Борис Акунин: «Страны поделятся на те, кто выйдет из кризиса более сильными и кто ослабеет. То же будет и с людьми»
«Просто Маса» — спин-офф фандоринской вселенной, он состоит из пролога, трех частей и эпилога и написан Борисом Акуниным специально для Storytel (как «Пост» Дмитрия Глуховского в прошлом году), то есть существует пока только в формате аудиосериала. История Масы рассказывается в пяти сериях, которые появляются на Storytel каждый вторник начиная с 28 апреля. Голосом «Просто Масы» стал народный артист России Александр Клюквин. По сюжету верный Масахиро Сибата после смерти господина возвращается в родную Японию. Основное действие разворачивается в Токио 1920-х годов, где сходятся интересы противоборствующих сил, на глазах строится новый порядок и всюду звучит джаз.
«Как усердный зритель сериалов, я очень ценю порционность, — рассказал Борис Акунин во время онлайн-презентации «Просто Масы». — В аудиосериале принцип тот же, что и в сериале, в этом смысле. Мне нравится, что автор здесь сам решает, когда прерваться, а не читатель».
Детективная история «Просто Масы» формально начинается в Токио в сентябре 1923 года, куда приезжает 63-летний Масахиро Сибата. Осиротевший после смерти Фандорина самурай стал «ронином — бесцельным и бесприютным бродягой», но навыков своего господина не утратил — ему предстоит распутать сложное дело, связанное к тому же с так хорошо изученной им Россией. Но на самом деле все начинается гораздо раньше, 60 с лишним лет назад во время сливовых дождей, когда у годовалого Масахиро прорезался первый зуб, а война между благородным вором Тацумасой и жестоким Тадаки, главарем банды Кровавой макаки, приходит к трагической развязке.
Надо сказать, блестящий стилист Акунин, известный своей любовью к Японии (в прошлом ученый-японист, переводчик и кавалер ордена Восходящего солнца за развитие культурных связей между двумя странами), использует все возможности аудиосериала, чтобы перенести слушателей на столетие назад и дать почувствовать особую философию японской культуры, начиная с поэтического вечера рэнга, «цепляющихся строк» и объяснения духа китодо до понятия об акунинах, в которых сосредоточено «все зло мира» (да, псевдоним писателя объясняется именно так).
На презентации «Просто Масы» Борис Акунин и Александр Клюквин согласились, что в ключевом акунинском цикле Фандорин — главный герой, а Маса — любимый. И эта симпатия автора к герою, умноженная на любовь Акунина к Японии и его страсть к истории, и делает авантюрный детективный роман таким подходящим для нового формата. Надо признать, это несомненная удача Storytel: вместе с голосом Александра Клюквина и хрипловатым джазовым вокалом актрисы Анны Чиповской атмосферная история Масахиро Сибаты, просто Масы, превращается в увлекательный аудиосериал, от которого не оторваться.
После премьеры писатель ответил на вопросы литературного обозревателя Forbes Life Натальи Ломыкиной:
Вы задумали «Просто Масу» независимо от предложения Storytel? Или эта история не просто адаптирована, а полностью написана под аудиосериал?
Ко мне с этой идеей обратилась продюсер Диана Смирнова. Я сначала отнесся к предложению без особенного интереса. Потом стал думать — как это: взять и написать книгу не буквами, а звуками? Как про любовь говорят, знаете: что мужчина любит глазами, а женщина — ушами. Так для меня мысленно аудиосериал поначалу и сложился: как некое воркование на ухо прекрасной даме, от которой ты добиваешься благосклонности.
Вы сказали, что Маса вам более симпатичен, чем Фандорин. Чем и почему?
Фандорин холодный, а Маса теплый. С Фандориным чувствуешь себя напряженно, он как громоздкий комод посреди комнаты, а Маса живой, смешной. Фандорин — он про смерть, а Маса — про жизнь.
Расскажите немного о процессе работы над аудиосериалом.
Сначала непонятно, откуда зазвучала флейта сякухати, и я увидел вечер поэзии в старинном японском доме. При чем тут Маса, мне было непонятно. Пошел за флейтой, как за крысоловом, и он постепенно вывел меня туда, куда вывел.
Слушаете ли вы сами аудиокниги? Какие, когда?
За рулем, в долгой дороге очень люблю. Чаще всего слушаю Пушкина, поэмы.
Чем уникальна история Японии 1920-х годов? Что вас привлекает в этом периоде?
Это вообще феноменальная эпоха. Везде. Старый мир в результате мировой войны рухнул, новый рождается в корчах, и уже понятно, что младенец без кровавого кесарева сечения не появится. Япония двадцатых — гремучая смесь старины и модерна, страстей, противоборствующих идей и эстетик. Гораздо колоритней, чем Берлин, Нью-Йорк и даже Москва того же времени.
Когда вы уезжали из России, не было желания жить в Японии?
Нет. Слишком далеко от всего. Слишком жарко летом. И всегда будешь торчать круглоглазым инородным телом.
Какая сейчас обстановка в Англии? Как реагируют люди на ограничения, связанные с пандемией?
Напуганы. Что неудивительно с учетом такого психологического прессинга. Всех жалко.
Уверена, болезнь изменила ваше собственное отношение к вирусу. Что бы вы посоветовали скептикам?
Быть поменьше скептиками, а алармистам – не паниковать. Проблема серьезная, но давайте не превращать ее в психоз.
Сейчас вы, как многие, принимаете участие в культурных проектах онлайн (КоронаДекамерона, презентация аудиосериала и т. д). Поделитесь своими впечатлениями. Я, например, преподаю — и это очень выматывает.
У нас, писателей, сейчас прямо болдинская осень. Никаких дистракций. Ты царь, живи один. Сиди, пиши.
Как думаете, как скоро мы вернемся к привычным формам встреч, общения?
Зависит от того, сколько еще это продлится. Чем дольше, тем больше вероятность, что одни привычки атрофируются, другие, наоборот, навсегда прилипнут. Как со всем на свете, в этом есть и плохое, и хорошее.
Что подсказывает ваш опыт изучения истории? Как может измениться мир после пандемии?
Не похоже, что в целом он поумнеет. Это раз. Страны поделятся на те, кто выйдет из кризиса более сильными и кто ослабеет. Это два. То же будет и с людьми. Умные извлекут пользу из нового опыта, неумные впадут в депрессию.
Зачем вам в свое время потребовался проект «История российского государства»? Вы же могли просто изучить соответствующий период и написать художественный роман.
Мне нужно было разобраться в вопросе: почему российское государство такое проблемное и отчего проблемы эти из века в век так похожи? Тут художественный вымысел не помог бы. И мне даже не столь важно, убедил я читателей своими выводами или нет. Главное, что они дали ответ мне самому. Большего, как говорится, я и не просил.
Что вы пишете сейчас?
Готовлю пару новых проектов, на которые меня вдохновила вся эта вирусная кутерьма. Центр креативности переместился в интернет-пространство. Это интересно и перспективно.