Онлайн-кинопремьеры: фантастический триллер «Спутник» и драма «Фея» с Константином Хабенским
Месяц назад компания Universal на волне общих переносов кинорелизов решила не отодвигать свой флагманский анимационный мюзикл «Тролли. Мировой тур», а выпустить мультфильм в кинотеатрах (тогда они частично еще были открыты) параллельно с премьерой на VOD (то есть в онлайне). К сожалению, оперативно и точно результаты революционного хода оценить пока невозможно — нет специальных ресурсов, подсчитывающих сборы от онлайн-продаж в каждой из стран. Обычно подобная интернет-статистика поступает децентрализовано и не от всех. Но прецедент заставил индустрию задуматься как о такой схеме выпуска, так и о переводе ряда фильма исключительно в интернет-пространство. Хотя Disney, например, большую часть своих лент отодвинула — так вышло с «Душой» Pixar, «Черной вдовой» Marvel или «Мулан» — семейное кино «Артемис Фаул» режиссера Кеннета Браны выйдет только в онлайне, а именно на платформе Disney+.
В России продолжателями этого процесса уже стали два крупных «экс-кинотеатральных» релиза — фантастический триллер «Спутник» с Оксаной Акиньшиной и Петром Федоровым и лирическая драма «Фея» с Константином Хабенским. Причем выход первого на стриминге вызвал бурю недовольств со стороны ряда владельцев кинотеатров, которые даже написали открытое письмо продюсеру и актеру Федору Бондарчуку. В нем одного из создателей «Спутника» просили вернуть картину в кинотеатры (естественно, с выходом после их открытия), говоря о «серьезном экономическом ударе». Оправданы их переживания и может ли спасти терпящую убытки отечественную киноиндустрию тот или иной российский релиз в эпоху побед «голливудской машины» — вопрос открытый. Но как повлияет домашний просмотр на сами фильмы, мы можем сказать уже сейчас. Диагноз, скорее, неутешительный — не лучшего качества картины вне кинотеатров воспринимаются с еще большим трудом. И хотя облегченный доступ может сработать на увеличение аудитории, ожидаемый отрицательный «сарафан», наоборот, вероятно подставит их создателям подножку.
СПУТНИК
Режиссер — Егор Абраменко
Платформы: more.tv, Wink
Дата выхода: 23 апреля
1983 год. В спускаемый аппарат «Орбита-4», в котором находятся два космонавта и летает советская красная неваляшка (!), проникает оставленное за кадром инопланетное зло. Аппарат терпит крушение в Казахской ССР, но есть выживший — Константин Вешняков (Федоров). Разве что вернулся он явно не один. Разобраться в деталях произошедшего приглашают нейрофизиолога Татьяну Климову (Акиньшина), которая отличилась своими радикальными методами работы с пациентами.
Еще на стадии питчинга в «Фонде кино» будущий проект упрекали в некотором копировании зарубежных аналогов — того же «Чужого» Ридли Скотта или «Прибытия» Дени Вильнева. В действительности же «Спутник», не дотягивающий философской глубиной и зрелищностью до названных фильмов, опирается еще и на другие два слепка современной американской культуры — сай-фай-триллер «Живое» Даниэля Эспиносы (даже монстры в картинах схожи) и сериал «Очень странные дела» братьев Даффер (атмосфера исследовательского центра 80-х будто бы по деталям выписана именно оттуда). Русифицированы американские трафареты тоже не самым лучшим образом: в фильме явно есть попытка сыграть на советско-детских ассоциациях с помощью появляющейся в кадре неваляшке, повторяющейся рефреном песни «Миллион алых роз» или фильма «Москва-Кассиопея» в телевизоре. Из более-менее удачного — попытка удивить неожиданным, но не обоснованным финалом и довольно резкие разговоры о политике замалчивания и «неправильном» выборе между работой и ребенком. Впрочем, эти удачные моменты вкупе с хорошими саундтреками и довольно точно отраженным чувством опасности (из космоса) спасают «Спутник». С таким набором его вполне можно порекомендовать к просмотру.
ФЕЯ
Режиссер – Анна Меликян
Платформа: «Кинопоиск HD»
Дата выхода: 30 апреля
«Спутник» можно было бы упрекнуть и в затянутости (фильм длится почти два часа), если бы за ним не шла «Фея» с еще большим хронометражем. Все бы ничего, вот только сказать за эти два с половиной часа о ленте Меликян решительно нечего. «Фея» похожа на того современного активиста, который сам не до конца понимает, за что и для чего борется. В разное время картина пробует начать разговор со зрителем о действительно важных сегодня проблемах — расизме, гомофобии, отсутствии диалога между родителями и детьми, ухода в виртуальную реальность и так далее. Но вместо новых и действенных методов решения или хотя бы осмысления задаваемых вопросов (как это было, например, в прошлогоднем «Тексте» Клима Шипенко), «Фея» предлагает лирическую драму о спасении «потонувшего» мужчины «парящей» женщиной с парочкой трогательных сюжетных поворотов. Кстати, почти полностью открытых в синопсисе и трейлере.
В первых сценах потерявшийся в жизни разработчик видеоигр Евгений (Хабенский) спасает неизвестную ему активистку Таню от полиции, которая только что «прикрыла» небольшую акцию у входа в станцию метро «Улица 1905 года». В будущем Таня попробует преобразить Женю, напомнив ему о теории реинкарнации (и его неожиданной связи с Андреем Рублевым) и важности добра в современном мире. Параллельная сюжетная линия сконцентрируется на расправах одной уличной группировки над разными меньшинствами — от национальных до сексуальных. Соединение этих сюжетов, к сожалению, не играют фильму на руку.