Как самоизоляция во время великой чумы помогла Исааку Ньютону совершить научную революцию
На фоне эпидемии коронавирусной инфекции некоторые вспоминают историю, как из-за холерного карантина в Москве в 1830 году поэт Александр Пушкин был вынужден три месяца просидеть в семейном поместье в селе Болдино. «Болдинская осень» стала наиболее продуктивным периодом в его творчестве — поэт завершил работу над «Евгением Онегиным», «Повестями Белкина» и «Маленькими трагедиями».
Пушкин был не единственным, чей творческий гений усилило вынужденное уединение. В 1665 году в Англии разразилась эпидемия чумы. Занятия в кембриджском Тринити-колледже были прекращены, а весь преподавательский состав и студенты распустили на карантин по домам на неопределенный период. Среди уехавших был и Исаак Ньютон, которому было чуть за 20. Он покинул колледж, взяв с собой книги, записи и инструменты, и отправился в Вулсторп — родовое поместье в графстве Линкольншир, расположенное в 60 милях к северо-западу от Кембриджа. Свои главные открытия (прежде всего — закон всемирного тяготения) он совершил именно в продолжительной самоизоляции во время «чумных лет».
Да, во время пандемии Исааку Ньютону пришлось «работать из дома». И он использовал это время с умом, хотя еще не был сэром и не носил большой напудренный парик, шутит Washington Post.
Между тем чума с 1665 по 1666 год выкосила четверть населения Лондона — и стала одной из последних вспышек «черной смерти», терзавшей всю Европу на протяжении 400 лет. Только спустя 200 лет ученые обнаружили бактерии, вызывающие чуму, но даже во времена Ньютона, не зная точных причин возникновения заболевания, люди практиковали «социальное дистанцирование», чтобы избежать заражения.
Период с 1664 по 1666 год биографы Ньютона описывают как anni mirabiles в его жизни. К этому периоду, как он говорил сам, относится целый ряд его математических открытий, на которые не способен был ни один из современников Ньютона. Он открыл, по его собственной терминологии, «метод текучих количеств, или плавных переходов», известный нам как интегральное исчисление, «исчисление производных», то есть дифференциальное исчисление, и «теорию цвета».
В вынужденном уединении он «начал думать о силе тяготения, действие коей простирается вплоть до орбиты Луны». Кроме того, он «вывел, что силы, удерживающие планеты на своих орбитах, должны быть обратно пропорциональны квадрату расстояний от центров, вокруг коих они обращаются». Так Ньютон оказался на пороге великой революции в человеческом мышлении, которую позже назовут его именем. Ему постепенно начали приоткрываться тайны света и гравитации. Как сам он мимоходом заметил, «в те дни я был в расцвете изобретательского возраста и уделял математике и философии больше умственного внимания, нежели когда-либо после» (П. Акройд. «Исаак Ньютон. Биография». — Forbes Life).
С усадьбой Вулсторп связана популярная легенда о яблоке, упавшем на голову ученого и «подтолкнувшем» его в размышлениях о гравитации. Но если свалившийся на голову фрукт лежит в пространстве народного мифотворчества, то сам факт наблюдения падения яблока зафиксировали как минимум два разных автора. Биограф и друг Ньютона Уильям Стакли рассказывает об их беседе в яблоневом саду в 1726 году за чашкой чая, тогда ученый вспомнил о своих мыслях о гравитации, возникших в похожей ситуации: «После обеда установилась теплая погода, мы вышли в сад и пили чай в тени яблонь. Он [Ньютон] сказал мне, что мысль о гравитации пришла ему в голову, когда он точно так же сидел под деревом. Он находился в созерцательном настроении, когда неожиданно с ветки упало яблоко. «Почему яблоки всегда падают перпендикулярно земле?» — подумал он».
Весной 1667 года, вскоре после возобновления работы Кембриджского университета, Ньютон вернулся в Тринити-колледж, был принят в братство и два года спустя стал профессором.