К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бесплатное кино, театр в инстаграме и Эрмитаж в айфоне: как коронавирус изменил культуру

Иллюстрация Анны Ксенз
Иллюстрация Анны Ксенз
В Москве закрылись все выставки и музеи, уходят на карантин кинотеатры, срываются премьеры новых фильмов и отменяют все фестивали. Forbes Life выяснил, как выживает культурная жизнь России в разгар эпидемии

Музеи и выставки: искусство уходит в онлайн

С 16 марта были закрыты частные музеи — «Гараж», центр Вознесенского, музей AZ. С 17 марта — ГМИИ им. Пушкина, Музей русского импрессионизма, выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная музеем Фаберже в московском Манеже. С 18 марта закрывается музей «Собрание» Давида Якобашвили.

Третьяковская галерея сначала отменила все экскурсии, дискуссии, вечера, кинопоказы, а 17 марта объявила, что закрывает и свои залы. Как сообщила Forbes Life заместитель генерального директора музея по развитию Татьяна Мрдуляш: «Мы видим сильный спад посещаемости: на постоянной экспозиции очень мало людей. Нужно понимать, что это ответственность каждого человека — следить за своим здоровьем. Мы призываем всех, кто замечает у себя признаки простуды, не приходить в музей, и остаться дома всем сотрудникам из группы риска, работая онлайн».

Не закрыл свои выставки — авангардистов и ретроспективу Ги Бурдена — Центр фотографии им. братьев Люмьер. «На территории центра работают рециркуляторы, все поверхности регулярно дезинфицируются специальными средствами, ведется график обработки поверхностей, сотрудники отдела ресепшен используют защитные маски и перчатки. Заботясь о здоровье своих посетителей, мы рекомендуем посещать выставки в будние дни, когда на территории центра нет большого потока людей. В выходные дни мы организуем посещение выставок небольшими группами для комфорта наших гостей, чтобы проконтролировать расстояние между людьми не менее 2 метров», — говорится в пресс-релизе центра. В галерею пускают не больше, чем 40 человек одновременно.

 
Ги Бурден. Рекламная кампания для бренда Шарль Журдан, 1979. The Guy Bourdin Estate 2020 / Louise Alexander Gallery
Ги Бурден. Рекламная кампания для бренда Шарль Журдан, 1979. The Guy Bourdin Estate 2020 / Louise Alexander Gallery·Пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

Два основных вопроса, которые сейчас стоят перед музеями: как восполнить потери от возвращенных и непроданных билетов и как возвращать работы с выставок в другие музеи в ситуации закрытия границ. Третьяковка надеется на понимание со стороны Минкульта: «Когда будет понятен масштаб бедствия, думаю, будет скорректирован и бюджет. Не думаю, что это вызовет какие-то проблемы. Здесь вопрос не в количестве посетителей, а в количестве заработанных денег. Государство частично финансирует деятельность музеев. Остальное — то, что мы зарабатываем или привлекаем. Это большой вопрос, потому что, думаю,  государство не сможет субсидиями перекрыть наши заработки. Будем искать новые ответы, надеемся на поддержку наших партнеров и спонсоров», — сказала Татьяна Мрдуляш.

Музей AZ, где за неделю до планируемого срока закрылась выставка «Жизнь и приключения Анатолия Зверева» из стокгольмской коллекции Димитрия Апазидиса, уверен, что сможет вернуть все работы в Стокгольм в обещанный срок. Следующий проект, к пятилетию музея AZ, планируют открыть в срок, 22 апреля или, учитывая сложившиеся обстоятельства, в мае.

 

Директор Музея русского импрессионизма, где до 24 мая заявлена выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью», Юлия Петрова сообщила Forbes Life, что музей планирует продолжить работу выставки после эпидемии и пока никаких сложностей в работе с партнерами, возврате работ и при планировании выставок на осень не испытывает. Оптимизм Музея русского импрессионизма не разделяют в ГМИИ им. Пушкина, где остановлена выставка из парижского музея Бранли «Тату». По планам выставка завершается 31 мая, но уже сейчас музей опасается, что не сможет вернуть работы в установленные сроки. Также музей пока не понимает, как заключать договоры на следующие выставки в сезоне. Предусмотренный в договоре форс-мажор уже наступил, и кто в таком случае компенсирует убытки?

Третьяковка тоже готовится к  переносу заявленных выставок: «Закрыты все международные перевозки,  расписание выставок будет меняться во всем мире, — эта реальность затрагивает всех. Но давайте не забывать: эта коллекция здесь 160 лет, она много всего видела и будет ждать зрителей после коронавируса», — сказала Татьяна Мрдуляш.

Для частных музеев, таких как Музей AZ, Центр Вознесенского и музей «Собрание», эпидемия — время активного освоения онлайн-пространства. «Мы выкладываем на сайте новые аудиозаписи, — рассказала Forbes Life арт-директор музея «Собрание» Светлана Чураева: Срочно монтируем видеоэкскурсию по весенней выставке новых поступлений. В самое ближайшее время она появится на сайте».

 

«Мы переводим формат кинопоказов и дискуссий в онлайн-режим, — рассказала директор Центра Вознесенского Ольга Варцева. — Ближайший просмотр в новом формате — «Проверка на дорогах» Алексея Германа — пройдет уже в конце этой недели. Мы не успеем так быстро купить права на трансляцию фильма, но вот к обсуждению фильма смогут бесплатно присоединиться все желающие. В ближайшее время все наши лекции, вебинары и презентации пройдут онлайн. Все, что мы разместим в сети, будет открыто для всех совершенно бесплатно».

А коллекцию Эрмитажа можно будет посмотреть в YouTube — на канале Apple выложен пятичасовой фильм, посвященный музею. В кадре — 45 залов и почти 600 произведений искусства. Фильм снят на iPhone 11 Pro Max одним дублем на одном заряде аккумулятора. Для того, чтобы это оказалось возможным, команда проекта разработала новое приложение, позволяющее вручную и дистанционно с помощью Apple Watch контролировать настройки съемки (такие параметры, как ISO, фокус, баланс белого). Приложение получило название Catch (от слов Camera и Apple Watch).

Театры и фестивали: все билеты вернут

Впервые за 26 лет прекращен фестиваль «Золотая маска». В фейсбуке национальной театральной премии сообщается: «все спектакли в рамках XXVI Российской национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая Маска» в период с 17 марта 2020 года до 10 апреля 2020 года отменены». Возврат денег за билеты будет осуществляться в кассах фестиваля до 1 мая включительно.

Отменена ежегодная городская акция «Ночь театров», запланированная с 27 на 28 марта, посвященная 75-летию Победы.

 

С 17 марта до 10 апреля закрыт для зрителей Большой театр, сообщила «Интерфаксу» пресс-служба Большого 16 марта. Чуть раньше, на прошлой неделе, фонд «Подари жизнь» отменил назначенный на 6 апреля благотворительный концерт на Исторической сцене театра. На официальном сайте театра можно вернуть билеты на спектакли.

До 10 апреля закрыт Малый театр, зрителям возвращают деньги за билеты. Намеченная на 28 марта премьера спектакля «Рождество в доме Купьелло» с Василием Бочкаревым в главной роли автоматически переносится на неопределенный срок.  Это четвертый спектакль, поставленный режиссером Стефано Де Лука в Малом. Планировалось, что режиссер, работавший в Москве с начала января, должен вернуться в Италию сразу после премьеры. Как Де Лука будет руководить премьерой в случае переноса, пока непонятно. Но главный вопрос, который сейчас должны решить все театры: как им справиться с госзаданием, исходя из которого рассчитывается бюджет театров. Например, в данный момент все четыре сцены Малого закрыты, а гастроли не запланированы.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко не только закрыл театр для зрителей, отменив все спектакли на двух сценах, но и отправил в отпуск на три дня оперную труппы и балетную на неделю. Как сообщили Forbes Life в пресс-службе театра, при возобновлении репетиций они будут организованы так, чтобы были задействованы не более 50 артистов и музыкантов. Пока в театре возможны только индивидуальные занятия. Видеоотдел театра приступил к срочной разработке кризисного онлайн-плана: сайт театра будет пополнен в ближайшее время записями спектаклей, лекций, мастер-классов.

Сайт МХТ им. Чехова сообщает, что все спектакли, запланированные с 17 марта до 10 апреля на основной, малой и новой сценах театра, переносятся на сентябрь. На сайте размещена анкета, которую нужно заполнить для возврата билетов, и адрес электронной почты, куда ее нужно отправить для получения денег.

 

Театр Мастерская Петра Фоменко не обещает зрителям переноса или замены спектаклей, за билеты, купленные в кассе театра и онлайн на спектакли с 17 марта по 10 апреля, театр возвращает деньги. Пресс-служба театра сообщила Forbes Life, что в Мастерской богатая видеотека с записями лекций. Хотя театр был первым в Москве и в России, кто освоил онлайн-трансляции на сайте kultu.ru, вести трансляции спектаклей с пустым залом в Мастерской не планируют. Хотя театр закрыт для зрителей, в театре идет работа над двумя новыми спектаклями. Репетируют режиссеры Иван Поповски и Полина Агуреева.

На странице проекта, посвященного театру, Teatr To Go в Инстаграм публикуются онлайн-трансляции спектаклей. Например, в посте 17 марта заявлены «Солнечная линия» в Александринке,  «Три сестры» с Аидой Гарифуллиной в Венской опере, «Богема» в Метрополитн-опере и «Трубадур» с Йонасом Кауфманом в Баварской опере.

Кирилл Сорокин, сооснователь ежегодного фестиваля документального кино Beat Film Festival: «Пока что мы, как и многие наши коллеги из международных кинофестивалей, которые традиционно проходят в самом начале лета, в ежедневном режиме следим за развитием событий, причем следим из дома, так как приняли решение отправить офис на карантин. В отличие от музыкальных фестивалей, кинофестивальное сообщество намного более тесное — и, например, в эту субботу мы должны были лететь на фестиваль CPH:DOX, который полностью перешел в цифровой формат буквально несколько дней назад, а из программы отменившегося SXSW мы успели пригласить несколько фильмов еще до его начала. Сейчас у нас собрана практически вся программа, работа идет по всем направлением, включая большую онлайн-историю, из расчета, что фестиваль пройдет, как и планировалось, с 27 мая по 7 июня. В подвешенном состоянии находятся только режиссеры, которые хотели приехать на фестиваль, но понятно, что здоровье наших зрителей — наш главный приоритет, и все будет зависеть от эпидемиологической обстановки в Москве. Пока мы специально отложили все анонсы до апреля, но в случае чего мы рассматриваем вариант переноса фестиваля на июль».

Кино и кинотеатры ушли в «тарантин»

По указу мэра Москвы Собянина от 16 марта московские кинотеатры не могут продавать больше 50 билетов на сеанс. О планах ограничить число зрителей на каждом сеансе «Ведомостям» сообщили представители двух крупных сетей: объединенной «Кино Окко», «Формула кино» и «Синема парк» (25 кинотеатров в столице), а также «Москино» (13 кинотеатров). «Москино» также отменяет все бесплатные показы, заявила газете гендиректор сети Светлана Максимченко. Представитель объединенной киносети отметил, что компания будет контролировать как продажи через кассы, так и через онлайн-сервисы. «Данные ограничения являются необходимыми, но носят временный характер и будут действовать до 10 апреля. Надеемся на понимание со стороны наших гостей», — добавил он.

 

«Премьеры фильмов в России начали переноситься только в последние несколько дней, поэтому пока сложно дать глубокий анализ ситуации, — рассказала Forbes Life Лиза Сурганова, главный редактор «Кинопоиска». — Многие из премьер при этом переносят не российские прокатчики, а зарубежные хэд-офисы, опасаясь потерь от сборов во всем мире. Так, Disney перенес премьеры фильмов «Мулан» и «Новые мутанты», а Universal — новый фильм о Бонде, «Не время умирать» и 9-й «Форсаж». Это были одни из ключевых фильмов весны. Вслед за ними потянулись и российские прокатчики с менее крупными релизами — перенесены даты выхода фильмов «Один вдох», «На острие», Sheena667. Конечно, переносы релизов, закрытие кинотеатров, а также отмена съемок скажутся на доходах как мировой киноиндустрии, так и российской.

Кадр из фильма «Не время умирать»
Кадр из фильма «Не время умирать»·DR

И хотя оценки потерь российской киноиндустрии пока нет, мы знаем, что мировая уже недосчиталась почти $7 млрд, а если ситуация не изменится, то потери могут достигнуть $17 млрд (прогноз The Hollywood Reporter). Чтобы оценить масштаб — за 2019 год сборы по всему миру составили $42 млрд. Пока о новой модели показа фильмов объявил только Universal, один из голливудских мейджоров — 10 апреля они выпустят мультфильм «Тролли. Мировой тур» одновременно в кинотеатрах и на онлайн-платформах, а также выпустят онлайн несколько других фильмов, включая успешного «Человека-невидимку», с более коротким интервалом, всего в пару недель (обычно «окно» между кинопрокатом и цифровым релизом составляет от 2 месяцев). Другие прокатчики, в том числе российские, пока не заявляли о готовности выпускать фильмы одновременно офлайн и онлайн или сразу в онлайне (кстати, КиноПоиск уже выпускал по такой схеме фильм «Сторож» Юрия Быкова и планирует к выпуску фильм «Фея» Анны Меликян 30 апреля). Вообще российские кинотеатры и прокатчики (как и зарубежные) оказались в действительно сложной ситуации — многие зрители по разным причинам сейчас будут оставаться дома, а многие кинотеатры не могут продолжать работу в прежнем режиме. Например, сеть «Москино» уже объявила о закрытии кинотеатров до 10 апреля, а другие московские кинотеатры в соответствии со вчерашним указом мэра не могут продавать больше 50 билетов на сеанс. Тут нужно отметить, что «КиноПоиск» так же, как и «Яндекс.Афиша», через билетных агентов продает билеты в кино. И являясь частью индустрии, мы готовы участвовать в поиске решений в поддержку кинотеатров и прокатчиков. Что касается влияния на работу онлайн-платформ, то понятно, что в ситуации вынужденной изоляции многие зрители предпочтут смотреть кино именно там. Поэтому «КиноПоиск HD», как и другие российские платформы, открыл бесплатный доступ к большой части своего контента. При этом важно понимать, что онлайн-платформы тоже могут пострадать от последствий коронавируса, хоть и в более отдаленной перспективе — многие компании, контент которых дистрибутируют российские сервисы, откладывают съемки своих флагманских сериалов («Ходячие мертвецы, «Рассказ служанки», «Фарго»).

При этом информации об остановке съемок в России пока нет, рассказал Forbes Life Иван Филиппов, креативный продюсер «Нон-Стоп Продакшн». Но мы играем в этом смысле в догонялки с мировыми студиями, утверждает Филиппов. «Там как раз уже все замораживается. Все основные решения сейчас принимаются в Голливуде. Когда у тебя Том Хэнкс уходит на карантин, потому что заразил, очень сложно продолжать съемки — потому что вся группа уходит на карантин. Все крупные премьеры отложены минимум до конца мая. Российские премьеры тоже отменяются. Что будет дальше? А никто не знает, потому что мы никогда — никогда в жизни — не сталкивались с такой ситуацией. Ни мы как общество, ни мы как кинобизнес.

И это все провоцирует прямо сейчас очень любопытные преобразования, которые могут в будущем серьезно изменить весь кинобизнес. Довольно давно идет война по поводу «окна» между прокатом в кинотеатрах и выпуском на онлайн-платформах. Сейчас — из-за того, что закрываются кинотеатры — все релизы сильно сдвинулись. Все фильмы, которые были в прокате, выходят онлайн гораздо раньше — и это сильно ударяет по кинотеатрам. И если сейчас это закрепится как статус кво, это серьезно поменяет рынок.

 
Кадр из фильма «Терминал»
Кадр из фильма «Терминал»·DR

Самые уязвимые в этой ситуации — кинотеатры. Потому что если ты производитель кино — да, конечно, есть риски в связи с переносами премьер. И если это затянется, Минкульту придется искать способы, как дать возможность продюсерам откладывать выпуск фильма без нарушения финансовых обязательств за взятые деньги. И потом всем придется заново рисовать прокатное расписание — и как он будет построено, сегодня ни одна живая душа не знает. Сейчас это все замки из песка». Но ставить сейчас вопрос о победе онлайн-платформ над кинотеатрами благодаря эпидемии не корректно. Это две не исключающие друг друга активности, это разные виды досуга. Но кинотеатрам будет очень сложно финансово — и им потребуется помощь от государства, банков и других спонсоров, которые смогут их поддержать.

Серьезные сбои в работе кинотеатров подтверждает и Мэри Назари, генеральный директор «Пионера», которая 17 марта приняла решение отправиться в карантин: «Ситуация меняется очень быстро, и мы стараемся быстро реагировать. Уже две недели мы обрабатываем залы кинотеатра бактерицидными лампами, а все поверхности в фойе и кафе — специальными средствами. Мы также полностью прочистили и обработали вентиляционные люки. Везде разложены антибактериальные средства для всех желающих. Мы только протестировали новую систему продажи билетов — чтобы люди сидели через одного, но вышло постановление мэра об ограничении людей до 50 человек (что, конечно, немного странно, учитывая, что в фойе кинотеатров людей собирается намного больше). Но понятно, что эта ситуация уникальна для всех — и ни у кого нет прошлого опыта, как вести себя. Главное, конечно, не поддаваться влиянию самых «древних» частей мозга и не паниковать. Именно поэтому мы до последнего держались, к нам приходили люди, и мы старались их и всех сотрудников «Пионера» максимально обезопасить. Но ситуация меняется, поэтому с 18 марта мы временно прекращаем работу, но будем присутствовать в онлайне, короче, уходим во временный «тарантин». Мы ожидаем финансовые потери до 10 млн рублей, но все зависит от срока карантина».

Лектории: усиление онлайна и поддержка аудитории

Московские лектории и образовательные проекты ожидаемо делают ставку на онлайн и пока не паникуют — отмечают большую лояльность и поддержку со стороны аудитории, низкий процент сдачи билетов и помощь со стороны контрагентов. Так основательница Level One Анастасия Погожева рассказала, что агентства и площадки, с которыми лекторий сотрудничает по маркетингу офлайн-событий, сами предложили остановить оказание услуг на время карантина.

При этом пока одни лектории полностью отказываются от офлайн-формата как минимум до 10 апреля, другие лишь ограничивают количество посетителей до 50 человек, согласно распоряжению правительства.

 

Соосновательница «Прямой речи» Светлана Большакова подтвердила Forbes Life перенос всех событий проекта, рассчитанных на большую аудиторию (например, public talk Евгения Водолазкина и Дмитрия Быкова в ЦДЛ перенесли с 18 марта на 17 апреля). В лектории отметили, что возврата билетов на эти мероприятия почти нет.

А вот отменять или переносить свои камерные мероприятия «Прямая речь» не собирается: «Мы выполняем распоряжения и ограничиваем количество посетителей. На лекции, куда продано более 50 билетов, мы предлагаем слушателям поменять билеты на прямые онлайн-трансляции. В целом, сейчас мы видим большой приток слушателей в онлайне и просто тех, кто смотрит записи уже прошедших лекций на сайте», — рассказала Большакова. В случае обязательного карантина и полного запрета оффлайн-мероприятий лекторий планирует полностью перейти в режим онлайн: «Мы продолжим делать трансляции лекций, просто лектор будет читать их только для онлайн-аудитории. Все оборудование у нас для этого есть. Надеюсь, мы все это переживем, а знания останутся с нами. В ближайшее время откроем образовательные курсы по расширенной школьной программе и сделаем онлайн-прогулки— сейчас думаем, как можно это реализовать», — сообщили в «Прямой речи».

Тем временем лектории «Синхронизация» и Level One уже сейчас полностью отказались от оффлайна — как минимум до 10 апреля. Основательница Level One Анастасия Погожева рассказала, что на ближайший месяц все лекции проекта перевели в формат вебинаров. События, которые нельзя провести в онлайне — экскурсии и лекции с дегустацией вина — переносят на следующие месяцы. «Пока большая часть нашей аудитории очень лояльно относится к ситуации и соглашается на вебинары, либо готова замораживать билеты. У нас всегда была гибкая политика обменов и переносов билетов, видимо, никто не боится, что деньги пропадут. Пока у нас возвраты на уровне 2%, возможно, со временем что-то изменится», — рассказала Погожева. Сейчас проект планирует быстро переориентироваться на онлайн (у лектория уже есть практикумы, сейчас команда собирается запускать новые форматы) и не потерять в выручке.

CEO «Синхронизации» Мария Бородецкая сказала, что для них отказ от оффлайна стал делом принципа: «На нас запрет мэрии не распространяется — мы в основном работаем в камерном формате, порядка 30 человек на лекции, и можем дополнительно ограничивать продажи сверху. Решиться на отмену было очень страшно. Вместе с отменой корпоративных событий (лекции в офисах компаний и т.д. — прим. Forbes Life) мы рискуем потерять больше половины выручки. Плюс отменить 150 лекций с распроданными билетами и вернуть деньги двум тысячам слушателей — очень большая операционная нагрузка. Но мы решили поддержать карантин, потому что это правильно. Команда с 18 марта тоже переходит на удаленную работу».

 

При этом почти половину дохода «Синхронизации» приносят онлайн-курсы. Сейчас и маркетинг, и лекторы проекта полностью сконцентрировались на них. Лекторам планируют платить вперед за разработку новых курсов, чтобы покрыть брешь в их доходах с обычных лекций. «Еще мы активно переводим лекции в формат вебинаров и в крайнем случае готовы выплачивать лекторам обычные зарплаты, как и сотрудникам бэк-офиса», — сказала Бородецкая.

По словам представителей лекториев, главные финансовые потери пока связаны с затратами на рекламу отмененных и перенесенных событий, а также аренду помещений.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+