К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Глазами иностранца: чем руководствуются русские при принятии решений

«Наше Кино»
«Наше Кино»
Британец Люк Джонс живет и работает в Москве с начала 1990-х годов. Он автор руководства по ведению бизнеса в России и СНГ под названием Why Russians Don’t Smile («Почему россияне не улыбаются»), которое выдержало уже четыре издания. Специально для Forbes Life Джонс рассказал, чем руководствуются иностранцы и русские при принятии решений

Одно из самых больших заблуждений иностранцев в отношении россиян заключается в том, что, раз они выглядят как мы, то и думать, и вести себя они должны так же, как мы. В конце концов, они же европейцы. Когда я впервые приехал в Россию, я каждый раз искал логическое объяснение любой ситуации — на того, почему мне пришлось трижды стоять в очереди, чтобы купить один кусок сыра в местном магазине «Продукты», до того, почему сердитая старушка за стойкой отеля облаяла меня, крикнув «МЕСТ НЕТ», хотя гостей там явно не было.

Было трудно принять, что разумной причины обычно не было вовсе, ведь у нас дома все делается ради чего-то. «Умом Россию не понять» — фраза, которую я слышал бесчисленное количество раз.

Моя профессия, подбор персонала, дает отличные примеры различий в том, как жители России и Запада подходят к принятию решений. Как правило, процесс найма выглядит следующим образом: представители компании собеседуют нескольких кандидатов и выбирают человека, чей опыт, личность и мотивация, по их мнению, лучше всего подходят организации. Затем этому счастливчику делают предложение о работе, которое, как ожидается, будет принято, а затем согласуют день выхода на работу.

 

Однако даже если предложение о работе принято, процесс найма в России не заканчивается, поскольку кандидату нужно еще уволиться из предыдущей компании. Столкнувшись с риском потерять, возможно, ключевого сотрудника и, весьма вероятно, уступить его конкуренту, начальник кандидата нередко выдвигает контрпредложение: «Слушай, не уходи, мы тебя любим, мы повысим тебе зарплату на 25% и дадим повышение».

«Россияне верят, что планировать заранее все стороны вашей жизни не только скучно, но и в конечном счете бесполезно»

В западном мире контрпредложение — редкость. Мы считаем, что если человек увольняется, значит он уже принял решение об уходе. Даже если ваш нынешний начальник и попытается убедить вас остаться, ваш прагматичный мозг сразу же подумает: «Если ты говоришь, что я для тебя так ценен, почему ты мне раньше столько не платил?»

 

Россиянин воспринимает ситуацию более эмоционально: «Ого, они меня любят И они готовы дать мне прибавку к зарплате, повышение и так далее. Конечно, я останусь!»

Во многих случаях деньги не главная причина, по которой кто-то меняет работу. Есть множество других факторов от неприязни к самой работе до разногласий с боссом, от долгой дороги до офиса до отсутствия карьерных перспективы. Финансовое контрпредложение — это просто повышение зарплаты, которое случится пораньше. К слову сказать, статистические данные со всего мира показывают, что примерно две трети людей, которые принимают контрпредложение, в течение шести месяцев все равно увольняются. Компании об этом хорошо знают и обычно платят вам больше, просто чтобы задержать вас еще ненадолго, пока они втайне от вас ищут нового кандидата. Как только такого человека находят, вас увольняют, поэтому и рекрутеры, и HR-отделы обычно советуют не принимать контрпредложения!

Пробелы в резюме — еще один пример. В России считается абсолютно нормальным уволиться с работы и провести все лето на даче (или всю зиму на Бали), а несколько месяцев спустя начать искать новое место.

 
«Россияне воспринимают большинство вещей в настоящем времени»

Когда иностранец читает резюме человека, который сейчас не работает, он предполагает, что либо кандидата уволили или сократили в предыдущей компании, либо он попросту ленив. Как вариант, он, по выражению Юрия Андропова, «тунеядец». Очевидно же, что никто в здравом уме не уволится с работы, не найдя заранее новое место?

Проблема отчасти в том, что жизнь в Европе или Северной Америке стоит дорого, и мы просто не можем себе позволить не работать несколько месяцев, если нам нужно выплачивать ипотеку и платить по счетам. Да, многие делают паузу на год, хотя это обычно случается сразу после окончания учебы, а позднее требует тщательного планирования (с точки зрения и финансов, и логистики).

Мне представляется, что россияне воспринимают большинство вещей в настоящем времени. «Я устал, мне наскучила эта работа и я не вижу карьерных перспектив, так зачем продолжать?» Иностранцы придерживаются более долгосрочной перспективы и считают, что вы лишитесь переговорной позиции перед новым работодателем, если не будете работать пусть даже временно и добровольно.

В целом россияне, похоже, верят, что планировать заранее все стороны вашей жизни не только скучно, но и в конечном счете бесполезно в такой стране, как Россия, где все меняется столь быстро и часто. Конечно, живите сегодняшним днем, но помните, что иностранцы считают такую спонтанность иррациональной и нелогичной.

Жители Запада не склонны принимать решения под влиянием каприза или настроения. Практически каждый этап любого процесса тщательно продуман с начала и до конца, и недостаток этого в том, что на принятие решений требуется значительно больше времени. Большая часть составляющих вашей работы и личной жизни заранее спланированы: от создания частного пенсионного счета вскоре после того, как вы начинаете карьеру, до покупки страхового полиса, который покрывает всевозможные несчастные случаи.

 

Лично я стараюсь совмещать лучшее из обоих миров. Я не хочу прожить всю свою жизнь в будущем, однако немного планирования наперед поможет вам добиться гораздо большего. Разве это плохо?

Перевод Натальи Балабанцевой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+