«Не хватает маховика времени»: что мешает учителям использовать цифровые технологии
Онлайн-издание «Мел» опубликовало результаты исследования, которое демонстрирует, как переход на дистанционное обучение изменил отношение российских учителей к цифровым инструментам и онлайн-формату занятий. В исследовании приняли участие 9429 учителей из 79 регионов: 70% респондентов из Москвы и Московской области, 14% — из Санкт-Петербурга, 9% — из Новосибирской области. Исследователям удалось получить ответы учителей практически из каждого региона России, кроме Брянской области, Мордовии, Ненецкого автономного округа, Карачаево-Черкесской Республики и Еврейской автономной области. Все результаты были сбалансированы, чтобы полученные выводы отражали реальность школ по всей стране, а не только в Москве.
89,5% участников опроса работают в государственных школах, большая часть из них имеет большой стаж, и только около 1% учителей преподают меньше года. Чаще всего на вопросы исследования отвечали преподаватели гуманитарных предметов (50%), реже — физико-математических (22%) и естественных (12%) наук.
Исследователи выяснили, что после возвращения к очному обучению с дистанционного многие учителя (49,8%) перестали использовать в работе цифровые инструменты. С другой стороны, 26,7% опрошенных продолжают применять столько же диджитал-инструментов и сервисов, а 17,3% преподавателей стали пользоваться ими чаще.
Как технологии изменят образование: пять главных трендов
Также оказалось, что 34% учителей со стажем меньше трех лет никогда не использовали видеоплатформы для уроков: Zoom, Discord или MS Teams. И, напротив, только 23% их более опытных коллег, чей стаж превышает 30 лет, заявили то же самое. В целом сервисами для проведения видеоуроков пользуются 3370 респондентов — чаще всего это специалисты, которые работают в городах-миллионниках.
Наибольшей популярностью среди российских учителей пользуются онлайн-сервисы для опросов: Google Forms, «Kahoot!» и Quizlet. С этими платформами каждый урок или каждые два-три урока работают 6302 преподавателя.
Основная задача исследования — понять, почему многие учителя отказываются от диджитал-инструментов в своей работе. Главным препятствием, по мнению 30% преподавателей, является недостаточная оснащенность школ. Респондентам не хватает компьютеров, проекторов, электронных досок и даже интернета — некоторые участники опроса писали, что самостоятельно оплачивают услуги провайдеров для использования цифровых инструментов и сервисов на уроках. Также учителя рассказывали, что на многие видео на YouTube, которые нужны для образовательного процесса, в школе установлена блокировка.
Еще одна проблема — нехватка доступной информации о технологиях. 80% респондентов узнают про цифровые инструменты от коллег. Обучение работе с различными диджитал-платформами является основным запросом российских учителей — об этом сказали 55% участников опроса. Преподаватели хотят обучаться не только в онлайн-формате, но и посещать индивидуальные консультации и занятия с разбором ошибок и сложностей. Оплачивать обучение учителей должна школа, как считает 61% респондентов, или государство — такого мнения придерживаются 53% участников. Всего 5% учителей (в основном это жители городов-миллионников) согласны оплачивать свое обучение самостоятельно.
Очень часто на изучение новых технологий учителям банально не хватает времени: его занимает классное руководство, уроки и бюрократия. Создателям исследования пришло немало ответов, где говорилось: «Всего хватает, времени не хватает», «[Не хватает] маховика времени».