К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Слепая зона и черная зависть. Оскар Хартманн о пяти ситуациях, когда деньги отнимают радость и счастье

Фото Nik Shuliahin / Unsplash
Фото Nik Shuliahin / Unsplash
Зачастую деньги не приносят счастья. В каких случаях это происходит — рассказывает предприниматель, основатель Carprice и Aktivo, автор книги «Просто делай — делай просто» Оскар Хартманн

Зачастую деньги не приносят счастья, а отнимают его. Понимаю, сейчас многие читатели подумают, что это очередная сентенция успешного человека, продающего идею, что счастье не в деньгах. Но после тысячи проведенных интервью со сверхуспешными людьми, наблюдениями за близким окружением, более того, опираясь на свой личный опыт, я могу констатировать, что 70% состоятельных людей не считают себя счастливыми. Кстати, они сами об этом говорят.

Чтобы избежать этих последствий и наслаждаться своим успехом, той энергией, которую могут дать нам деньги, давайте рассмотрим самые большие ошибки, приводящие людей к такому плачевному результату.

Слепая зона

Самая главная ошибка — это нахождение ваших отношений с близкими в «слепой зоне». Например, жили два брата, всегда вместе, все поровну — одна банда. Один вырвался вперед, стал успешным, и по каким-то причинам между ними произошел разрыв родственных связей. Поверьте, ущерб от потери духовной, душевной связи с близкими может быть несоизмеримо выше для человека, чем финансовая прибыль и все заработанные деньги.

 

Немаловажную роль играют и наследственные споры. Огромное количество семей в России разрывают родственные отношения и совершают порой просто омерзительные поступки из-за квартиры, машины или иногда совсем незначительной суммы денег — интернет полон такими историями.

Наверняка вы не раз слышали истории о том, что почти всегда победители различных денежных лотерей буквально через год-два оказываются в том же или нередко худшем месте, где находились до выигрыша? Одна из причин кроется в том, что эти легкие деньги они так же легко раздают в долг. А их должники считают, что возвращать совсем необязательно, это же «халява». В результате потеряны и деньги, и дружба, и добрые отношения с родственниками.

 

Ситуации бывают разные, но финал почти всегда одинаков. Если человеческие отношения для вас не важны, они находятся в «слепой зоне» и разрушаются, то происходит сбой на уровне нравственных ценностей, здесь деньги действительно не принесут счастья.

Похожая ситуация порой складывается и при построении бизнеса. В начале все были одинаково молоды и задорны, более-менее равны. Потом компания растет, становится успешной, учредитель обретает новый статус, к нему начинают обращаться на «вы» те, кто еще вчера дружески хлопал по плечу и говорил ты. Он уже не один из всех, не один из стаи. Многие предприниматели говорили мне, что тут и начинается чувство одиночества.

Они часто переживают, что, добившись успеха, вдруг осознают свое одиночество. Успешный человек не должен быть одинок. Поэтому, чтобы однажды не оказаться в аналогичной ситуации, обязательно создавайте себе окружение из близких людей и единомышленников.

 

Деньги владеют людьми

Людьми двигает стремление к свободе, независимости, вариативности в жизни. При этом они хотят, чтобы жизнь была интересной и наполненной смыслом. К сожалению, начиная зарабатывать, они добиваются ровно противоположного результата. Появляется ощущение, что не они владеют деньгами, а, с точностью до наоборот, деньги владеют ими, их свобода ограничена.

Как это может проявляться?

Например, существует стереотип, что успешный человек просто обязан иметь дом на условной Рублевке. Следуя этому стереотипу, предприниматель приобретает там недвижимость. А как же иначе, ведь все так делают! И он совершенно не учитывает, что на самом-то деле он больше всего любит разнообразие: поездки по всему миру, путешествия в новые неизведанные места.

Дом на Рублевке куплен, и, казалось бы, человек должен быть счастлив. Но... Туда же теперь нужно ездить! И каждый раз, когда стоит вопрос выбора, где провести выходные, человек вынужден тащиться в одно и то же место, на одну и ту же дачу. Я лично знаю нескольких человек, называющих свой дом на Рублевке тюрьмой. Они там как в тюрьме — ощущают себя узниками своей многомиллионной собственности.

Предполагали, что такой дом придаст им дополнительный статус, признание, а получили жесткое ограничение личной свободы. Конечно, из-за этого они переживают сильные негативные эмоции.

 
Всегда думайте о том, как увеличить свою свободу.

Обладание часто влечет за собой четкие обязательства. Если вы купили машину, дальнюю дачу, охотничье хозяйство, рано или поздно вы будете вынуждены совершать множество обязательных действий для поддержания порядка. И количество таких действий увеличивается прямо пропорционально количеству приобретений. Уходит свобода, уходит самоопределение, уходит вариативность. Это приносит больше страданий, чем положительных эмоций.

Масштабирование потребления

Третья ошибка — «заслуга» огромного количества просмотренной нами в течение жизни рекламы. Никто этого не смог избежать. Человек попадает на крючок и поступает согласно не своим желаниям, а диктату рекламы, которая лучше знает, какие именно бренды обязательно нужно иметь. То есть решение за вас начинает принимать реклама. И начинается действие по стереотипу: нужно купить одно, другое, третье...

Самое главное, что за этим стоит, — попытка масштабировать потребление.

Конечно, у каждого есть свое потребление, но необходимо помнить, что человек не может съесть более трех тысяч калорий в день. Не может спать одновременно сразу на нескольких кроватях в нескольких местах. Нельзя бесконечно масштабировать свое потребление. Но часто, когда человек становится более успешным, он пытается сделать именно это. Сначала потребление масштабируется, но далее уже нет, а мы не оставляем попыток и упорно продолжаем идти в выбранном направлении.

 

Думаю, вы тоже неоднократно наблюдали такую картину: в ресторане на вопрос официанта «Что бы вы хотели?» гость отвечает: «Сделай по полной программе!» И на стол, где сидят три человека, выкладываются блюда в эквиваленте ста тысячам калорий — по полной программе. Но кому это нужно?

Это звенья одной цепи, попытка перепробовать все, что есть в нашем мире, потребляя с каждым разом больше и больше. Но в какой-то момент приходит осознание бессмысленности, бессмысленности происходящего. И здесь деньги не приносят счастья, потому что в глубине души, в своем сердце, каждый человек знает, где на самом деле он мог бы потратить эти деньги со смыслом.

Один знает, что в его родном городе есть дети, растущие без родителей и нуждающиеся в помощи. Другой — что у него есть друг, испытывающий страдания. Люди всегда знают, как и куда можно применить деньги со смыслом, чтобы улучшать отношения, создавать ощущение наполненности, следовать миссии по созданию чего-то большего, чем просто потребление.

И Достоевский, и Толстой писали о том, что потребление не приносит счастья. Но все равно мы пытаемся найти этот «буфет», где можно сразу набрать все эмоции. А потом? Вернуться и подумать, что же на самом деле ты хочешь.

 

Я часто слышу: «Оскар, зачем ты работаешь? Почему ты вообще что-то делаешь?! Ты же можешь в принципе ничего не делать?»

Отвечаю: «А что, твоя жизнь мечты — это ничего не делать? Безделье — и все? Теперь я — самый главный в мире потребитель?»

Это не работает, здесь важно следовать своему сердцу. Делать то, что кажется важным и правильным. Обязательно найти индивидуальные — «свои» сферы, наполняющие вас и не дающие попасть на потребительский крючок больших брендов.

Нечестность или несамостоятельность источника денег

Четвертая причина, по которой деньги никогда не принесут счастья, это нечестный или несамостоятельный путь их получения. Известно, что при оценке качества жизни самый большой разрыв существует между людьми с минимальным доходом и людьми, чье состояние оценивается в миллион долларов. Но когда мы рассматриваем людей с состоянием, полученным в наследство, выигранным в лотерею либо приобретенным каким-то нечестным способом, этого эффекта не существует.

 

Хочешь получать удовольствие и счастье от денег — ты должен заработать их сам, не поможет ни наследство, ни тем более нечестные способы.

Мне приходилось общаться с людьми, не совсем честно заработавшими свои деньги, это всегда видно и по тому, как они выглядят, и по тому, как и на что тратят. Ничего, кроме грусти, это не вызывает.

Еще совет: никогда и никому не завидуйте. Я знаю достаточно предпринимателей, переживающих из-за того, что кто-то заработал в двадцать раз больше, не создав при этом никакой ценности для мира. Для меня это очень странная ситуация, потому что лучше заработать меньше, но создавая продукты, которые действительно востребованы и меняют мир к лучшему. Тогда чувство счастья и положительных эмоций достигает максимальной точки.

Сравнение себя с другими

Постоянное сравнение себя с другими людьми и их достижениями — пятая причина, когда заработанные деньги лишают нас радости.

 

Классический пример: как только человек достигает определенного успеха, он совершает апгрейд и начинает вращаться в другом кругу. Скорее всего, он был очень счастливым на своем месте, многого достиг, а тут он покупает дом в модном и привилегированном месте. И вдруг оказывается, что в этом новом озере он самая маленькая и незаметная рыбка! Там во время обеда в ресторане можно услышать рассуждения на тему, что миллион долларов — это вообще не деньги, просто мелочь, детский лепет. Или, ужасно гордый собой, он покупает 15-метровую яхту и вдруг видит рядом на стоянке 300-метровую яхту соседа… Это даже выглядит смешно. Такая маленькая фишка в большой системе вещей. И начинаются сравнения и страдания.

Не забывайте, что сравнения почти всегда происходят не с реальностью, а с каким-то созданным образом, картинками в инстаграме и вымышленными историями. Мешает и то, что, поднимаясь на новый уровень, мы сразу принимаем свой новый стандарт. И если вдруг начинаем хоть немного «проседать», опускаться вниз, это становится для нас трагедией. Оказывается, мы совершенно забыли, что когда-то жили иначе! Вместо того чтобы думать о глобальной картине, мы начинаем сравнивать свой текущий статус с окружением. Потеря счастья обеспечена.

Я могу рассказать много историй, когда люди заблуждаются и совершают абсолютно бессмысленные вещи. Например, один мой знакомый, уже имея большую яхту, принимает решение разрезать ее пополам, чтобы расширить на пять метров. Просто представьте себе: готовую яхту разрезают пополам, чтобы добавить пять метров. Проект займет два-три года, пригласят множество инженеров. Я уж молчу, сколько это стоит. Ради чего?

Когда я приехал в Россию первый раз, то попал в гости к очень богатому человеку. И он показывал гостям все, что у него есть. Показывал так, что мы просто не знали, куда себя деть. Больше всего хотелось убежать. Этот господин настолько хотел признания и статуса, хотел получить положительные эмоции, что показывал все больше и больше своих богатств. А получил обратную реакцию — отвращение, отторжение. Думаю, большинство из тех гостей вряд ли еще хоть раз побывали в его доме.

 

Не совершайте эти ошибки, применяйте деньги правильно, и они будут приносить вам очень много удовольствия, радости, свободы, автономности, давать возможности, давать энергию и двигать мир в лучшую сторону.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+