Где деньги, папа? Чему учат своих детей российские бизнесмены
Четыре российских бизнесмена отвечают на пять установок американского руководства по выращиванию миллиардеров Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа. Чему учат детей богатые родители — и не учат бедные».
Роберт Кийосаки: Занимайтесь собственным бизнесом. Финансовые трудности часто являются результатом того, что люди работают на кого-то другого.
Давид Якобашвили, частный инвестор, сын: Да, именно этому я и учил своего ребенка.
Дмитрий Костыгин, частный инвестор, пятеро детей: Каждый человек работает на себя, ну и на свою семью, другого варианта нет. И подвиг школьного учителя или врача куда больше, чем подвиг предпринимателя. Надо постараться найти, в чем твоя искра. Самому или с помощью семьи, потому что самому это не всегда получается сделать. У Макаренко по этому поводу есть два отличных примера. У одного парня в его коммуне был талант мима, он всех пародировал, но сам свой талант не видел и не ценил. Его практически принудительно направили в театральный, и из него получился отличный актер. А другой вообще не выказывал никаких склонностей, и Антон Семенович заставил его стать медиком, за что тот потом был очень благодарен. Так что принуждать детей становиться бизнесменами не только странно, но и опасно, скорее нужно помочь им разобраться в траекториях возможного.
Михаил Скигин, председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала, четверо детей: Я никогда такого не скажу своим детям. Финансовые трудности возникают из-за того, что люди занимаются не своим делом. Если кому-то из детей будет комфортнее быть наемным работником, я буду только рад. Гораздо хуже заставлять брать на себя ответственность, к которой они не готовы и которой они не хотят. Как плохо и заставлять лидеров с предрасположенностью к руководству и любовью к риску работать на кого-то. А вольный художник вообще не должен ни брать на себя ответственность, ни подчиняться.
Конечно, если спросить ребенка, хочет он быть начальником или подчиненным, он ответит, что начальником. Но важно помочь детям разораться, чего они действительно хотят. Из первых примеров я приводил метафору с локомотивом и вагонами. Если хочешь быть локомотивом, то нужно прикладывать огромные усилия, а если остановишься или сломаешься, рискуешь быть под вагонами похороненным. Да и сам по себе, без вагонов ты вряд ли кому-то нужен. Интересно наблюдать за метаморфозами. После таких примеров один из моих сыновей сначала склонялся к вагонам, но потом постепенно сам стал примеряться к роли локомотива. Меня это радует, конечно, но важно, чтобы это было осознанно.
Игорь Рыбаков, совладелец компании «Технониколь», четверо детей: Осваивайте мышление успешных людей. Финансовые трудности чаще всего являются результатом того, что люди задействуют лишь один из типов мышления, а не их комбинацию. Существует инженерное мышление, эмпирическое и творческое. Наилучшим образом работает комбинация мышлений – включение наиболее подходящего типа в соответствующей ситуации.
Роберт Кийосаки: Финансовая грамотность — залог успеха. Умейте отличить активы от пассивов.
Давид Якобашвили: И это верно. По незнанию можно все профукать. Поэтому мой сын Михаил прекрасно подкован в вопросах финансовой грамотности, следит за всеми изменениями, постоянно делает, что называется, апгрейд.
Дмитрий Костыгин: Я много лет исповедую и проповедую идею, что у семьи должна быть общая экономика, нераздельная коллективная собственность. И детей нужно как можно раньше включать в управление хозяйством семьи, а не заставлять принца Чарльза ждать особого момента. Рекомендовал бы каждому родителю познакомиться с идеями Макаренко, который блестяще описал процесс вовлечения детей в управление деньгами в «Книге для родителей». Для доморощенных педагогов подойдет для начала биография семейства Ротшильдов.
Идея совместного семейного имущества никак не противоречит особому пути некоторых ее членов. Не у всех потом может быть стремление беззаветно бороться за денежные знаки. Но хороший врач вполне может участвовать в управлении, например, недвижимостью. Пьер Ферма был по профессии юристом, но это не помешало ему стать выдающимся математиком. А учить детей финансовой грамотности желательно сразу на практике. Я верю, что надо давать им возможность сделать небольшой вклад в банке, чтобы они сами выбирали банки по надежности и условиям вкладов. Дальше смотрели, кто и сколько заработал. Потом перешли к облигациям, дальше – более сложные финансовые инструменты. Эффективнее любой лекции.
Михаил Скигин: Надо давать детям возможность тратить деньги, наблюдать, делать записи и через некоторое время обсуждать эти ситуации, чтобы они сами замечали изменения в своем поведении. У детей же разное отношение к деньгам. Для одного они важны, как и брендовые дорогие вещи, для другого деньги и вещи имеют минимальное значение.
Концепцию пассивов и активов я стараюсь объяснять детям не на денежном уровне, а на уровне поступков. На примере кармы — баланса. Если ты берешь что-то — крышу над головой, еду, заботу, это в какой-то степени кредит, пассив. В качестве активов можно рассматривать добрые дела, и чем их больше у тебя, тем больше твоя «прибыль». Такие вещи дети понимают гораздо лучше, чем основы бухучета.
Игорь Рыбаков: Полная ерунда. Называть финансовую грамотность залогом успеха это почти так же: каждому в жизни нужно быть бухгалтером, чтобы подсчитывать сколько у него денег в кошельке.
Роберт Кийосаки: Богатые люди сосредотачиваются на колонке активов, в то время как всех остальных интересует только колонка доходов
Виды активов, которые стоит покупать:
—Бизнес, который не требует личного присутствия
— Акции
—Облигации
— Недвижимость, приносящая доход
— Долговые расписки и векселя
— Гонорары за интеллектуальную собственность
— Любая другая собственность, которая имеет ценность, приносит доход, растет в цене и легко продается
Давид Якобашвили: Это какая-то история про поле чудес в стране дураков. Где вы видели бизнес, который не требует вашего присутствия и участия? 89,9% управляющих — это коты базилио и лисы алисы. Не досмотрел — пиши пропало.
Активы нужно покупать в зависимости от конъюнктуры. Ликвидности облигаций нет. Нет ликвидности недвижимости. Бизнес подразумевает элемент случайности, непредсказуемости. Очень важно знать, когда вовремя войти, а когда вовремя выйти. Интуиция, везение и поддержка господня — вот главные активы бизнесменов.
Дмитрий Костыгин: Никто не знает, когда и откуда прилетит золотой лебедь. И не факт, что это будет именно лебедь, а не щука или конек-горбунок. Важно не проморгать их. Главное, не привить детям желания быть премудрым пискарем, который, адаптируя к нашей реальности, купил квартирку и сдает ее. Если будет страсть существования и желание открывать что-то новое, они дождутся своей жар-птицы.
И поменьше ориентируйтесь на прошлый опыт. Однажды мой старший сын, 14 лет отроку, принес тест на IQ и спросил, в чем смысл. Я ответил: «Один» «два» «три» «четыре» — какой будет следующий символ? Большинство людей решит, что «пять», и это правильный ответ (на этом и построены IQ и прочие тесты, только переменных несколько). Люди аккуратные задумаются и скажут, что «пробел». И это тоже правильный ответ — не было произнесено «одна тысяча двести тридцать четыре», значит есть пробелы между отдельными числами. Люди знающие заявят, что «любой символ», «вообще любой»: «миллиард» или «?», «смайлик», « — π » или «полный π». Другими словами, любая функция может воспрять или обрушиться, и трансформироваться в любой момент.
Михаил Скигин: На самом деле, и сегодняшняя ситуация это более чем наглядно показывает, любой вид активов, в том числе перечисленные, может получить отрицательную стоимость буквально в один миг. Старые еврейские семьи старались помимо образования научить детей играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, как правило, на скрипке. Это было очень практично — скрипка небольшая, ее легко унести с собой в случае очередных неприятностей, типа войн или погромов. Тогда как твой бизнес или дом могли быть запросто сожжены. И игра на скрипке всегда могла прокормить того, кто даже не виртуозно, а просто качественно на ней играл. Так что знания и навыки ценнее активов.
Если же оценивать список, то конкретные виды активов будут работать только тогда, когда ты любишь это дело и разбираешься в нем. Так что такими списками лучше не руководствоваться.
Игорь Рыбаков: Не стоит влезать в те вещи, в которых ты не разбираешься. Если уж куда и вкладывать деньги — в себя, в свое личностное развитие, в свое тело, в свое бодрое состояние духа.
Второе: создать пассивный доход — это купить облигации надежных эмитентов или купить паи умеренно консервативных инвестиционных компаний. Я не советую самим играть в инвесторов, — проиграете все деньги, а уж тем более не советую заниматься биткоинами, бинарными опционами, торговлей на Forex и участвовать в каких бы то ни было пирамидах.
Роберт Кийосаки: Все активы должны быть по душе, быть интересными вам лично. Например, тем, кто ненавидит недвижимость, не стоит ею заниматься.
Давид Якобашвили: Конечно, заниматься нужно тем, что получается, что по душе. Соблазнов надо избегать, в конфликты с совестью не вступать.
Дмитрий Костыгин: Ну слушайте, если так рассуждать, тогда всем до старости нужно пить дюшес, вкусную сладенькую водичку, и не открыть для себя, например, великие бургундские вина. Надо расти, а любой рост подразумевает усилия над собой, и пещеру с сокровищами всегда охраняют жутята. К богатству, неважно, денежному или духовному, нужно протопать семь кругов ада, и очень повезет, если у тебя будет проводник, как Вергилий у Данте. А дальше, конечно, могут быть ограничения собственного мировосприятия, типа инвестиций в табак или оружие.
Михаил Скигин: На первый взгляд, сложно не согласиться. Но с другой стороны, Уоррен Баффетт вряд ли изучил в деталях все индустрии, куда вложился. Иногда важнее разбираться в людях, правильно ставить задачи и находить общий язык.
Игорь Рыбаков: Самыми лучшими активами для человека являются: его внутреннее состояние и внутренняя энергия, его физическое здоровье и тонус в теле, его финансовая автономность, его отношение в семье, его отношение на работе или в бизнесе и его репутация в обществе. Это непреложные активны, которые всегда будут питать человека, все остальное – это способы, инструменты, методы, которые не заслуживают внимания на первом уровне рассмотрения.
Роберт Кийосаки: Современная образовательная система направлена на развитие у студентов навыков, необходимых для получения хорошей работы. Проблема с образованием заключается в том, что вы часто становитесь тем, на кого учитесь. Слишком часто интересы профессиональной карьеры заставляют людей забыть о необходимости заниматься в первую очередь собственным бизнесом.
Давид Якобашвили: Конечно, наемным работникам приходится многим жертвовать. Чтобы стать бизнесменом, нужна настойчивость и целеустремленность.
Дмитрий Костыгин: Когда Д’Артаньян приехал в Париж, единственным его «активом» было рекомендательное письмо отца старому боевому товарищу Де Тревилю. Молодой Д’Артаньян, правда, в первый же день сумел поссориться с тремя лучшими фехтовальщиками Парижа, но в конечном счете два великих гасконца встретились, и все, включая тех фехтовальщиков, стали легендами. Хочется посоветовать современным родителям почаще поступать по примеру отца Д’Артаньяна, отдавая детей таким вот Де Тревилям, а не идти по проторенной дорожке современной системы образования. Я знаю с десяток людей, не обязательно друзей, которым отдал бы детей на стажировку.
Михаил Скигин: Если к предпринимательству есть тяга, то не остановит даже современная образовательная система. В конце концов пример Цукерберга показывает, что для успеха не обязательно оканчивать университет. С другой стороны, есть много примеров, когда предприниматели сначала работали на кого-то. Это тоже важный опыт. Так что может современное образование не так уж и плохо.
Игорь Рыбаков: Проблемы современного образования — это формирование в человеке вынужденной беспомощности, основанной на способности человека выполнять то, что ему говорят, выполнять кем-то заданные нормы и соответствовать чьим-то ожиданиям. Конечно же, цель образования должна быть в следующем. Первое, это формирование представления о благоприятном будущем. Второе: личный навык, навык порождения, коллективный навык человека, навык сотворчества, навык обретения потокового состояния в человеке, навык коллективной выработки правил. Ну и последнее, тоже очень важное: иметь видение изнутри образующегося целого. Именно такое видение позволяет не отделять белое от черного, не отделять плохое от хорошего, не отделять сильное от слабого — именно на стыке этих противоборствующих элементов лежит все самое вкусное, эффективное и продуктивное, то самое действенное действие и та самая актуальная жизнь. Вот к актуальной, достойной жизни и следует стремиться, она стоит того, чтобы жить!