«Пандемия — время бесценного опыта»: как переносят «коронакризис» российские социальные организации
Социальное предпринимательство подразумевает использование бизнес-инструментов для решения различных проблем. Подобные организации обеспечивают рабочими местами матерей-одиночек, предоставляют медицинскую помощь людям с ограниченными возможностями, поддерживают устойчивое производство и экологические инициативы. Центр поддержки социальных инноваций Impact Hub Moscow совместно с учеными Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ) и Массачусетского университета посвятил социальному предпринимательству исследование, которое проводилось с июня 2020 года по январь 2021 года. Его цель — выявить изменения, произошедшие в сфере во время пандемии COVID-19. Особое внимание исследователи уделили инновациям и стратегиям, которые помогли организациям пережить кризис.
Большинство российских социальных предприятий, принявших участие в исследовании, относятся к малому бизнесу (12%) и микробизнесу (82%). Общий возраст компаний равен пяти-шести годам — к началу пандемии они находились на стадиях развития и роста.
Выводы, полученные исследователями, указывают, что 74% компаний в отрасли стремятся к созданию устойчивых финансовых моделей. Также для них важно достичь баланса между собственной миссией и подходом к бизнесу. В исследовании приняли участие «коммерческие» и «гибридные» организации. Большая часть дохода «коммерческих» организаций формируется за счет продажи их товаров и услуг, в то время как компании «гибридного» типа совмещают прибыль с пожертвованиями и грантами. Во время пандемии 74% «коммерческих» и 61% «гибридных» компаний удалось не просто сохранить, но и увеличить доход от собственных продаж. В то же время вырос объем внешнего финансирования — 18% организаций получили больше грантов и пожертвований.
Исследование «Социальное предпринимательство в эпоху пандемии» позволило специалистам выявить несколько ключевых тенденций.
- Пандемия сыграла роль в географическом расширении организаций, о чем сообщили 50% респондентов. Число социальных предпринимателей, которые работают сразу в нескольких регионах, выросло на 50%. По мнению большинства опрошенных, на подобный рост повлиял онлайн-формат работы.
- Во время пандемии востребованные стратегии были нацелены на повышение эффективности компаний. 89% респондентов трудились над улучшением уже существующих продуктов, 87% предпринимателей работали над созданием новых. Данные также показывают, что 87% предприятий оптимизировали бизнес-процессы, 86% сосредоточились на повышении компетенции сотрудников, 83% привлекали новых партнеров.
- Пандемия повлияла на развитие онлайн-продаж. Организации запустили цифровые версии существующих продуктов (46%) и начали трудиться над созданием новых товаров и услуг в диджитал-формате (47%).
- Пандемия в целом увеличила количество внедряемых инноваций. 53% социальных предпринимателей представили продукты, которые стали новаторскими для их компаний и для рынка в целом.
- Несмотря на сложности, вызванные COVID-19, социальные предприниматели настроены позитивно. 50% респондентов в рамках исследования заявили, что их организации принесут прибыль даже в «коронакризис». 64% участников уверены, что пандемия дала возможность для перестройки бизнеса.
Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность
По мнению Юлии Арай, одной из авторов исследования и академического директора программы Master in Management ВШМ СПбГУ, социальные предприниматели смогли противостоять сложностям, вызванным COVID-19. Она уверена, что профессионалами сектора движет ответственность перед благополучателями и сам предпринимательский дух, который помогает находить новые решения. «У социальных предпринимателей за годы работы аккумулировались ресурсы и компетенции, часть из которых они начали использовать и развивать во время «коронакризиса». Именно он подтолкнул многих сделать то, что они давно собирались. Поэтому надо понимать, что пандемия — время бесценного опыта. Важно не забывать этот опыт и двигаться дальше», — считает Юлия Арай.
Сектор, безусловно, развивается с положительной динамикой, но необходимость расширять меры поддержки, соответствующие потребностям социальных предпринимателей, никуда не исчезла. Во время пандемии 72% представителей отрасли обращались к менторам и наставникам. 74% респондентов работали с образовательными программами, 75% устраивали профильные мероприятия: вебинары, лекции, семинары. По словам большинства опрошенных, все эти виды поддержки оказались очень полезны.
Вакцина против гендерных стереотипов: как работает женское менторство в России и мире
Чуть меньшим спросом среди социальных предпринимателей пользуются акселераторы для развития бизнеса — к их помощи прибегнули 64% организаций. В этот список также попали консультации экспертов (64%), нетворкинг с потенциальными инвесторами и партнерами (62%), поддержка государства и частных фондов (63%), PR и упоминания в СМИ (65%), льготы по налогам и сборам (63%). Реже всего организации обращаются к краудфандингу (46%) и за помощью в продаже продукции через спец-площадки (47%).
«Для успешного развития этого молодого сектора необходима комплексная поддержка предпринимателей», — рассказывает сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая.
Результаты исследования показывают, что в пандемию на первый план для многих предпринимателей вышла поддержка наставников. Финансовые ресурсы для реализации проектов важны, но участники отрасли понимают, что именно наставники могут открыть новые возможности для развития бизнеса и источники дохода. Они могут поддержать ценным советом и дать рекомендацию в трудную минуту.