассказывает Датуна. В сентябре 2020 года анонимный благотворитель передал арт-инсталляцию с бананом в дар Музею Соломона Гуггенхайма  в Нью-Йорке.

«После выставки я получил сотни тысяч электронных писем и сообщений в Instagram. Некоторые люди говорили, что я их герой. Другие говорили, что я опасен», — вспоминает художник. После биеннале в Майами Датуна осознал, как важно пользоваться моментом. Менее чем через три месяца после его арт-перформанса на Art Basel началась пандемия COVID-19, из-за которой выставки и галереи во всем мире закрылись на целый год. За 2020 год сам Датуна был вынужден отменить девять выставок.

Тем не менее, сейчас галереи вновь постепенно открываются. Ожидается, что многие художественные выставки пройдут по расписанию. В настоящее время Датуна работает над другим проектом — он планирует создать 36 картин в виде флагов разных стран для Чемпионат мира по футболу 2022 года в Катаре. Если все пойдет по плану, в конце этого года работы Датуны будут представлены на биеннале Art Basel в Майами, благодаря которой он прославился, съев тот самый банан. Именно благодаря этой выставке он в конечном итоге создал коллекцию картин совместно с компанией Dole. «Это партнерство было подарком небес. Представители Dole хотят говорить о тех же вещах, о которых хочу говорить я. Они хотят изменить мир, — рассказывает Датуна. — Это мой первый проект с продовольственной компанией и, я надеюсь, не последний».

Перевод Полины Шеноевой

 

Свергнутый Трамп и панки-инопланетяне: пять самых дорогих цифровых объектов на рынке NFT

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+