Ковид и море: как яхты стали убежищем и гарантией спасения в будущем
На прошлой неделе сооснователя DreamWorks Animation Дэвида Геффена (№185 в глобальном списке Forbes, $8 млрд) критиковали за то, что он сообщил на своей странице в Instagram о самоизоляции на мегаяхте cтоимостью $590 млн. 77-летний миллиардер находится в Карибском море на одном из крупнейших частных кораблей планеты, 135-метровой яхте Rising Sun («Восходящее солнце»), которая имеет 82 каюты, кинотеатр, винный погреб, спортзал и спа-зону с джакузи (легко переоборудуется в медпункт), а также баскетбольную площадку, выполняющую роль вертолетной.
Хотя в социальных сетях поведение Геффена называют «постыдным и гротескным», рациональное зерно в его действиях есть. Опрошенные Forbes Life участники рынка отмечают, что Rising Sun далеко не единственная мегаяхта, ставшая убежищем от пандемии. «Ряд состоятельный семей с похожими яхтами пережидают ситуацию на борту, — говорит глава чартерного департамента Arcon Yachts в Монако Юлия Пензони. — Основной поток запросов на чартеры наблюдался в феврале-марте, когда яхты срочно арендовали на 4-6-8 недель». Уже несколько недель проводят карантин в море несколько владельцев яхт американской брокерской компании Northrop & Johnson. В лондонском яхт-брокере Burgess подтвердили наличие заказов на долгосрочные чартеры и рассказали, как одна семья взяла в аренду яхту на целых девять недель. «Люди ищут способы переждать вирусный шторм. А яхта в регионе с хорошим климатом — неплохое место для самоизоляции. Большие суда имеют достаточно места для хранения припасов на несколько месяцев, а это означает, что судно может провести это время в море без контактов с берегом, — объясняет генеральный директор Burgess Джонатан Бекетт. — Клиенты организуют обучение детей на борту, включая уроки кулинарии с шеф-поваром и занятия с экипажем в машинном отделении для изучения технической части работы яхты».
Тихая гавань
Преимущества яхт во время пандемии — их автономность и гигиеничность. Традиционно на всех яхтах, от самых маленьких до суперлодок, больше напоминающих круизные лайнеры, поддерживается идеальная чистота. Это один из важных элементов яхт-культуры. В отличие от круизных лайнеров, которые традиционно перемещаются между крупными городами-портами, яхты, как правило, заходят в небольшие порты, стоят на якоре в укромных бухтах, а пассажиры устраивают пикники на безлюдных пляжах, большинство из которых доступны только с воды.
По этим причинам только яхтам разрешен вход в оставшиеся до сих пор открытыми порты и марины. «Яхта как любое обособленное контролируемое пространство хорошо подходит для изоляции, а капитан и экипаж способны поддерживать строгие стандарты чистоты без соприкосновения с внешним миром в течение длительного времени», — считают в Northrop & Johnson. Также эксперты отмечают, что еще при появлении первой информации о коронавирусе на всех судах были усилены меры безопасности. Речь идет о более частой и тщательной дезинфекции, регулярной проверке здоровья экипажа, ограничении его перемещений, запрете посторонних контактов, контроле и санитарной обработке доставляемых на судно припасов, очищении и озонировании воздуха в каютах. Кроме того, в нынешних обстоятельствах стало принято проводить медицинские освидетельствования не только команды, но и гостей перед началом чартера.
Наиболее популярными направлениями для круизов на яхтах в период зимне-весенней навигации остаются юг США, Карибский бассейн, Мальдивские и Сейшельские острова. Также среди яхтсменов возрос интерес к «альтернативным» отдаленным местам, таким как Аляска, острова в южной части Тихого океана и оконечность Чили.
Дорогое убежище
По оценкам экспертов, стоимость чартера на неделю составляет в среднем больше $100 000, аренда мегаяхты стоит порядка $600 000 без учета расходов на экипаж и топливо. Размер судна действительно имеет значение: чем больше лодка, тем она устойчивее к непогоде на море. Пятнадцатиметровым моторным яхтам при высоте волны от 5 м рекомендуется заходить в гавань и пережидать шторм. За стоянку в удобно расположенной марине в высокий сезон цена за сутки может превышать $10 000. «И во время самоизоляции на яхте можно столкнуться с ограничениями. Например, капитаны яхт, находящихся на Карибах, сообщают нам, что на Антигуа в связи с высокой концентрацией яхт возникают перебои с поставками продовольствия. Местная инфраструктура не привыкла к таким большим нагрузкам в течение длительного времени», — сообщают Burgess.
Сможет ли группа сверхбогатых клиентов на яхтенном карантине удержать на плаву целую яхтенную индустрию, в которой по всему миру занято 160 000 человек, покажет время. Пока из-за пандемии не состоится международная выставка MYBA Charter Show. Десятки спортивных регат перенесены на неопределенный срок. Сокращение и передел рынка неизбежны. Эксперты уже сравнивают эпидемию нового коронавируса с кризисом 2008 года, нанесшим сильнейший удар по яхтенному рынку. Тогда спекулянты, строившие яхты для быстрой перепродажи, остались с большим количеством нераспроданных судов, а часть верфей обанкротилась из-за резкого спада спроса. «Пройдет естественный отбор, и слабые игроки без подушки безопасности уйдут с рынка или будут поглощены более крупными компаниями, — говорят в Burgess. — В нынешних реалиях на рынке будут появляться новые предложения по продаже яхт, и, очевидно, у брокеров будет много работы. Мы полагаем, что в то же время появятся новые покупатели, например те, кто на фоне эпидемиологической обстановки предпочтет иметь собственную яхту, а не брать ее в чартер», — резюмируют в Burgess.