К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мы устали сидеть дома»: вернутся ли сотрудники в офисы после пандемии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
За время самоизоляции мы соскучились друг по другу, хотим увидеть и почувствовать рядом живых людей, а не их изображения на экране смартфона. И даже рады вернуться на работу. Резидент Ontology.one Татьяна Ежова, руководитель корпоративной практики «Создание эффективных команд» НИУ ВШЭ, размышляет, как будет происходить возвращение сотрудников в офисы после пандемии

Основная сила, которая потянет людей в офисы после снятия ограничений, — это то, что мы устали сидеть дома. Людям нужна какая-то активность, эмоции, и многие с удовольствием будут возвращаться на свои рабочие места. Хотя скорее всего работодатели, особенно крупные организации, будут этот поток активности сдерживать: давать возможность сотрудникам выходить в офис по желанию или выводить только самые необходимые функции.

Эпидемиологическая опасность сохраняется, поэтому некоторые меры предосторожности все равно останутся. По опыту Китая мы видим, что сотрудники при возвращении в офисы соблюдают дистанцию в полтора метра, не садятся в местах общепита за один стол, а на входе у каждого измеряют температуру. Но я с трудом представляю, что в России мы будем соблюдать дистанцию. Нашим людям запреты сохранять сложно, будем честны.

За время самоизоляции мы соскучились друг по другу, хочется потрогать живого человека, а не его изображение на экране смартфона. Но думаю, что при всем желании и эмоциональных контактах коллеги станут реже обниматься. Как минимум делать это будут с большой осторожностью. Поцелуев в щечку тоже еще долго не будет, хотя похлопывание по плечу и приветствие за локотки вернется быстро. Работодателю необходимо будет регулировать вопросы взаимодействия, общения и питания в офисе, чтобы сохранять физическую безопасность. Это станет одним из основных ожиданий сотрудников от офиса после выхода из пандемии.

 

Три сценария развития событий

В текущей ситуации работодатели разделятся на три типа. Первая категория — те, кто после снятия ограничений сразу выведут свой персонал в офис. Это более консервативные работодатели, или их бизнес-процессы серьезно зависят от того, находится команда вместе в одном помещении или нет. Большие корпорации будут с радостью выводить своих людей, потому что им важно не потерять сотрудников, плюс это повысит их продуктивность.

Вторая категория работодателей предоставит сотрудникам некий выбор: хочешь — работай из дома, а хочешь — из офиса. Либо они будут возвращать людей на рабочие места постепенно, волнами. Самое главное для любого работодателя — чтобы его компания давала результат. И если сотрудники добиваются успеха, работая из своих квартир, такой выбор им будет предоставлен.

 

Третий сценарий — полный отказ от офиса, когда работодатель оценил эффективность работы сотрудников в удаленном формате. За два месяца изоляции компании могли отказаться от офисов из-за отсутствия финансов или по другим причинам. В силу своей неустойчивости они пересмотрели бизнес-модели, и арендовать новое помещение стало нецелесообразным. Скорее всего, по такому пути пойдут маленькие компании, стартапы или отдельные подразделения. В небольшой организации гораздо проще понять, какие у людей жилищные условия, позволяют ли они работать в онлайн-формате или нет.

У сотрудников разные потребности

За период самоизоляции появится процент людей, которым понравилось работать из дома. В особенно выигрышной ситуации оказались те, кто живет за городом. Если раньше они тратили полтора часа времени на дорогу в офис и столько же обратно, теперь у них появилось три дополнительных часа в день. Когда жилищные метры позволяют комфортно разойтись по разным комнатам с членами семьи или не очень скучать дома, это хороший вариант для работы. И сейчас такой выбор появился.

Некоторые из моих коллег радуются, что стали проводить больше времени с семьей, высыпаться и лучше чувствовать себя физически. Дома у них появилась возможность делать зарядку в течение дня, в офисе таких условий нет. Хороший сон, спорт, радостные эмоции от общения с близкими — все эти факторы заставят людей пересмотреть свое отношение к поездкам на работу. Они не захотят возвращаться в офис. Есть и те, кому комфортно работать самостоятельно, и рабочее пространство им особо не нужно. Для фрилансеров, например, скорее важна возможность работать в парке или кафе, чем доступ к коворкингу. Но думаю, что такая возможность у нас появится еще не скоро.

 

Многие все равно будут стремиться вернуться в офис, чтобы чувствовать организационную идентичность. Работая из дома, человек не ощущает такую идентичность с компанией, как находясь в офисном пространстве, где само «поле» помогает. Для многих разделить границы личного и рабочего также позволяет дорога на работу. Почему офисные сотрудники сейчас жалуются, что сидя дома, стало сложнее работать? Дома можно убеждать себя поработать еще часок, затем еще один, а потом просто рухнуть спать. А из офиса тебе в любом случае надо доехать до дома. Эти полчаса-час в дороге позволяют психике переключиться и восстановиться больше, чем если ты просто перейдешь в соседнюю комнату квартиры.

Домашние переодевания в костюм отчасти помогают и создают эффект прихода на работу. Но одно дело, когда ты попадаешь в костюме в офисную среду или отдельный кабинет, а другое — когда сидишь в пиджаке и галстуке дома и смотришь на любимый диван. Я бы рекомендовала компаниям давать выбор своим сотрудникам, откуда работать. Желание или нежелание выходить в офис показывает, что люди разные, и почему бы на эти разные потребности не отреагировать по-разному, если человек продуктивен.

Кто вернется в регионы

Вряд ли после окончания режима самоизоляции многие уедут из Москвы, но определенный отток будет. Притом что в столицу едут за возможностью легко найти работу, за ритмом большого города, здесь живет много людей, которые не очень активно участвуют в жизни мегаполиса. Они избегают пробки, никуда не ходят, они просто здесь работают, а живут в отпусках. Вполне возможно, что эта категория людей с радостью переедет куда-то. Вопрос только в качестве интернета.

Кто-то будет работать из Подмосковья или других регионов, и приезжать в Москву при необходимости. Но здесь можно столкнуться с тем, что другое окружение будет влиять на мышление. В московском окружении ты находишься в более активной фазе. Попадая в культуру провинциального города, ты становишься немного другим человеком. Вопрос «поля», в котором ты находишься, — ключевой. Если выезжать в одиночку, оно тебя «сожжет». Но если ты сам формируешь поле вокруг себя, переезжаешь с компанией или семьей, то ситуация будет другая.

Сейчас идет тренд на все экологическое, устойчивость и осознанное потребление ресурсов. Он был и раньше, но сейчас усилился. Люди осознали, что им не нужны многие вещи, которые они приобретали раньше в премиум — или люкс-сегменте. Если еще недавно тренды «slow life» и «eco-life» называли новым лакшери, то сейчас это лакшери становится массовым сегментом. Благодаря этому людям будет проще переезжать из Москвы в другие регионы и спокойно там работать.

 

Изменится отношение к людям

До пандемии мы не сильно интересовались друг другом, но текущая ситуация позволила соприкоснуться с этим. Мы хорошо узнали друг друга, и отношения между коллегами улучшились. На фоне шумихи про тревогу и стресс вопрос руководителя, «как ты себя чувствуешь?» стал звучать гораздо чаще. Это позволило установить более тесный эмоциональный контакт.

В марте-начале апреля, когда на видеозвонках еще никто не думал о виртуальных обоях, работодатели увидели, в каких жилищных условиях находятся их сотрудники. Одни заперты в четырех стенах со своей семьей на маленькой жилой площади, другие переживают ситуацию в одиночку. И непонятно, кому сложнее. Трудно сейчас всем. Учитывая эти факторы, отношения между работодателем и работником станут более гибкими. Сегодня от многих руководителей я слышу фразу: «Мои отношения с командой стали лучше просто потому, что я стал проводить с ними больше времени».

Текущий кризис показал, что самый главный ресурс компании — это люди. Не технологии. Поэтому динамика развития будет в сторону well-офиса. Хочется, чтобы работодатели начали думать об эргономике офисного места для поддержания сотрудников в хорошем состоянии.

Как и любое изменение, выход в офис будет стрессом, но положительным. Он добавит нам энергии, драйва, радости и эмоций. Наступит хороший мобилизационный момент, который выразится в продуктивности. Возможно, к сентябрю мы вернемся в привычный ритм, но никто не гарантирует, что не будет второй волны эпидемии. Компаниям придется быть гибкими и понимать, что даже если сотрудники выйдут, им быстро придется вернуться назад. Сейчас мы в кризисной ситуации, это чувствуют все. Но несмотря на то, что люди жалуются на большие объемы работы, они все же радуются, что работа есть.

 

Материал написан в рамках проекта Ontology-One

Об онлайн-платформе Ontology-One:

Сегодня нам всем жизненно необходимо уметь быстро перестраиваться, учиться снимать стресс и тревожное состояние, находить внутренний ресурс для движения к цели. Онлайн-платформа Ontology.one, созданная клубом персонального развития Forbes Ontology в партнерстве с Нетологией-групп, дает возможность каждому подобрать идеального коуча для решения личных, карьерных и бизнес-задач быстро и эффективно.

Записаться на бесплатную онлайн-консультацию можно по ссылке.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+