В пять раз дороже за 10 лет: как выгодно инвестировать в молодых художников
В этом году молодыми художниками на конкурсе считаются участники младше 40 лет. Тема этого года — «Новая кожа: миф технологического тела», в рамках которой художникам предлагается поразмышлять о новой, формирующейся сейчас человеческой идентичности и ее границах, а также о механизмах создания политических мифов. Прием заявок идет до 10 января 2021 года на сайте nova.art.
Обращайте внимание на послужной список художника
Любой галерист действует как продюсер и не вкладывается в художника, который не прошел хотя бы какой-то первичный или даже вторичный отбор, доказав свою перспективность (чем крупнее галерея, тем интереснее должен быть у художника послужной список, чтобы с ним начали работать). Поэтому при выборе автора обратите внимание на выставки, в которых он принимал участие, на гранты и конкурсы и на результаты участия в них. Гранты, крупные премии и выставки только повышают художника в цене.
Найти художника, работы которого с большей вероятностью подорожают, проще через галерею, которая отбирает наиболее интересных авторов, где работает целый штат экспертов, которые могут разглядеть художника, который будет прогрессивно развиваться при правильных вложениях. Например, мы в Anna Nova сотрудничаем сразу с несколькими художниками из списков нашего конкурса проектов молодых художников Nova Art, которые стали ведущими на российской арт-сцене. Среди них — Илья Федотов-Федоров, Егор Крафт, Юлдус Бахтиозина и другие.
Узнайте, какое образование у художника
«Он закончил «Базу», «она училась в ИПСИ», «он два года провел на стажировке в Лондоне», «видела его в «Открытых студиях» — с этих фраз обычно галерист начинает рассказ о молодом авторе. Образование равнозначно выставочному опыту, при прочих равных говорит о «валидности» на арт-рынке и означает, что первичный отбор автор уже прошел, а преподаватели увидели в нем перспективу.
Кто такой «молодой художник»?
Традиционно считается, что молодой автор, который может получить премию и признание в этой категории, должен быть не старше 35 лет. Но возрастные границы зрелости изменились. Все чаще в образовательные учреждения (Родченко, ИПСИ, «База», мастерские ММОМА) приходят «переучиваться» молодые люди в возрасте 25-30 лет. То есть на карьерную реализацию до 40 лет у них остается каких-то 5-10 лет. Так что художник может считаться молодым и в 40 лет, если в 30 он только начал свой путь, «сделал каминг аут» и начал успешно развиваться в направлении современного искусства.
Зачем коллекционеру ходить на громкие вернисажи и важные открытия?
Чтобы сделать правильный выбор на перспективу, надо стараться следить за открытиями выставок молодых художников, быть в курсе всего, что происходит в современном искусстве, ходить на ярмарки (и не стесняться спрашивать цены и как они сформированы) и на важнейшие мировые выставки, биеннале, триеннале, documenta. Следите за выставками в Московском Музее современного искусства, Новой Третьяковке, в галереях. Знакомьтесь, обсуждайте понравившиеся работы с критиками, кураторами, запрашивайте как можно более широкие подборки у галеристов (как мы уже обсудили выше, галерист не заинтересован продавать и предлагать что-то инвестиционно неперспективное), обратите внимание на CV и регалии, которые уже успел собрать молодой автор.
Почему так важно, чтоб работа нравилась лично вам?
Но, самое главное, работа, которую вы запланировали купить, должна прежде всего лично вам нравиться. Глаз на хорошее искусство формируется насмотренностью и консультациями, но все это второстепенно по сравнению с удовольствием, которое приносит работа.