К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мы все стоим перед угрозой исчезновения»: как пандемия стала кошмаром для книжного бизнеса

Фото Chen Sihan / Xinhua via ZUMA / TASS
Фото Chen Sihan / Xinhua via ZUMA / TASS
6,8 млрд рублей потеряли издатели от закрытия книжных магазинов в марте 2020-го, а по итогам года, по самым оптимистичным прогнозам, потеряют не меньше 15 млрд рублей, говорится в письме главы Российского книжного союза Сергея Степашина премьер-министру Михаилу Мишустину. С марта магазины закрыты, а онлайн-продажи не могут компенсировать отсутствие розничной торговли. Параллельно растут цены на бумагу, задерживаются тиражи, отменяются мероприятия. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина обсудила ситуацию с издателями и владельцами книжных магазинов.

Коронавирус, обвал курса рубля и режим самоизоляции ударили по книжной рознице. По оценке Российского книжного союза, «объем выпадающих доходов таких каналов, как «книжная розница» и «федеральные сети», составит около 75%, или 6,8 млрд рублей ежемесячной выручки, а прогнозируемые потери за март-июнь 2020 года — около 27 млрд рублей, или 25% годовой выручки». Для половины издательств и книжных магазинов это будет означать закрытие и банкротство. Книжная индустрия не входит в список областей бизнеса, получающих помощь государства, а это значит, что аренда, налоги и прочие расходы остаются на прежнем уровне.

Корона-кошмар для книжного бизнеса

«Основная проблема  — остановка офлайн-торговли. Мы теряем значительную часть выручки из-за закрытия книжных магазинов. Продажи через интернет пока продолжаются. При этом нет опережающей динамики, которая бы перекрывала закрытие традиционных книжных магазинов», — говорит Артем Степанов, главный редактор издательства МИФ.

«Сейчас мы договариваемся о разрешении выпускать книги в электронном виде, не дожидаясь бумажных версий, — поясняет директор издательства «Лайвбук» Ольга Лябина. — К нам приходят сводки о мизерных продажах книг, типографии не работают, сроки по книгам в печати уже нарушены, но и грузить новинки сейчас возможно только в усеченном формате. Мы пытаемся подстроиться под обстоятельства и предвидим катастрофу».

 

По самым оптимистичным оценкам, к концу апреля книгоиздатели потеряют примерно 15 млрд рублей. Связанное с режимом самоизоляции сокращение тиражей печатных СМИ на территории РФ уже сейчас оценивается в 50%, а до конца года может достичь 75%  (40 млрд руб.). Доходы российских издателей от размещения рекламы уже в 1-2 квартале упадут на 30-40%, а по итогам 2020 года — не менее чем на 50% (15 млрд рублей против 30 млрд в 2019 году). Такие цифры приводит президент Российского книжного союза Сергей Степашин в письме премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. «В свою очередь, падение и неплатежи книжной розницы немедленно и резко отразятся на доходах издателей и полиграфистов, которые составят соответственно около 7 и 1,4 млрд рублей в период с марта по июнь 2020 года. Очевидно, издательствам и типографиям в ближайшее время тоже будет грозить остановка. Кроме того, будут затронуты многотысячные трудовые коллективы индустрии — всего около 65 тысяч человек могут пострадать от кризиса, большая часть из них — остаться без работы».

«Ясно, что этот кризис по масштабам превзойдет все, что когда-либо происходило в новейшей истории, — говорит гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. — Все офлайновые книготорговые сети закрыты, и платить издателям не собираются. В том числе отказывается платить поставщикам «Читай-город» — системообразующая книготорговая сеть».

 
«Даже после разморозки офлайн-торговли покупатели вернутся в магазины далеко не сразу. В результате многие торговые точки станут нерентабельными. Все готовятся к экстремальным испытаниям как минимум до осени»

Бьют тревогу даже крупные холдинги, например издательская группа «Азбука-Аттикус», часть акций которой принадлежат одному из крупнейших международных игроков рынка Hachette Livre. «Мы, конечно же, несем убытки, еще как, — рассказывает генеральный директор «Азбуки-Аттикус» Леонид Шкурович. — Проблемы колоссальные — книжные магазины закрыты для посещения, очень немногие (35%) принимают новый товар на склад, 70% дистрибуции в руинах, наши читатели/покупатели сидят взаперти, мужественно пытаясь сосредоточиться на работе и одновременно противостоять сплошному потоку негативных новостей. План выпуска, естественно, будем ощутимо сокращать: мы не сможем финансировать полноценное производство, лишившись львиной доли дохода. Скорее всего, значительную часть того, что по инерции произведем в апреле, будем заводить в каналы продаж — оставшиеся в живых и не павшие духом — уже в мае-июне. Ближайшие месяцы будут для нас очень сложными и пройдут в поисках ликвидности и попытках избежать явных кассовых разрывов, но мы надеемся на накопленный запас прочности, кредитный рейтинг и в самом крайнем случае на поддержку акционеров, российских и французских».

«Главная проблема всех издателей — понять, как выживать в условиях волны неплатежей и отказа от исполнения обязательств, — комментирует гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. — Степень жесткости реакции определяется долей онлайн продаж, наличием кредитов и прогнозами на будущее. Общий взгляд такой, что даже после разморозки офлайн-торговли покупатели вернутся в магазины далеко не сразу. В результате многие торговые точки станут нерентабельными. Все готовятся к экстремальным испытаниям как минимум до осени».

Продление президентом нерабочего периода до 30 апреля не стало для издателей неожиданностью, но усугубило ситуацию. «Когда я отправляла своих коллег на «выходные», — рассказывает директор издательства «Фантом-Пресс» Алла Штейнман, — сразу сказала им: скорее всего, увидимся после майских, бог даст. Так что ни о какой неделе я не мечтала с самого начала, и указ президента о продлении «выходных» не был для меня неожиданностью. Пока у нас достаточно книг на складе — и, когда снимут карантин, нам есть чем торговать. В апреле надеюсь отправить в работу пару книг, если типографии не закроются. На деньги от покупателей в течение апреля-мая мы не рассчитываем, поэтому придется обходиться теми средствами, которые еще есть на счете. Надолго ли этого хватит, не знаю.

 
Многие мелкие и средние издательства не переживут глобальный кризис, усугубленный местным финансовым кризисом

Очередные выходные с полным сохранением зарплаты неминуемо приведут к закрытию множества небольших фирм, так как людям просто не из чего будет выплачивать зарплату. Конкретно для издательского бизнеса корона-кошмар означает очень много бед. Многие мелкие и средние издательства не переживут глобальный кризис, усугубленный местным финансовым кризисом. Конечно же, после выхода из карантина люди будут озабочены в первую очередь покупкой товаров первой необходимости, а, как мы знаем, книги таковыми не являются. Очень трудно придется книжным магазинам, которые месяц-два будут закрыты. Наверняка многие издательства вынуждены будут закрыться или перейти под покровительство гигантов. Начнется вал неплатежей и задержек оплат. Будет серьезная безработица среди среднего менеджерского персонала, многие переводчики останутся без работы, потому что количество выпускаемых книг заметно уменьшится. Наверняка будут другие последствия, более глубинные, которые сейчас не видны. Но легко не будет никому».

Вся офлайн-торговля заморожена

Книжные магазины, от которых так зависят издатели, сами оказались в тяжелых условиях. Закрыты и крупные книжные сети, и независимые магазины. И срок, увы, неопределенный. «Проблемы, думаю, у всех одинаковые: снизилась выручка, непонятны перспективы, — рассказывает Михаил Иванов, совладелец книжного магазина «Подписные издания» в Санкт-Петербурге. — Мы полностью перешли в онлайн, занимаемся нашим интернет-магазином podpisnie.ru. До сложившейся ситуации интернет-магазин приносил примерно 10% от общего оборота. Сейчас, конечно, выручки в нем увеличились, но это не сильно помогает. Весь персонал, все, кого вы встречали раньше в магазине на Литейном 57, посменно работают, принимают и собирают заказы. В целом работы меньше не стало, просто поменялись задачи. Обсудили десятки вариантов партнерских программ с дружественными нам петербургскими и федеральными проектами».

«Нам придется платить аренду, зарплаты и налоги тоже, так что уповаем только на доставку и заказы из библиотек... Книги очень нужны людям, особенно в трудное время»

«Сегодня все 650 магазинов объединенной розничной сети «Читай-город — Буквоед», в соответствии с предписаниями органов власти, закрыты. Это  колоссальные убытки. С каждым днем ситуация обостряется. Запасов прочности уже нет, книжный бизнес и так не особо доходный, — говорит гендиректор крупнейшей розничной сети книжных «Читай-город — Буквоед» Михаил Иванцов. — Мы приостановили инвестиции в открытие новых магазинов и в большинство новых проектов, проводим возможную оптимизацию затрат. Сосредоточились на продажах и сервисах доставки в интернет-канале, там позиции пока более стабильны. По Москве и МО организована бесплатная бесконтактная доставка при заказе от 100 руб. Заключили партнерское соглашение о доставке книг с 5Post (дочерняя компания Х5 Retail Group). Все заказы доставляются непосредственно в 8700 магазинов торговой сети «Пятерочка» по всей России, расположенных рядом с домом. Анализируем ситуацию по всем направлениям, это позволяет обеспечивать все необходимые бизнес-процессы».

«У нас нервно и весело, — рассказывают владельцы книжного магазина «Перемен» в Академгородке в Новосибирске. — Каждый день меняются условия. Уже с 20 марта мы просили всех сидеть дома и заказывать книги с доставкой, но только с 29 марта (резко в один день) все наши покупатели реально заперлись по домам, так что уже неделю мы приезжаем в магазин только собирать заказы. Нам придется платить аренду, зарплаты и налоги тоже, так что уповаем только на доставку и заказы из библиотек, когда они выйду на работу. Запустили акцию #книгавмешке — доставляем книги домой вслепую по анкете, в которой заказчик рассказывает, что любит и что хотел бы почитать. И по факту это наш единственный хлеб — на сегодня у нас 90 заказов, и мы страшно рады их собирать. Книги очень нужны людям, особенно в трудное время».

«Как и многие наши коллеги, мы прожили месяц в состоянии тревоги и неопределенности. Сейчас мы рассчитываем на деньги, полученные от магазинов за декабрьские продажи — самые большие в году, а как упадет рынок в связи с закрытием офлайновых книжных, мы можем только предполагать, — рассказывают представители детского издательства «Белая ворона». — Наша отрасль, по мнению правительства, не входит в перечень сильно пострадавших, и никто не собирается снижать нам налоги и аренду. Конечно, мы не сидим сложа руки, во многом уходим в онлайн, стараемся поддерживать наших читателей бесплатными активностями. В любой непонятной ситуации будем развивать наши самые прибыльные и популярные линейки книг, отказавшись от менее коммерческих проектов. Но понимаем, что скоро столкнемся с необходимостью сокращать расходы, в том числе возможно, зарплаты. Мы маленькое издательство, для нас важен и ценен каждый наш сотрудник и такие решения будут очень болезненными».

 

Что могли бы сделать власти?

Книжная индустрия до сих пор не входит в список областей бизнеса, получающих помощь государства  по сокращению выплат по налогам и страховым взносам. Хотя именно это могло бы существенно поддержать издательства и розничный рынок книг. Издатели и книготорговцы ждали от власти «разумных и взвешенных решений, которые позволят малому и среднему бизнесу после кризиса восстановиться не на словах, а на деле», но пока их нет.

«Книжный бизнес на карантине уже несколько лет и так: рентабельность низкая, есть свой монополист, наценки мизерные»

«Из заявленных мер поддержки бизнеса ни одна толком не применима к нам, — комментирует генеральный директор «Азбуки-Аттикус» Леонид Шкурович.  По какой-то нелепости мы относимся к крупному бизнесу — в одной категории с «Норильским никелем» или «Лукойлом» — но не настолько крупному, чтобы попасть в перечень системообразующих организаций и претендовать на господдержку. В общем, пролетаем по всем пунктам».

«Вы должны понимать, что книжный бизнес на карантине уже несколько лет и так: рентабельность низкая, есть свой монополист, наценки мизерные. Так что, возможно, вся эта ситуация сможет принести и некоторую пользу: мы теперь точно будем отстаивать интересы отрасли сами, пытаться обнулить или еще снизить НДС, как это сделано в большинстве стран мира, — выражает общее мнение Михаил Иванов, совладелец книжного магазина «Подписные издания» в Санкт-Петербурге.  К власти, конечно, вопросов много. Книжный бизнес не включили в перечень отраслей, которые наиболее пострадали от карантина. Мы боремся. Все вместе мы создали петицию представителей книжного бизнеса , мы пишем официальные письма в администрацию президента, председателю правительства, обращаемся к городским властям и профильному комитету».

«До конца 2020 года НДС на детские книги необходимо сделать 0% (сейчас 10%), на взрослые 10% (сейчас 20%), что поможет многим удержать цены на текущем уровне и просто выжить и продолжать работать, создавая рабочие места и издавать книги», — уверена совладелец ИД «Поляндрия» Дарина Якунина.

 
Типографиям сильно помогли бы банковские каникулы на полгода и отмена таможенной пошлины на импортируемую бумагу и материалы, которые не производятся в РФ, а также на оборудование и комплектующие до стабилизации рыночной ситуации в книжной отрасли.
Типографиям сильно помогли бы банковские каникулы на полгода и отмена таможенной пошлины на импортируемую бумагу и материалы, которые не производятся в РФ, а также на оборудование и комплектующие до стабилизации рыночной ситуации в книжной отрасли.·Фото Александра Демьянчука·ТАСС

В письме премьер-министру Михаилу Мишустину, отправленном Сергеем Степашиным от РКС, ведущие представители книгоиздательского бизнеса просят в создавшихся форс-мажорных обстоятельствах «освободить предприятия печатной индустрии от уплаты всех текущих налогов, страховых взносов, а также экологических сборов в 2020 году, освободить от уплаты налога на прибыль за 2019 год,  дать «срочное поручение о предоставлении субсидий предприятиям книготорговли на компенсацию арендной платы на срок от четырех месяцев, а также освободить книготорговые предприятия от уплаты обязательных платежей в пенсионный фонд. Типографиям сильно помогли бы банковские каникулы на полгода и отмена таможенной пошлины на импортируемую бумагу и материалы, которые не производятся в РФ, а также на оборудование и комплектующие до стабилизации рыночной ситуации в книжной отрасли.

«Власти могли бы сделать многое, — считает директор издательства «Фантом-Пресс» Алла Штейнман,  отменить налог за первый квартал или, по меньшей мере, сократить его. Уменьшить НДС на книги. Взять оплату аренды магазинов на себя или удлинить сроки выплаты арендной платы на год. Издателям тоже не помешала бы помощь государства в оплате аренды и прочих коммерческих платежей. Многие западные страны взяли на себя ответственность по выплатам зарплат населению или хотя бы частичной выплаты. Даже небогатый Израиль может себе позволить выплатить 70% зарплаты всем оставшимся без работы людям из фондов соцобеспечения».

Чем могут помочь читатели?

Пандемия коснулась всех. Издатели, прекрасно понимая, что их читатели находятся в тех же сложных условиях, открывают бесплатный доступ к своим книгам и делают скидки на новинки. Финансовый кризис тоже ударит по всем, поэтому российские издатели призывают коллег проявлять солидарность: сами не планируют повышать цены на книги и ожидают понимания от книготорговцев и сохранения цен на бумагу от поставщиков. Те, кто и раньше эффективно работал удаленно, помогают коллегам перестроиться.

«Мир сильно изменился. Нам важно оставаться актуальными и давать людям реальную пользу в новых условиях, — говорит Артем Степанов, главный редактор издательства МИФ.  Большая часть МИФа вот уже 15 лет работает удаленно, поэтому изменения коснулись только работы бухгалтерии и службы доставки. Все что можно было перевести на работу из дома, мы перевели. Некоторые направления пришлось на время свернуть: оффлайн-мероприятия, торговлю на конференциях.

 

Мы провели серию вебинаров про удаленную работу для читателей, которым тоже приходится теперь работать дистанционно. Запланировали бизнес-завтраки (онлайн) для клиентов из малого и среднего бизнеса, чтобы поделиться нашим опытом, ответить на прикладные вопросы по переводу бизнеса на удаленный формат. Все активности, которые мы делали раньше в офлайне, переводим в онлайн — встречи и семинары с авторами, мастер-классы, внутренние воркшопы и т. п. Мы оптимизируем наш портфель так, чтобы он был актуален той повестке, которая будет после периода самоизоляции. Усиливаем фокус на цифровых продуктах: онлайн-курсах, электронной библиотеке (B2B), электронных и аудиокнигах».

«С коллегами мы все время на связи и стараемся поддерживать друг друга, — рассказывает директор издательства «Фантом-Пресс» Алла Штенйман. — Вчера мне позвонили несколько моих коллег и предложили ничего им не платить за апрель. Конечно, я не воспользуюсь их добрым порывом, но было до слез приятно. Написала переводчица и предложила перевести книгу бесплатно. Тоже не воспользуюсь ее предложением, но такие поступки очень поддерживают веру в людей».

«Сейчас мы все стоим перед угрозой исчезновения книжного рынка. И нам с коллегами важно перестать делить отрасль на больших и маленьких: тут холдинг, тут независимые издатели, — напоминает Рамиль Фасхутдинов, главный редактор издательства «Бомбора». — Нужно объединяться полностью всей отраслью. Выступать единым фронтом, формировать единые инициативы, лоббировать перед правительством изменения, касающиеся всей отрасли.  Сейчас не время выяснять отношения. Еще нам нужны единые инициативы по продвижению книг, чтения и по проведению оффлайн-мероприятий. В любом случае карантин кончится, и нам надо будет возвращать людей в книжные магазины. Думаю, это должны быть совместные усилия. Ни одно издательство, ни один книжный магазин самостоятельно с этой проблемой справиться не сможет».

«Я призываю читателей в этот трудный момент последовать правилу support local — и поддержать покупкой хотя бы одной книги местные книжные магазины»

«Мы намерены сохранить свой штат в полном объеме и поэтому по максимуму уходим в онлайн-активности, — описывают ситуацию в издательстве «КомпасГид». —  У нас зависли заказы в типографиях, но нам обещают отгрузить новую книгу, посвященную Второй мировой войне. Тут печатники вошли в наше положение и приняли, что она именно сейчас должна выйти на рынок. Поэтому сейчас фактически все издательство занимается этим проектом. В поддержку книги «Зима во время войны» мы запустили онлайн-флешмоб и надеемся, что это позволит всем немного воспрять духом в эти тяжелые дни. На самом деле сейчас все гуманитарное сообщество понимает, что книги под угрозой. И мы хотели бы обратиться в первую очередь к читателям. Если вы хотели что-то почитать и все время откладывали покупку какого-то издания. Поверьте, сейчас самое время это сделать».

 

«Мы выполняем все свои обязательства, мы никуда не исчезаем, у нас есть новые хорошие книги, которые будут востребованы и во время кризиса, и после него, — говорит исполнительный директор издательства «Пятый Рим» Максим Макаренков. — Стараемся сами предлагать нашим партнерам варианты совместного преодоления кризиса и развития: программы лояльности, новые варианты доставки, интересный контент на нашем сайте. В целом, работаем под девизом «некогда паниковать». Мы работаем для читателей. Многие из них для нас не просто хорошие клиенты, а уже хорошие друзья. Тут просьба только одна — не теряйте интереса к чтению. Этот интерес выручал людей в самые темные времена».

«Я призываю читателей в этот трудный момент последовать правилу support local — и поддержать покупкой хотя бы одной книги местные книжные магазины, — говорит Рамиль Фасхутдинов. — У вас недалеко от дома наверняка есть книжный магазин, неважно «Читай-город», «Амиталь», «Продалит», Фаланстер», «Маршак», «Зингер» или «Библио-глобус». Сейчас они все закрыты, но у многих из них есть онлайн. Да, вы купите у них книгу немного дороже, чем на Оzon или Wildberries, но для книжного магазина это будет сейчас по-настоящему большая помощь. Если мы сейчас поможем магазинам выжить, мы все в итоге останемся. Если книжные магазины закроются, исчезнут, я думаю, и отрасль не оправится от удара, скукожится в несколько раз и окажется на грани исчезновения».

«Я очень переживаю за всех наших, — говорит организатор фестиваля «ЛитераТула», хозяйка тульского книжного магазина «Свидетель» Ирина Рочева. — Ясно, что после месяца вынужденных каникул люди начнут экономить. Сейчас речь не идет о бизнесе. Нам важно просто выжить и не закрыться. Поддерживаю коллег как могу: заказала в Красноярске книги, оформила тайно в Питере покупку — стараюсь помогать самым близким».

«Безусловно, самое лучшее, что читатели могут сделать для всех нас в меру своих возможностей, — это продолжать читать и покупать книги. Мы продолжаем издавать их с большой любовью, несмотря ни на что», — говорит Дарина Якунина, совладелец издательства «Поляндрия».

 

«Дорогие наши читатели, если вы хотите после карантина продолжать читать хорошие переводные книги, хотите, чтобы наше издательство по-прежнему оставалось на плаву, покупайте наши книги, оставайтесь с нами! — обращается к читателям издательство «Фантом-Пресс».  Пусть вы купите всего одну книгу в месяц, а не 2-3, как раньше, но не прекращайте читать. А мы со своей стороны постараемся сделать все возможное, чтобы преодолеть все беды, которые принес и еще принесет этот коварный вирус. Мы уверены, что справимся, тем более у нас так много всего прекрасного припасено для вас в издательском портфеле. No passaran!».

Александра Шипетина,

директор Редакции художественной литературы «Эксмо»

«Читатели могут спасти книгоиздание своим интересом и вниманием»

Мы в ЭКСМО чувствуем себя в эпицентре кардинальных перемен. Ясно, что поведение покупателей вынужденно изменится в новых условиях. Появятся новые привычки потребления информации, приобретения товаров, переосмысление того, что на самом деле нужно в жизни. Например, мы видим, как растет спрос на образовательные программы и дистанционное обучение, на занятия спортом онлайн. В условиях изоляции, люди больше внимания обращают на себя, на свое окружение, начинают активно общаться онлайн и интересоваться друг другом. Уже возникла волна интереса к обсуждениям, живым трансляциям, онлайн встречам. Если раньше встречи в книжных магазинах с нашими авторами приходило от 30 до 100 человек, то теперь количество зрителей можно измерить тысячами. Два дня назад на встрече Игоря Прокопенко в МДК 600 человек были постоянно подключены к эфиру, а по окончании общий поток составил 6000 человек. 

Мы вынуждены мгновенно перестраиваться, и стратегические планы, которые мы строили на год, а то и на пять лет, приходится реализовывать в спешном порядке
Мы и раньше прогнозировали рост чтения в электронных форматах и уже выступили совместно с «Литрес» с инициативой электронного релиза всех новинок до выхода бумажной книги, мы называем такой вид публикации «Электронка 
First», потому что в нашем видении будущего книжной отрасли именно электронный формат будет первой публикацией для всех жанров. И это меняет требования к подаче информации, к описанию и рекомендациям — борьба идет не за «полочное пространство», а за лояльную аудиторию, собранную вокруг автора, бренда, лидера мнений.

 

И в этом наступившем будущем мы меняем процессы книгоиздания и подход к работе в головах редакторов. Мы становимся прежде всего издателями контента, живущего в глобальном интернет-пространстве, от традиционной модели книгоиздания переходим к «издательству 2.0».

Конечно, на нас сейчас влияют неясные перспективы работы книжной розницы. По нашим оценкам, возможно падение выручки втрое во время карантина. Это огромные потери для книгоиздания. Мы будем терпеть убытки, вынужденно оптимизировать расходы и искать какие-то высокодоходные продукты. В идеале эти продукты — мега-бестселлеры и блокбастеры в электронном формате. Бумажным книгам остались полки продуктовых магазинов и интернет-торговля: большая тройка книжного е-коммерса, наш собственный магазин и интернет-магазины розницы – «ЧГ», «МДК», «Библио-Глобуса» и т.д. Возможно, кризис станет толчком к развитию торговли онлайн локальных книжных сетей.

Мы сейчас рассчитываем и на то, пока не будут выходит новые фильмы и сериалы, и люди, возможно, станут больше читать. Наше преимущество в том, что мы можем поставлять новый качественный контент в условиях самоизоляции. Сейчас стало возможным продать книгу не только тем, кто постоянно читал какой-то жанр, но и гораздо большему количеству читателей, потому что они все сейчас онлайн — и можно достучаться до нового читателя. И есть вероятность, что на волне интереса к онлайн-новостям и на фоне отсутствия медиановинок книги, которые раньше продавались небольшими тиражами, смогут завоевать более широкую аудиторию.

Лидеры мнений, блогеры и СМИ именно сейчас могут оказать неоценимую помощь тем, что могут донести до читателей информацию, заинтересовать и новинками, и старыми «испытанными» лонгселлерами. Могут помочь рассказами о книгах, живыми трансляциями, встречами с авторами, подкастами. 

 

Ирина Балахонова, детское издательство «Самокат»

«Мы пока бодримся, но нисколько не надеемся на светлое и легкое будущее»

Мы закрыли, как полагалось, магазины в Москве и Петербурге, но до этого уже НЕ случилось несколько десятков запланированных событий во время недели детской книги, которая в этом году из-за вируса пришлась на нерабочие дни. Мы много времени потратили на подготовку, переговоры, выставки, программы для праздников в школах и так далее. Все это, конечно, отменять было печально. И убыточно. 

Если бы власти наконец ввели то, чего просят книжники уже давно — от льгот на аренду до снижения налогов и пошлин, немного забрезжила бы надежда, что впереди не просто выживание, но и нормальное существование бизнеса.

Эти меры были нужны уже очень давно. Но сейчас без них книга превратится в предмет роскоши, и все успехи книгоиздания, которым мы радовались в последние годы, останутся в прошлом.

 

Главная проблема, на самом деле, даже не отсутствие розничных продаж, сложности с логистикой или лукавая ситуация с нерабочими рабочими днями, а, конечно, падение рубля. У нас бизнес завязан как на оплату прав и роялти в валюте, так и на производство на дорогой финской бумаге. Это точно означает удорожание цены производства, пока даже страшно представить, насколько. А значит, нам будет сложнее принимать решения об инвестициях в выбранные проекты, а покупателю — дороже обойдется книга, даже если мы минимизируем свою прибыль. Пока мы от своих планов не отказываемся, но главная аналитика у нас впереди.

Мы перестроились довольно быстро. Всех покупателей отправили в интернет-магазин, туда же отправили сотрудников розничной торговли. На волне лояльности получили большую поддержку и заказы книг, наши читатели стали даже больше отмечать нас в соцсетях, рекомендовать, поддерживать. Все это поддерживает и внушает надежду.

Мы постарались по возможности поддержать наших партнеров — независимые книжные в регионах, составили предложения на максимально выгодных условиях, планируем больше рассказывать о них нашим подписчикам и отправлять их поддерживать местные книжные.

Еще одна надежда связана с тем, что проекты, с которыми раньше было практически невозможно сделать какие-то совместные мероприятия, сами пришли к нам в предложениями — почитать в эфире, например. Книги детям читают магазины, родительские ресурсы, детские сады и кафе, театры, библиотеки, читают известные люди, писатели и актеры. 
Сейчас феноменальная ситуация: чтение и детское чтение в кои-то веки оказывается в выгодной ситуации, что еще делать-то в самоизоляции! Будет ужасно обидно, если, вспомнив о том, как классно читать, мы выйдем в мир, где все книжные закрылись, а издательства сжались втрое.

 

Очень важно поддержать книжников не просто рублем (мы понимаем, что с деньгами сейчас у всех непросто), но словом, рекомендацией, рассказом о любимом книжном проекте. Нам важна аудитория. Если наши книги, судя по тиражам, оценили уже десятки тысяч человек, почему бы им не стать сотнями тысяч. Тогда, даже если покупательская способность упадет, мы могли бы сохранить тиражи. Самый рабочий инструмент сейчас — сарафанное радио. Так что мы всех просим: «Рассказывайте о нас, о своих любимых книгах, о современной литературе. Всем будет только на пользу».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+