К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«У меня есть внутренний страх привязаться к деньгам»: правила потребления сооснователя Grow Food Даниэля Гальпера

Фото DR
Фото DR
В новом выпуске «Правил потребления» — рубрики, где Forbes Life изучает ценности современных бизнесменов, — сооснователь и CEO Grow Food Даниэль Гальпер рассказывает, почему не пытается копить деньги как хомяк, сколько готов потратить на одежду и зачем вместо люкса в пятизвездочном отеле выбирает обычную «тройку»

Даниэль Гальпер занялся бизнесом в 19 лет, пробовал себя в разных сферах, пока в 2015 году вместе с Павлом Паскарем не открыл компанию Grow Food — сервис по доставке здорового питания по подписке. В том же году в стартап вложил 4 млн рублей бизнес-ангел Александр Бородич, в 2016-м фонд AddVenture инвестировал в Grow Food 30 млн рублей, в 2017 году — еще $5 млн. К 2020 году суммарные объемы инвестиций в компанию составили $9 млн. Оборот в 2019 году — 1,85 млрд рублей. По итогам 2020 года Гальпер рассчитывает нарастить оборот до 2,2 млрд рублей. 

Не думать в формате «хочу зарабатывать в два раза больше»

Деньги — это лопата, средство для достижения разных целей. Есть какой-то базовый минимум, который позволяет нормально жить. Есть просто приятные статьи расходов — например, радовать свою женщину. Ну и еще один неплохой эффект наличия денег — это возможность инвестировать, развивать какие-то другие штуки, помимо основного бизнеса. Я точно не хиппи, деньги для меня важны. Но это не мой основной фокус. Я не думаю о деньгах в формате «хочу зарабатывать в два-три раза больше», я себе другие цели ставлю.

Воспринимать деньги как мерило успеха бизнеса

У меня довольно интеллигентная питерская семья, дома больше разговаривали не про деньги и то, как их зарабатывать, а про литературу, науку, искусство. Никто никогда не говорил, что деньги — это плохо, что надо жить бедно, но считалось, что разговаривать о деньгах — это как-то пошло что ли. Что есть более интересные темы для разговора. Может быть поэтому деньги всегда были для меня не самоцелью, а просто способом удовлетворять потребности. В детстве деньги зачем нужны были? Чтобы булочку в столовой купить. Девушку в кино сводить. Уже в университете, на первом курсе, когда сам начал зарабатывать, появилась более ощутимая потребность — хотелось тратить на развитие, курсы, спорт. А когда появился первый бизнес, деньги стали простым мерилом его успеха — приносит он прибыль или нет. Хотелось, чтобы бизнес был большим, а мои личные финансы меня не волновали. То есть я не представлял, что, вот, сейчас 50 000 рублей зарабатываю, а потом буду 200 000 получать. Я об этом не думал.

 

Выбирать дело, которое нравится, а уже потом разбираться с доходами

Я учился на программиста. Когда выбирал специальность, вообще не думал, будет ли мне это дело приносить деньги — главное, чтобы нравилось. Изначально думал наукой заниматься, потом, когда стал программировать, мне это безумно понравилось, сильно мотивировала идея о том, что можно что-то создавать. Работать я начал на первом курсе, а первый бизнес у меня появился на третьем. Это случайно получилось. Я работал программистом в компании и у моего начальника появилась идея проекта — сделать агрегатор одежды. Он предложил мне поучаствовать. Начал тоже как программист, трансформировался в руководителя — в итоге проект, по сути, реализовывал сам, пошел в стартап-акселератор. Мне 19 лет было и, кажется, в этом возрасте ты вообще не думаешь категориями вроде «вот, буду бизнесменом». Тебя просто прет, ты бежишь куда-то и думаешь – сейчас мы сделаем новый Google. И, вот, бежишь-бежишь, а потом уже осознаешь: ты — предприниматель.

«Когда вещь стоит 50 000 рублей, я буду себя максимально отговаривать от этой покупки»

Не разочаровываться в предпринимательстве из-за провала

Первый бизнес у меня абсолютно провалился. Мы собирали одежду со всего интернета, с Lamoda, Wildberries и так далее, выбирали только позиции со скидками — это, по сути, было что-то вроде скидочного раздела в нынешнем «Яндекс.Маркете». Потом это трансформировалось в историю, где мы подбирали мужчинам «луки» (готовые комплекты одежды и аксессуаров). Мужчины же в большинстве своем не любят в магазины ходить, поэтому мы им подбирали и доставляли готовые наборы. Но эта затея не выстрелила.

 

Я не разочаровался в предпринимательстве из-за провала. Мне нравилась сама движуха — люди, встречи, — это было круто. Думаю, мне в чем-то повезло, что я так рано начал заниматься бизнесом. У меня просто не было времени рефлексировать — я все время бежал в потоке и этот поток меня куда-то приводил.

Бизнесов было несколько. Я начал делать лукбуки, подбирать девушкам одежду. Это тоже провалилось. Потом была реклама, я сделал свое агентство, там у нас была технология — реклама в лицах на базе «ВКонтакте». У этого бизнеса дела шли чуть лучше, там какие-то первые деньги пошли, 100 000 — 200 000 рублей прибыли в месяц. А потом случился Grow Food. Мы с тогда еще будущим партнером пили в баре, разговорились, что есть проблема — мы оба занимаемся спортом, нужно правильно питаться и это непросто. Была большая потребность в том, чтобы кто-то привозил готовую еду и не за миллион. И все, в этот же момент мы договорились  — а давай сделаем.

Когда появляются первые деньги, тратить их с умом

У меня не случилось звездной болезни или безумного потребления, когда появились первые деньги. Наверное, потому что я никогда не ощущал их нехватки. Ну, какие потребности в 19-20 лет? Тебе не нужно много денег, ты умудряешься на 50 000 в месяц себя комфортно чувствовать. Курсе на третьем я зарабатывал 70 000 рублей, мне хватало. Конечно, когда денег становится больше, что-то меняется. Допустим, бренды меняются. Раньше носил Zara, а теперь появились вещи более дорогих марок. Но это все происходит в спокойном режиме. Самая дорогая вещь у меня — бомбер Philipp Plein, еще могу какие-нибудь капсульные кеды Nike купить. Но, если честно, мне тяжело покупать себе дорогую одежду. Когда вещь стоит 50 000 рублей, я буду себя максимально отговаривать от этой покупки, у меня внутренний блок стоит. А жене, наоборот, с удовольствием куплю что-то дорогое. Еще люблю на дни рождения тратиться, устраивать праздники. 25-летие жены мы круто отметили — сняли замок.

 

Жить на контрасте и не привязываться к деньгам

У меня есть внутренний страх привязаться к деньгам. Когда ты не привязан к какому-то уровню потребления, можно сохранить открытый ум, оставаться open-minded. Потому что ты знаешь, что можешь жить без больших денег — тебе нормально будет зайти поесть в KFC. Ты не паришься. Например, мы были в Париже, ездили в местный чайна-таун, если вкусные маленькие пельмешки за €4 в забегаловке, это было очень вкусно и круто. А вечером пошли в мишленовский ресторан. Мне нравится такой контракт, потому что он создает богатую палитру восприятия. В нем проще творить.

Наверное, единственная сфера, где я жестко привязался к определенному уровню — это такси. Мне тяжело дается в «экономе» ездить, потому что там машины могут плохо пахнуть, водители бывают не очень приятные. Я стараюсь заказывать «бизнес». Своя машина у меня тоже есть, но там ничего особенного.

«Наверное, единственная сфера, где я жестко привязался к определенному уровню — это такси»

Не экономить на путешествиях и еде

Я точно не считаю, что деньги надо копить как хомяк. Должна быть в этом здравая модель — 50% копишь, 50% тратишь. Где-то я стал сильно больше тратить и мне это в кайф — например, на еду. Условный Michelin — это что-то вроде хобби для меня. И путешествия — на них вообще нельзя экономить, это супермощная история про эмоции. К сожалению, из-за ковида их стало меньше, но я в этом году много поездил по России, прекрасные места увидел.

Здесь тоже нужен баланс. Иногда хочется шикануть и устроить кутеж, тогда можно снять люкс в Hyatt. А иногда говоришь себе — что, я не могу что ли в «трех звездах» пожить? Мы в Анапу ездили, взяли обычный трехзвездочный отель, но с бассейном — и кайфанули. Бассейн там работал до пяти утра, такого нет ни в одной «пятерке». В общем, мне нравится очень по-разному себя чувствовать. Мне комфортно себе продавать мысль, что мой уровень жизни не так сильно на меня влияет.

Быть поскромнее

Моего возраста предпринимателей не так много, я больше общаюсь с ребятами лет на десять постарше. Мне-то 26, а им по 35. Но в целом, у всех философия денег очень похожа на мою. Никто не хочет быть аскетом, совсем в андерграунд уходить, но при этом нет зацикленности на том, что все должно быть дорого-богато, что дома должна быть лепнина на потолке. У поколения чуть постарше, возможно, страсть к таким штукам связана с Перестройкой — их вкусы можно как раз по квартирам посмотреть. Взять элитную недвижимость в Москве — это просто жесть. Это пафос, золото, какие-то недодворцы. Мне этого всего на экскурсиях в Эрмитаж в детстве хватило. И,  мне кажется, что в жизни можно поскромнее себя вести.

 

Кайфовать от инвестиций

Я больше живу в будущем, поэтому с удовольствием инвестирую. Сильно меньше кайфую от покупок в настоящем — мне больше нравится представлять, что я сейчас инвестирую в какой-нибудь проект, а он потом вырастет. Вот от этого у меня очень много хороших эмоций.

У меня не так много инвестиций, на самом деле, пока была одна, но, думаю, в будущем будут еще. Инвестирую я в самих людей — потому что, если веришь в человека, тебе кажется, что это не очень рискованно. Например, есть клевые ребята, я их знаю, им нужны деньги в проект, я верю в них, верю в их историю — тогда я дам денег. Но я точно не инвестор, я все-таки в первую очередь бизнесмен, 24/7 своим делом занимаюсь. Но, если попадутся какие-то заряженные ребята, с которым есть эмоциональная синергия, я с удовольствием проинвестирую. Верхний лимит у меня в этом смысле простой — я не дам денег больше, чем у меня есть. А жесткую систему в этом вопросе я позволяю себе не иметь, действую по состоянию души.

«Элитная недвижимость в Москве — это просто жесть. Это пафос, золото, какие-то недодворцы»

Рассчитывать свои силы — в том числе, в тратах

На культурные развлечения я сейчас мало трачу — и энергии, и денег. Это исключительно вопрос загруженности, у меня просто времени нет, чтобы в «Большой» ходить. Когда станет поспокойнее, когда не так активно буду драйвить бизнес, думаю, на все это снова появится время. А вот спортом занимаюсь — теннисом, боксом, бегом. Бегать мне очень нравится, я мечтаю пробежать марафон в Нью-Йорке. Туда куплю себе билетик, чтобы гарантированно место получить, а не в лотерее участвовать (для иностранных участников билет в 2020 году стоит $358 — Forbes Life).

Когда-нибудь, когда мне надоест так активно заниматься бизнесом, я устрою себе спортивный лагерь, с боксом и водными видами спорта. Жесткий такой, как спортивная школа — чтобы 8-10 часов спорта в день, чтобы был челлендж. И обязательно на море. Очень люблю море, солнце, точно буду жить в теплом месте. Потому что очень тяжело, когда такая погода за окном, как сейчас в Питере. Но это потом, а пока у меня еще много энергии и желания делать бизнес.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+