К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Авторские права на карантине: как правообладатели поддерживают театры в трудную минуту

Фото Evgenia Novozhenina / Reuters
Фото Evgenia Novozhenina / Reuters
Театры, музеи и лектории в срочном порядке перестраивают свою работу — и переводят все мероприятия в онлайн. Forbes Life выяснил, могут ли они столкнуться с проблемой авторских прав и, главное, кто поможет ее решить

За последние две недели вся культурно-развлекательная индустрия ушла в тотальный онлайн. Крупнейшие мировые театры, музеи, лектории заявили, что будут транслировать спектакли, выставки и большую часть контента на сайтах и платформах. Эту инициативу поддержали практически все мировые «гиганты»: Венская опера и американская Metropolitan Opera проводят бесплатные трансляции в период карантина; Лувр и флорентийская галерея Уффици раскрыли свои оцифрованные архивы; Британский музей, онлайн-коллекция которого составляет более 3,5 млн экспонатов, проводит виртуальные экскурсии по всем экспозициям на официальном YouTube-канале. Российская культура не отстает: Эрмитаж снял 5-часовую экскурсию на iPhone, Третьяковка и Пушкинский транслируют лекции и выставки на сайтах; Большой, театр на Таганке, Электротеатр Станиславского и другие объявили расписание онлайн-трансляций спектаклей и пообещали максимально перевести работу своих сотрудников в новый формат.

Эта инициатива не может не радовать зрителей — даже не учитывая фактор эпидемии, мы так или иначе уже несколько лет плавно переходим в онлайн-потребление контента. И теперь, когда поход в театр стал невозможным, эта трансформация неизбежна. Но возникает вопрос, насколько это все законно? Может ли, например, любой московский театр по собственному желанию перевести свои спектакли в диджитал?

Оказалось, что и этот вопрос уже решен: компания «Театральный агент», собирающая для Российского авторского общества (РАО) плату за использование в спектаклях результатов интеллектуальной деятельности, отказалась от взимания с театров авторских отчислений за онлайн-трансляции на период пандемии коронавируса в России. Таким образом, театры смогут свободно транслировать в Сети свои спектакли, не опасаясь штрафов или судебного преследования.

 

Как сообщили Forbes Life представители компании, «спектакль — это, по сути, сложное, составное произведение, объединяющее в себе авторские наработки сценариста и переводчика, режиссера, художников, создавших декорации, костюмы и световое оформление сцены, а также хореографа, сценографа и композитора и других специалистов. Правообладателей, таким образом, очень много, и если в обычных обстоятельствах никто из них не должен оставаться без причитающегося ему по закону вознаграждения, то в непредвиденной критической ситуации, в которой мы все очутились, соблюсти интересы всех авторов оказалось намного сложнее. Однако театральные деятели, чьи интересы в России защищает компания «Театральный агент», пошли навстречу зрителям».

Чтобы осуществить свою идею, «Театральный агент» обратился к министру культуры Ольге Любимовой с открытым письмом: «Когда посещение театров, кинотеатров, концертов и иных зрелищных мероприятий оказывается недоступным, единственным способом поддержать сограждан в условиях вынужденной самоизоляции и ограничений является предоставление возможности просмотра спектаклей в формате трансляций посредством глобальной сети Интернет». Открытое письмо своей подписью поддержали общественный деятель Юрий Поляков, художник-постановщик Виктор Шилькрот, писатель, сценарист и актер Михаил Литвин, советский и российский композитор Алексей Шелыгин, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского Петр Федосеев, первый главный режиссер Ярославского театра юного зрителя Сергей Розов и солист Камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театра России Александр Колесников.

 

«Основываясь на том, что театры отказались от продажи права доступа к просмотру спектаклей и не ставят перед собой цели извлечения из сложившейся ситуации выгод иными способами, подавляющее большинство авторов-учредителей, клиентов и партнеров компании «Театральный агент» высказали готовность на период введенных ограничений предоставить театрам соответствующие права на использование произведений при осуществлении онлайн-трансляций и отказаться на тот же период от получения авторского вознаграждения за такое использование», — комментирует ситуацию генеральный директор ООО Виктория Сладковская. Она также добавила, что компания «Театральный агент» традиционно выполняет функцию медиатора между авторами и организаторами театрально-зрелищных мероприятий и готова оказывать театрам посильную помощь в достижении договоренностей с авторами и получении театрами всех необходимых разрешений и согласований, в том числе и по окончании периода восстановления от последствий пандемии COVID-19.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+