К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Пить не перестанут». Как виноделы по всему миру ищут способы пережить кризис и пандемию

Getty Images
Getty Images
Отмена дегустационных туров, закрытие ресторанов и винотек, сбои в поставках и сложности в сборе винограда — пандемия ожидаемо задела и винный бизнес. Сооснователь и вице-президент Simple Group Анатолий Корнеев рассказал Forbes Life, с какими проблемами сталкиваются отечественные и зарубежные виноделы, в каких странах вино раскупают онлайн и как индустрия подстраивается под новую реальностью

За несколько месяцев еще до объявления ВОЗ ситуации пандемии в мире стало ясно: виноделие ждут трудности. Пожары в Австралии, экономический кризис в Аргентине, Brexit в Великобритании, налоговые войны Трампа. Виноделы мира предсказывали падение продаж по году до 20%. Для фермера это много, драматически много. Болезненно и для крупных производителей. Однако, 2020 повернулся неожиданной стороной ко всем аналитикам отрасли, строившим прогнозы продаж. Еще несколько месяцев назад было сложно представить себе «закрытый» мир, в котором, кажется, все держится только на социальных связях. Винный бизнес не исключение. Закрытие баров и ресторанов, а во многих странах даже винотек сильно ударило по винодельческим хозяйствам. Все ежегодные винные выставки: Prowein, Vinitaly, Vinexpo в Азии и другие важнейшие мероприятия индустрии, например, в Бордо, — отменены. Как виноградари, так и импортеры вина оказались в сложной ситуации, последствия которой нам еще только предстоит увидеть в будущем.

А пока попробуем разобраться, как сейчас работают винодельческие хозяйства в разных странах мира и с какими трудностями они столкнулись.

Особый режим

Почти все итальянские хозяйства уже с марта работают в особом режиме, а по мере распространения вируса к ним присоединились и коллеги из Франции, Испании и других стран. Большая часть персонала переведена на «удаленку», другая — в отпуске. Вот только природе коронавирус не указ — остановить работы на виноградниках невозможно. Весной проводят подрезку лоз, а затем и подвязку, так что все работы выполняются, но, конечно, с учетом всех мер предосторожности. Работа на свежем воздухе, безусловно, безопаснее, но социальную дистанцию никто не отменял, так что в одном ряду виноградника может работать только один человек.

 

В тосканских хозяйствах семьи Фрескобальди всем сотрудникам, которые приходят на работу, измеряют температуру. Маски и перчатки — обязательны. На винодельнях, где и в мирное время строго следят за чистотой, сейчас гигиена и подавно на первом месте. Поэтому все оборудование регулярно и тщательно обрабатывается санитайзерами.

В Castello Banfi, также в Тоскане, персонал сокращен в разы: на складе, например, работает посменно всего 10% сотрудников. Тем не менее хозяйство функционирует без перебоев, обеспечивая все отгрузки по плану.

 

Йоханесс Хассельбах, владелец хозяйства Gunderloch в немецком регионе Рейнхессен, рассказывает, что он сохранил весь персонал и никого не отправлял в отпуск. Более того, рук даже не хватает. «Пока все сотрудники работают в штатном режиме, соблюдая дистанцию. В отпуск никого не отправляли. Наоборот, вполне возможно, мы ощутим нехватку рук, ведь обычно к нам приезжают работники из Польши и других стран. Вместо этого некоторые сотрудники офиса выходят нам на помощь. В это непростое время все делают все, пытаются быть универсальными».

Российские виноделы также сталкиваются с трудностями из-за карантина. Хоть работы на виноградниках идут своим чередом, в погребах работать все труднее. К тому же возникают проблемы и с доставкой иностранного оборудования. Михаил Николаев, владелец хозяйства «Долина Лефкадия» в Краснодарском крае, считает, что это только одна из проблем виноделов. А главная заключается в падении спроса: «Недоступны пробки, бутылки, непонятно, приедет ли техника. Плюс подорожали картон и бумага. Но мне кажется, что для виноделия такие циклы достаточно коротки. Главная проблема, что наши потребители почувствовали финансовую катастрофу и, конечно, потребляют меньше».

В этой связи уже сейчас значительное число консорциумов и саморегулируемых организаций производителей вина в мире обьявили о необходимости принудительного снижения производства с целью избежания драматического перепроизводства. Однако, всем ясно: склады окажутся затаренными у всех на несколько лет.

 

Другой основной проблемой винодельческой отрасли — поставщика сельхоз продукции и продуктов питания, — не закрытой почти нигде в мире, кроме Южноафриканской Республики, которая по каким-то непонятным причинам полностью запретила торговлю виномв, в глобальном масштабе стал разрыв цепочек поставок. Транспортные компании сначала отказывались направлять водителей в страны всеобщего карантина. Взлетели цены на доставку грузов, которые за три месяца уронили спрос на некоторых особо пострадавших рынках до 80%. Дальнейшим следствием может стать тотальное банкротство малых и средних перевозчиков, которое приведет неизбежно к дефициту на транспортные услуги и еще большему росту цен на рынке логистики, уже удвоенных сейчас.

Банковская и страховая сферы подливают масла в огонь. Банки консервативно, осторожно и с замиранием сердца пристально следят за происходящим у виноделов. Страховое покрытие снимается страховщиками с обеспечения платежей на большинстве рынков в мире. Страховые пытаются делегировать все риски и принятие решений об объеме отгружаемой продукции по постоплатам самим виноделам. Те никак не могут понять, что им выгоднее — рисковать сейчас и отгружать, но потом иметь какой-никакой cash-flow, или не рисковать и сидеть на бутылках, которые потом после снятия ограничений могут оказаться никому ненужными.

Ситуация в Новом свете

Хотя работа в условиях коронавируса — это испытание для всех виноделов, бояться, что ситуация наложит свой отпечаток на качество вина, не стоит. У некоторых хозяйств Нового света вполне возможно сократятся объемы, что, возможно, повлечет за собой повышение цен. Ведь в отличие от виноделен Северного полушария, в Южном пандемия совпала со сбором урожая.

Особенно остро вопрос встал в ЮАР, где указом президента были ограничены все активности в винной индустрии: от работы на виноградниках и сбора урожая до экспорта вин. К счастью, запрет сняли довольно быстро, и виноградари все-таки смогли убрать урожай, пусть и с задержкой. Затем разрешили и экспорт, ведь половина продукции идет на продажу в другие страны. Похожая ситуация сложилась и в Новой Зеландии: там карантин ввели также в разгар сбора урожая, но спустя пару дней все же разрешили продолжить работы.

«Ежедневно для всего персонала проводятся брифинги по мерам безопасности и новым условиям работы, — рассказывает Лиэнн Амфлет, экспорт-менеджер новозеландской Booster Wine Group, объединяющей несколько винодельческих хозяйств, в том числе крупную Sileni. — Персонал разделен на две группы, чтобы минимизировать контакты между людьми. Две команды работают посменно три через три дня. В конце каждой смены проводится полная дезинфекция винодельни». Среди проблем также отмечают перебои в доставке, так как предпочтение в перевозках сейчас отдается продовольственным товарам первой необходимости. Отправка вин в другие страны также идет с задержкой, ведь количество сотрудников на складах заметно сократилось.

 

Как ситуация сказалась на продажах

Пандемия существенно повлияла и на продажи вина, но везде по-разному. Согласно статистике, на британском рынке наблюдается небывалый бум продаж вина в супермаркетах и онлайн, ведь, в отличие от России, интернет-торговля алкоголем в Европе и США легальна. Лидер среди импортеров в Британии Berry Bros. & Rudd зафиксировал в марте пик онлайн-продаж: в один день было доставлено более 24 тысяч бутылок. Тот же Vivino, наладивший интернет-торговлю, сейчас в выигрыше. На рынке разгорается новая конкуренция: объемы наращивают те компании, у кого самые лояльные условия доставки и минимальные сроки ожидания.

Тем не менее большинство производителей терпят колоссальные убытки. За последние несколько недель «итальянский рынок просто рухнул», по словам Алекса Ферригато, директора по продажам кооператива Colterenzio. «Карантин и закрытие всех баров и ресторанов не может не сказываться на бизнесе, так что мартовские продажи упали больше, чем в два раза», — рассказал он. Для виноделов местный рынок часто занимает долю рынка до 40%. Неполноценное открытие канала HoReCa в Италии 1 июня с опозданием на 2,5 месяца и при полном отсутствии в высокий сезон платежеспособной туристической клиентуры приведет к предсказуемым последствиям. Крушение ресторанной сферы особенно тяжким бременем ложится на премиальные винодельческие предприятия небольшого объема производства, ориентированные исключительно на этот канал продаж. Реструктуризация долгов и частичная потеря дебиторской задолженности приведет их к черте. Осложняется вывод на рынок любых новинок. Маркетинг в ритейле и E-Commerce станет еще более агрессивным.

В других европейских странах ситуация похожая. Падение продаж на 50% зафиксировал Йоханесс Хассельбах. По его словам, экономическая ситуация в хозяйствах сильно зависит от моделей продаж, которые они выбрали. В самом плачевном положении те, кто получал часть прибыли от туристического бизнеса и прямых продаж в дегустационных залах при винодельне: калифорнийские виноделы уже насчитали урон в несколько миллионов долларов. Сложности и у брендов, не представленных на полках супермаркетов. Те, у кого налажены схема онлайн-продаж и сеть частных клиентов, держатся на хорошем уровне.

Семейное хозяйство Trimbachиз Эльзаса полностью приостановило работу за исключением ухода за виноградниками, где регулярно работают 15 человек. Все остальные отделы закрыты. «Нам пришлось остановить и доставку вина, так что продажи упали на 100%, — рассказывает Жан Тримбах, владелец хозяйства. — Мы не продаем онлайн; рестораны, отели и бары закрыты, так что для нас все остановилось, кроме работ на виноградниках. На следующей неделе мы начнем розлив винтажа 2019, так что еще три сотрудника выйдут на работу. Ситуация, в которой мы все оказались, не имеет аналогов и повлечет за собой ужасающие экономические проблемы».

 

Guigal, крупный негоциантский дом Долины Роны во Франции, напротив не строит пессимистичных прогнозов. «Французский рынок практически полностью просел, но его компенсирует экспорт, который вместо 50% теперь составляет 95%. Домашнее потребление вина растет невероятно, особенно в США, Великобритании, Норвегии и Швеции. Французы, как правило, держат неплохой запас вина дома, и по всей видимости пока не торопятся его пополнять. В других странах такой привычки нет – это мы видим по активным продажам. Так что мы не волнуемся. Тем более в нашем случае мы видим, что покупатели сейчас больше настроены на крупные проверенные бренды, коими мы и являемся».

Новые способы коммуникации

Не будем повторять клише о том, что после коронавируса мир уже никогда не будет прежним. Винный бизнес, как и многие другие, сейчас старается понять новые условия игры. И делает это вполне успешно. По мнению виноделов, в сложившейся ситуации как никогда важно не терять связь с партнерами и потребителями вина, быть гибкими и готовыми к новым форматам маркетинга и продаж.

Кьяра Сольдати, владелица хозяйства La Scolca в Гави (Италия), убеждена, что «сейчас нужно оперативно приспосабливаться к новой реальности и темпу, которые казались невозможными еще несколько недель назад». «Мы работаем с онлайн-магазинами и продаем вино напрямую нашим клиентам. Мы приятно удивлены, получив огромное количество писем и сообщений со словами поддержки. Безусловно, вся ситуация навсегда изменит поведение покупателей и в целом продажи вина и других алкогольных напитков. И сейчас как никогда важно оставаться в строю и продолжать работать. Мы практически заново пишем нашу бизнес-модель. Сейчас мы сосредоточены на продвижении онлайн-продаж, также предлагаем бесплатную доставку вина по всей Италии. Каждый сотрудник La Scolca сохраняет работу, но при этом переосмысливает ее в контексте чрезвычайной ситуации».

Йоханесс Хассельбах выбрал политику ухода в онлайн дегустации. «Мы отправляем коробку вина нашим частным клиентам, а затем проводим совместную онлайн-конференцию, где дегустируем вина, — рассказывает он. — Это довольно забавно — общаться с 25 людьми, которые не знают друг друга, в виртуальном дегустационном зале».

 

Кризис изменит рынок. Выиграют те, кто до кризиса смог диверсифицировать свои рынки сбыта и каналы продаж. Это заключение равно и для компаний-импортеров и дистрибьютеров. Сейчас трудно в этом плотном тумане строит четкие прогнозы и долгосрочные стратегии. Руководствоваться приходится мудростью: «Делай, что должно. Будь, что будет». Так что пока самое время заниматься творчеством, готовить новые Digital и Educational проекты и доделывать то важное, до чего в докризисном мире не доходили руки.

Очевидно одно: вино хуже не станет, и пить не перестанут.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+