Победа киностудий: как «Оскар-2021» развенчал мифы о борьбе Голливуда и стримингов
Если бы зрители действительно смотрели на стриминг-платформах фильмы, выпуск которых планируют под «Оскар», то преобладание среди номинантов картин, выходящих сразу на стримингах, не стало бы ключевой причиной рекордно низких рейтингов трансляции церемонии в этом году.
Неудивительно, что прошедшая недавно трансляция получила самые низкие рейтинги (около 9,85 млн зрителей, что на 58% меньше результатов прошлого года) среди всех церемоний «Оскар». В 2020 году большинство голливудских блокбастеров и возможных кандидатов на основные награды (например, фильм Warner Bros. «На высоте» и совместная работа Disney и 20th Century Pictures «Вестсайдская история») были перенесены на 2021 год или проданы на стриминговые платформы, как в случае с лентой Paramount «Суд над чикагской семеркой». В этом сезоне преобладали картины, ориентированные на стриминг-сервисы, и небольшие инди-релизы.
Лучшая на свете вечеринка: как прошла церемония вручения премии «Оскар»
Одна из причин, по которой церемония получила самый низкий рейтинг, — зрители просто не смотрели многие из номинированных фильмов. Это еще одно напоминание о том, что стриминги не станут революционной идеей, которой их многие видели. Те, кто нажимают «подписаться», не всегда используют платформы для просмотра лучшего из доступного. Если бы все смотрели фильмы уровня «Манка», «Звук металла», «Суда над чикагской семеркой», «Одна ночь в Майами» или «Ма Рейни: Мать блюза» на экранах у себя дома, то их (в целом заслуженное) присутствие в гонке за наградами не стало бы препятствием.
Фильмы «Девушка, подающая надежды» и «Земля кочевников» не провалились в прокате, но на примере выручки от продажи билетов видно, что зрители врут, говоря о том, чего они хотят от фильмов. Они уверяют, что хотят видеть «Малькольма и Мари», но на самом деле им нужна «Поездка в Америку 2».
На церемонии «Оскар-2021» решили объявить победителя в номинации «Лучший фильм» до категорий «Лучшая актриса» и «Лучший актер». Вероятно, организаторы надеялись, что вечер завершится страстной речью вдовы Чедвика Боузмана в честь ее покойного супруга. К сожалению для шоу, Фрэнсис Макдорманд опередила Кэри Маллиган из «Девушки, подающей надежды» и Виолу Дэвис из «Ма Рейни: Мать блюза» — актриса произнесла вторую речь через несколько минут после того, как «Земля кочевников» победила в категории «Лучший фильм». Отсутствовавший Энтони Хопкинс обошел Чедвика Боузмана в борьбе за «Лучшего актера», и финал шоу оказался скомканным. Никто не мог обещать, что роль Боузмана в «Ма Рейни: Мать блюза» удостоится награды.
Последние несколько лет британские актеры то и дело разбивают надежды номинантов на «Оскар». В 2015 году Эдди Редмэйн обошел Майкла Китона, а в 2018 году Оливия Колман выиграла у Гленн Клоуз. Решение продюсеров (или Академии) изменить порядок награждений в надежде на мелодраматическую кульминацию — непростительно. Никто не был уверен, что она случится. Особенно это касается последней награды вечера в категории «Лучший актер», где номинантами стали умерший Боузман и пожилой Хопкинс, который не смог присутствовать на церемонии.
Было бы неловко, если бы в 2019 году Сэмюэл Л. Джексон отдал премию за лучший адаптированный сценарий кому угодно, но не Спайку Ли, но это не то же самое. Если бы в этом году победил Стивен Ян, сыгравший в «Минари», или Риз Ахмед с ролью в «Звуке металла» — это был бы важный момент с точки зрения репрезентации, который мог разбить стеклянный потолок. В случае победы Гэри Олдмана за роль в фильме «Манк», зрители услышали бы совершенно неожиданную речь, поскольку никто не предрекал награды картине от Netflix. Сейчас у «Манка» вдвое больше «Оскаров», чем у «Гражданина Кейна».
В этом году Netflix получил 36 номинаций и выиграл семь премий. Это больше, чем у любой другой студии, — Amazon добился двух статуэток за «Лучший монтаж» и «Лучший звук». Из семи «Оскаров», полученных Netflix, три означали победу в области технологий («Лучшая операторская работа» и «Лучший художник-постановщик» за «Манка» Дэвида Финчера, а также «Лучшие костюмы» за «Ма Рейни: Мать блюза» Джорджа С. Вольфе). Не в технических категориях (особенно в том, что касается качественной актерской игры, сценарного дела, режиссуры и продюсирования) крупные студии все еще опережают стриминговые платформы.
Paramount мог добиться триумфа, если бы полюбившийся публике «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина не был продан Netflix. Для «Суда» воскресная церемония завершилась со счетом 0:8, несмотря на звездный состав, актуальную тему и традиционный девиз киностудии: «Фильмы должны быть не только развлекательными, но и полезными». Searchlight в пятый раз с 2009 года получил награду в категории «Лучший фильм» — «Земля кочевников» присоединилась к «Миллионеру из трущоб», «12 лет рабства», «Бердмэну» и «Форме воды».
Фрэнсис Макдорманд взяла премию «Лучшая актриса», Хлоя Чжао стала первой не белой женщиной (и второй женщиной в истории премии), получившей «Оскар» в категории «Лучший режиссер». Disney может похвастаться пятью «Оскарами» (в том числе в категориях «Лучший саундтрек» и «Лучший анимационный фильм» за «Душу» Pixar) и тем, что будет продвигать «Вечных» Marvel с припиской «от оскароносного режиссера Хлои Чжао». Если рассуждать цинично, Disney стоит сохранить 20th Century Pictures или Searchlight в качестве фабрики наград. Тогда компания и дальше сможет монополизировать внимание основных медиа вместе с Netflix (это ключевая часть мифа, что Disney и Netflix правят Голливудом) и не позволять соперникам заявлять о себе как о студиях, чьи фильмы получают «Оскар». Через несколько лет мы узнаем, были ли недавние победы частью общего тренда или символом окончания эпохи.
Номинантки: как «Оскар» превратился в триумф женского кино
Фильм «Иуда и черный мессия» от Warner Bros. принес Дэниэлу Калуя премию «Лучший актер второго плана» и получил награду в номинации «Лучшая песня», а «Довод» Криса Нолана выиграл в категории «Лучшие визуальные эффекты». Студия Focus получила единственную награду за «Девушку, подающую надежды», в результате чего сценарист, режиссер и продюсер Эмиральд Феннел стала победительницей в номинации «Лучший оригинальный сценарий». Юн Е-джон получила премию как лучшая актриса второго плана за роль в фильме A24 «Минари», а «Еще по одной» от Nordisk Films победил в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Тем временем Леонардо Ди Каприо приобрел права на англоязычный ремейк со своим участием. Любители кино будут протестовать в Twitter, но обычные посетители кинотеатров придут на показ. Фильм «Отец» от Sony Classic Pictures победил в категории «Лучший актер» (Энтони Хопкинс) и «Лучший адаптированный сценарий» (Кристофер Хэмптон и Флориан Зеллер). Если не вдаваться в споры о том, кто должен был победить, подавляющее большинство номинантов во всех категориях были, бесспорно, достойными кандидатами.
В сложившейся ситуации можно винить предубеждения против стриминга (это отчасти объясняет, почему в 2019 году победила «Зеленая книга») или повышенное внимание к звездам кино и доходам кинотеатров. А еще можно винить тот факт, что жюри действительно понравилась «Земля кочевников», и то, что Netflix ошибся, не поставив фильм «Пятеро одной крови» Спайка Ли в центр своей оскаровской кампании. В год, когда стриминг был просто обязан победить, этого не произошло.
Все премии «большой десятки» (лучшие фильм, режиссер, актер, актриса, актер второго плана, актриса второго плана, оригинальный сценарий, адаптированный сценарий, фильм на иностранном языке и анимационный фильм) достались крупным студиям. Будет ли это иметь какие-либо последствия? Вероятно, что нет — хотелось бы надеяться, что два ключевых фактора (перенос знаковых голливудских премий и продажа масштабных картин стриминговым сервисам) лишатся своего влияния после окончания пандемии.
Но если Netflix не смог победить в год, когда не было почти ни одной традиционной крупной премьеры, то что это говорит о его влиянии как фабрики наград? Если церемония «Оскар», где преобладали номинанты из фильмов, снятых специально для стриминга, привела к рекордно низким рейтингам, то что это говорит о так называемой стриминговой революции?
Перевод Натальи Балабанцевой