К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Без иностранцев и шведского стола. Как проходят речные круизы в России в 2020 году и почему этот рынок растет в пандемию

Фото Кирилла Кoмарова
Фото Кирилла Кoмарова
Никаких банкротств, новый лайнер за 3 млрд и рост возвратных туристов — Forbes Life поговорил с ключевыми игроками рынка речных круизов в России и выяснил, что происходит с индустрией в кризис и куда можно успеть отправиться этой осенью

Рынок речных круизов в России наверстывает упущенное из-за пандемии. Впрочем, несмотря на рост интереса к путешествиям по рекам нашей страны, рассчитывать даже на прошлогодние показатели не приходится. И тем не менее речники находят, чем привлечь не только новых, но и бывалых пассажиров — запускаются новые маршруты, а в этом году в рейс отправился первый за 60 лет российский теплоход. О том, как индустрия переживает «ковидные времена», — в материале Forbes Life

Теплоходы ждут иностранцев

Первых пассажиров после зимы российские теплоходы в этом году должны были принять в конце апреля — начале мая, но из-за введенных к тому моменту ограничений все суда остались на якорях. Навигация началась лишь в последних числах июня.

«Можно сказать, что нам еще повезло: требования, которые судовладельцам предъявил Роспотребнадзор, достаточно щадящие, в основном они касаются питания — никакого шведского стола, питание в две смены. Это легко выполнить, хотя были предложения, чтобы прием пищи был только в каютах, никаких экскурсий, а дистанция между пассажирам на палубе — не менее полутора метров. С такими условиями проще было в рейсы вообще не выходить», — сказал Forbes Life Андрей Михайловский, гендиректор круизного центра «Инфофлот», одного из крупнейших круизных туроператоров России.

 

У российских речников хоть и прогорела почти половина сезона, но по сравнению с морскими круизами они в выигрыше, соглашается с коллегой Федор Егоров, глава российского представительства круизной компании Dreamlines. Ведь у морских операторов навигация толком так и не началась. «Если брать популярные у российских клиентов компании — Costa Cruises, MSC Cruises, Royal Caribbean, — то только первые две начали навигацию, да и то с ограничениями: короткие круизы вдоль берегов Италии и только для местных. У Royal Caribbean же пока действует приостановка круизов до конца октября», — сказал Егоров.

Из-за отсутствия иностранцев россияне, сами того не зная, серьезно выиграли: их стали пересаживать на более комфортные суда

И хотя закрытые границы привели к росту интереса к внутреннему туризму вообще, и к речным круизам в частности (Михайловский оценивает только августовский прирост продаж в 30%), но на показатели 2019 года рассчитывать не приходится. В прошлом году, по данным «Инфофлота», в круизы по рекам России отправились около 400 000 пассажиров (годовой рост в среднем 13%), из которых 150 000 — это иностранные туристы. В этом году иностранные пассажиры на теплоходы не попали, и часть судов так и осталась на якоре. К примеру, у трех крупнейших судоходных компаний России, входящих в «Речной альянс», — «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие» (все вместе оперируют флотом в 46 теплоходов) — в рейсы в этом сезоне не вышли 17 лайнеров.

 

Но, по словам Михайловского, из-за отсутствия иностранцев россияне, сами того не зная, серьезно выиграли: операторы начали пересаживать их на суда, которые изначально были зарезервированы под иностранцев. «Они лучше по комфорту, в итоге за те же деньги пассажиры получили более высокий сервис», — говорит эксперт. Это привело к росту возвратных туристов. «В этом году из-за закрытия границ вырос процент новичков. И мы наблюдаем такую картину: они сходили в круиз, вернулись и уже бронируют круизы на следующий год», — заверяет представитель «Инфофлота». Но все равно, чтобы вернуться на объемы 2019 года, потребуется один-два сезона точно, считает Федор Егоров.

Цены на круизы растут

Одна из причин, по которой россияне отказываются от речных круизов, — цены на путешествие. Туристы возмущаются, что стоимость круизов по рекам России бывает дороже, чем аналогичные по времени путешествия на 15-20-палубных морских круизных лайнерах где-нибудь в Средиземном море или Персидском заливе. Эксперты говорят, что высокой стоимости речных круизов (причем не только в России) есть объяснение.

Морские лайнеры приносят прибыль компаниям круглый год: в зависимости от погодных условий они могут оперативно перебазировать суда между различными регионами плавания. С теплоходами так не получится: с начала ноября до конца апреля в России нет навигации, теплоходы вмерзают в лед и приносят своим владельцам только затраты — на зарплату команде, на ремонт, на реновацию.

 

Комфорт 40-50-летних теплоходов уже не удовлетворяет клиентов, и компаниям приходится серьезно вкладываться в реновацию кают и общественных пространств. На теплоходах появляются бассейны, новые рестораны и бары. А переделка кают не ограничивается лишь заменой кроватей — это капитальный ремонт, в ходе которого, как правило, расширяют душевую зону, меняют мебель, устанавливают новую технику. По словам представителя круизной компании «Созвездие» (владеет шестью теплоходами) Валерии Соковой, реновация одной каюты категории «стандарт» обходится в среднем от 500 000 до 700 000 рублей, «люкса» — около 1 млн рублей.

«На речных круизах надо быть готовым к созерцанию природы за чашечкой кофе как главному развлечению»

«Основные проблемы в продаже речных круизов — это качество продукта, — говорит Федор Егоров из Dreamlines. — Для тех, кто привык к уровню морских лайнеров или даже турецких отелей, будет сложно перестроиться. На речных круизах надо быть готовым к созерцанию природы за чашечкой кофе как главному развлечению. К сожалению, казино, бродвейских шоу и качественных концертов там нет». Но это компенсируется интересными и частыми стоянками и красотой природы — за этим и надо идти в речной круиз.

Сейчас самый дешевый вариант речного круиза начинается от 12 800 рублей — столько стоит трехдневное путешествие в конце сентября 2020 года по маршруту Москва — Дубна — Москва на теплоходе «Лунная соната» (компания «Созвездие») за одного человека. Четырехдневный круиз Москва — Тверь — Углич — Мышкин — Москва на теплоходе «Александр Бенуа» («Созвездие») в июне 2021 года стоит 29 290 рублей. Такой же круиз на теплоходе «Михаил Булгаков» компании «Мостурфлот» в мае 2021 года стоит 20 700 рублей. 19-дневное путешествие из Москвы до Астрахани и обратно на теплоходе «Георгий Жуков» компании «Водоходъ» в июне 2021 года сейчас можно забронировать за 105 500 рублей.

Круиз из Москвы в Казань и обратно (16 дней) на лайнере «Лев Толстой» («Водоходъ») в июне 2021 года обойдется в 126 000 рублей с человека. Более короткий круиз из Москвы в Казань и обратно (10 дней) в августе 2021 года на лайнере «И.А.Крылов» («Мостурфлот») стоит 43 800 рублей. В стоимость речных круизов, помимо самого путешествия по маршруту, включено трехразовое питание и безалкогольные напитки, некоторые береговые экскурсии, а также вся развлекательная программа на борту.

Речной сезон в России длится до начала ноября, затем теплоходы отправляются к месту зимовки, где остаются до конца апреля. «Пока можно сказать, что мы достаточно ровно пережили это время: случаев банкротства на нашем рынке не было», — заверяет Андрей Михайловский.

 

Бронирование круизов на следующий год идет на уровне предыдущего, говорят участники рынка. При этом цены, по словам пресс-секретаря «Мостурфлота» Александра Филимонова, повысились в среднем на 5%.

Лайнер за 3 млрд

В этом году, несмотря на пандемию и ограничения, на речном круизном рынке произошло большое событие — первых пассажиров принял новый теплоход «Мустай Карим». Это первое подобное круизное судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. В нем есть 160 больших кают, рестораны, бары, «винная библиотека», спорткомплекс с сауной и хамамом. «У нас, к сожалению, устоялся стереотип, что речной рынок застыл где-то в 1980-х, и единственное, что появилось нового с того времени, — это телевизоры и холодильники в каютах. На самом деле это давно не так», — сказал Андрей Михайловский из «Инфофлота». Федор Егоров из Dreamline уверен, что появление нового лайнера на реках нашей страны «увеличит спрос на все речные круизы».

«Мустай Карим» построен на нижегородском заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) по проекту PV300 для круизной компании «Водоходъ». Это крупнейший российский судовладелец и туроператор на российском рынке речных круизов. По данным компании, ее флот состоит из 26 теплоходов. По итогам 2019 года перевезено порядка 110 000 человек. Как рассказали Forbes Life в «Водоходе», строительство «Мустая Карима» обошлось в 3 млрд 227 млн рублей. Компания владеет судном на основании договора лизинга. На покрытие лизинговых платежей этого года «Водоходъ» получил господдержку в размере 247 млн рублей.

Заместитель генерального директора по развитию компании «Водоходъ» Илья Суховольский заверяет, что теплоход «привлек большое внимание туристов» — загрузка первых рейсов достигла 70%. При этом отдых на «Мустае Кариме» значительно дороже, чем на других теплоходах. К примеру, цена на одного человека в круизе Москва — Углич — Москва на «Лунной сонате» 1988 года постройки («Созвездие») начинается от 17 990 рублей, на «Мустае Кариме» цена на такой же круиз стартует от 27 300 рублей.

 

Из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно (14 дней) на «Мустае Кариме» в июне 2021 года можно сходить за 126 800 рублей с человека. Круиз по аналогичному маршруту, правда, на три дня короче, на теплоходе «Михаил Булгаков» 1979 года постройки компании «Мостурфлот» в мае 2021 года стоит 53 800 рублей. «Теплоход новый, он выше классом, пока это эксклюзивный продукт на рынке, и он не может сравняться по цене с обычными судами, постройки 70-80-х годов прошлого века», — объясняет разницу в ценах Федор Егоров из Dreamlines.

В ожидании «брата»

Новый «Мустай Карим» не долго будет одинок: уже в следующем году у него появится «брат-близнец» по имени «Петр Великий». Теплоход строится на заводе «Лотос» под Астраханью по тому же проекту PV300. Оператором станет компания «Мостурфлот». Как рассказал Forbes Life пресс-секретарь круизной компании Александр Филимонов, готовность «Петра» в настоящий момент составляет около 50%. «Это будет первый российский полноценный теплоход, который сможет не только выходить в море, но и идти по нему вдали от берега. Планируются круизы на 10-12 дней по всем прикаспийским государствам», — рассказал Филимонов.

«Главная задача оператора круиза — вытащить человека из своей каюты: чтобы он покупал алкоголь, ел, пил и развлекался»

Будет ли «Водоходъ» заказывать второй подобный лайнер, покажет время. По словам представителя компании Ильи Суховольского, оператор проанализирует опыт эксплуатации «Мустая Карима», если он окажется положительным, компания «рассмотрит вопрос продолжения строительства новых теплоходов такого типа». Еще один момент, который повлияет на новый заказ, — господдержка. «На сегодняшний день строительство таких судов без мер господдержки, практически невозможно», — говорит Суховольский.

При этом в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) говорят, что готовы внести коррективы в проект PV300. Дело в том, что у лайнеров этого типа отсутствует прогулочная палуба, и пассажиры «Мустая Карима» восприняли такую конструктивную особенность неоднозначно. В недавнем интервью ТАСС глава ОСК Алексей Рахманов сказал, что суда можно будет сделать не на 300, а на 200 пассажиров. Это повысит комфортность. Кроме этого, может появиться прогулочная палуба, «ведь главная задача оператора круиза — вытащить человека из своей каюты: чтобы он покупал алкоголь, ел, пил и развлекался». «Может быть, мы когда-нибудь договоримся даже о снятии запрета на азартные игры», — строит планы Рахманов.

 

Всего же, по словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Бориса Кабакова, сейчас на российских верфях строится 20 пассажирских судов. В ближайшее время их число вырастет почти вдвое. «Мы должны построить 39 судов различного тоннажа», — заявил Кабаков на Морской коллегии при Правительстве РФ в августе.

По Байкалу и Енисею

Новые теплоходы и каюты — не единственное, что готовят круизные компании своим клиентам. Активно разрабатываются и новые маршруты: в этом году, например, операторы обкатали два уникальных экспедиционных круиза, которые начнут активно предлагать в сезоне-2021.

Один из них — круговые круизы по Байкалу, которые запустила компания «Созвездие». Первый рейс намечался на июнь, но из-за пандемии перенесен на 2021 год. Второй запланированный рейс состоялся в срок — 9 сентября. Путешествие проходит на самом большом байкальском теплоходе «Империя». Уникальность маршрута в том, что за неделю туристы смогут увидеть весь Байкал, пройдя его с юга на север и обратно. Обычно на такие путешествия уходит не меньше двух недель, что существенно дороже и не всегда удобно по времени. Оператор обещает, что в следующем году предложит клиентам уже четыре таких рейса.

«Водоходъ» в этом году предложил экспедиционный круиз по Енисею на теплоходе «Максим Горький» от Красноярска до Дудинки. Лайнер недавно прошел реновацию, в результате чего на его борту теперь всего 52 каюты, появился большой ресторанно-развлекательный комплекс, а на верхней палубе — зона спа c тренажерным залом. «Этот маршрут мы прорабатывали два года и запустили этим летом, — говорит Илья Суховольский из «Водохода». — Подобной экспедиции по Енисею вы точно нигде не встретите».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+