Как рождать свежие идеи, или почему Эйнштейн был костью в горле
Наука о мозге и прочий джаз
На протяжении последних лет Чарлз Лимб, профессор Университета Джонса Хопкинса, изучал мозг исполнителей джазовой музыки. Он приглашал их к себе в лабораторию, помещал в МРТ-сканер и просил давать самые странные концерты в их жизни. Лежащие на спине музыканты играли на маленьких пластиковых синтезаторах, в то время как исследователи фиксировали их мозговую активность.
Концерт начинался со знакомых произведений. Музыканты играли джазовые композиции, которые были отправлены им заранее. Это позволяло ученым фиксировать, что происходит в мозге, когда человек играет по памяти.
Затем музыкантов просили импровизировать, играя последовательность нот, которая была им ранее неизвестна. Это смысл жизни любого джазмена, и не нужно быть сверхвнимательным экспертом, чтобы заметить контраст между двумя результатами сканирования мозга. Профессор Лимб отмечает: «Одна область включается, а вторая большая область отключается. Таким образом, ничто вас не ограничивает, вы сами хотите совершать ошибки и не пытаетесь заглушать все эти новые продуктивные импульсы».
Область, которая отключается, — это префронтальная кора, тот участок мозга, который непосредственно связан с сознательным отслеживанием и самоконтролем. Блокирование этой области заглушает тихий голос, шепчущий: «У тебя не получится!» И музыкант чувствует себя свободным, имеющим право осваивать новые территории и совершать ошибки.
Префронтальная кора отвечает з а способность ориентироваться в нормах общественного поведения и моральных ценностях. Она имеет свойство развиваться по мере того, как мы учимся быть частью разных социальных групп. Этот участок мозга подвергает цензуре все действия и слова, которые могут обострить ситуацию. Словно влажное полотенце, он гасит искру креативности. Если мы не будем прилагать сознательных усилий, эта часть нашего мозга не даст нам выдвинуть новые интересные идеи.
Ренессанс нейробиологии
Работа Чарлза Лимба — это лишь эпизод в череде открытий, посвященных тому, как наш мозг генерирует идеи, и нам предстоит еще узнать много удивительного. Выступая на конференции TED в 2010 г., Лимб сказал: «На самом деле нам известно ничтожно мало о том, почему мы способны на творческое мышление. Думаю, в течение следующих десяти, двадцати, тридцати лет мы станем свидетелями развития науки о креативности, которая сегодня формирует бутоны и вот-вот расцветет».
Я скрещиваю пальцы в надежде (что мешает мне печатать).
В последние годы все чаще стали проводиться эксперименты с использованием аппаратуры для МРТ. Эти массивные (и чудовищно дорогие) устройства до сих пор дают нам лишь приблизительное представление о том, что происходит внутри черепной коробки. Они оценивают движение кислорода по кровеносным сосудам мозга. Мозг стремится направить кровь туда, где происходит какое-то действие; таким образом мы узнаем, какой участок мозга активирован в настоящий момент. Современные сканеры имеют разрешение всего в несколько миллиметров, поэтому человечество еще даже не приблизилось к измерениям на уровне срабатывающего синапса.
Еще одним способом измерения мозговой активности служит электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Для этой процедуры необходимо надеть на голову малопривлекательный шлем с электродами, измеряющий электрическую активность мозга. Принцип работы строится на том, что для выполнения своих функций мозгу требуются не только химические вещества, но и электричество. Это гибридное устройство, изобретенное задолго до появления Prius, помогло нам выяснить, что для «высвобождения» умственных способностей мозг использует электричество разных частот.
Пока человечество не захочет разместить измерительные устройства внутри черепной коробки, науке придется довольствоваться этими несовершенными технологиями.
Ни влево, ни вправо
Появление МРТ и ЭЭГ позволило развенчать один из наиболее вредных мифов о креативном мышлении, который заключался в том, что у каждого человека преобладает либо правое, либо левое полушарие. Любой вид сканирования мозга доказывает, что при выработке идей задействованы оба полушария.
Вышеупомянутый миф был основан на теории о том, что полушария мозга по-разному обрабатывают поступающую информацию: левое фокусируется на деталях объектов, в то время как правое воспринимает их в целом. Если верить этой теории, «языковая» доля в левом полушарии отвечает за грамматику и буквальное значение слов, а правое помогает нам понимать метафоры и намеки. Но, когда дело касается креативного мышления, процессы обработки проистекают в обоих полушариях.
Любой вид сканирования мозга доказывает, что при выработке идей задействованы оба полушария.
Поговорим подробнее о сетях. Мозг включает «проводку», которая соединяет функциональные области в соответствии с текущими потребностями. В эксперименте с джазовыми музыкантами импровизация активировала сеть, которая подключала одни участки мозга и отключала другие. Некоторые сети отвечали за концентрацию внимания, но основная сеть, связанная с креативным мышлением, выглядела более расслабленной, чем остальные.
Грезим с пользой
Вполне естественно считать, что мозг наиболее активен в те моменты, когда он сконцентрирован на решении тех или иных задач. Разумеется, именно тогда он на самом деле начинает работать и сжигать калории. Однако в 1920-х, когда Ханс Бергер, изобретатель ЭЭГ, начал проводить свои первые исследования, он обнаружил, что зафиксированные электрические колебания не прекращаются, когда испытуемый отдыхает. Ученый описал свои удивительные наблюдения в серии статей, но научное сообщество, к сожалению, проигнорировало его выкладки.
Несколько десятков лет спустя, в 1950-х, Луис Соколофф и его коллеги обратили внимание на то, что метаболизм мозга не меняется, когда человек переходит от состояния отдыха к решению сложных математических задач. Но психологическое сообщество упорно продолжало верить в то, что мозг активируется исключительно в моменты выполнения действий, требующих сосредоточенности.
Потом, в 1970-х, шведский нейрофизиолог Давид Ингвар обнаружил, что во время отдыха в передней доле головного мозга усиливается кровообращение. Впоследствии это привело к развитию теории сети пассивного режима работы мозга, то есть состояния, в котором находится головной мозг в те периоды, когда не сосредоточен на решении задач. Это состояние активируется, когда мы мысленно моделируем ситуации, основываясь на прошлом опыте, и представляем себе будущее или рисуем в своем воображении различные перспективы и сценарии. Такой вид мышления обычно описывают словосочетанием «грезить наяву».
На этих разрозненных беспорядочных мыслях и строится креативное мышление. Витая в облаках, наш мозг может проигрывать сценарии в стиле «а что, если?» и выдвигать свежие идеи. Слишком сильно сосредоточиваясь на той или иной задаче, мы теряем это ценное состояние расфокусированности.
Вот почему дизайнеры, писатели и рекламщики проводят так много времени, закинув ноги на стол и уставившись в окно отсутствующим взглядом. Может создаться впечатление, что они ничего не делают, но это не так. Они не сачкуют, а приводят в действие свою сеть пассивного режима работы мозга, получая доступ к новым ассоциативным рядам и более широким возможностям.
Креативное мышление строится на разрозненных беспорядочных мыслях.
Не теряйте интеллектуальных ресурсов
Когда мне было пять лет, мама заставила меня выучить номер нашего домашнего телефона, потому что в те времена телефон был главным средством связи. Под маминым руководством я повторял его снова и снова, пока от зубов не начало отскакивать это «девять-четыре-два-четыре-три- ноль-два». Этот номер был отключен 20 лет назад, но я до сих пор храню в памяти каждую цифру.
В прошлом месяце мне впервые з а восемь лет брака пришлось запомнить номер мобильного телефона жены, который до этого я вызывал, просто набирая ее имя на сенсорном экране. И все это произошло лишь потому, что мой неисправный айфон взял моду отключаться каждый раз, когда он был мне нужен больше всего. А также тогда, когда мне срочно требовалось связаться с женой.
Это первый номер телефона, который я запомнил за многие годы.
Вчера я столкнулся с элементарным арифметическим действием. Мне просто нужно было добавить 20% НДС к своему счету. Я автоматически открыл калькулятор на компьютере и напечатал цифры. В этом не было никакой необходимости, ведь я вполне неплохо считаю сам. Но, как и большинство людей, я прибег к помощи устройства, которое выполнило умственную работу за меня.
Технологии — замечательная штука, но они оказывают серьезное негативное воздействие на наш мозг, заставляя нас пользоваться им реже, чем нужно бы. В последние несколько лет возникла тенденция передоверять технологиям процессы, связанные с запоминанием и мышлением. Кроме того, не за горами те времена, когда мы передоверим и принятие решений. Искусственный интеллект дает компьютерам возможность анализировать наше прошлое поведение, создавать алгоритм на основе совершенных нами действий, а затем использовать его для принятия решений от нашего имени.
Мозг чем-то похож на мышцы в том плане, что его раз- мер увеличивается или сокращается в зависимости от того, как мы его используем. Чем реже мы им пользуемся, чем меньше информации мы в нем храним и чем меньше решений принимаем, тем слабее он становится.
Мы должны сделать осознанное усилие для того, чтобы продолжить развивать и тренировать свой мозг. Если и есть перспектива более пугающая, чем компьютеры, ставшие умнее нас, то это мы, ставшие глупее компьютеров.
Эйнштейн был костью в горле
Уверен, родители говорили вам, что вы обязательно добьетесь успеха, если будете хорошо учиться. Скорее всего, эта фраза звучала в ходе разговора о том, что нужно внимательно слушать учителей и держаться подальше от неприятностей. Но Эйнштейн не следовал этим заветам. Он определенно не был примерным учеником.
Еще в пять лет он начал бунтовать против авторитарных наставников, швырнув стулом в учителя, который пришелся ему не по нраву. Он поздно начал говорить и многие учителя относили его трудности с обучением к тому, что он не умел бегло разговаривать до девяти лет.
В средней школе Эйнштейн неплохо успевал почти по всем предметам, но учителя все равно были от него не в восторге. В 1895 году один из педагогов написал в личном деле мальчика: «Он никогда ничего не достигнет». Поведение Альберта было настолько безобразным, что в 16 лет его исключили из школы, потому что выходки парня негативно сказывались на одноклассниках. Он попытался поступить в Высшую техническую школу Цюриха, но провалил вступительные экзамены. Ему пришлось учиться в колледже, прежде чем попасть в вуз.
К концу обучения в университете Эйнштейн и сам захотел преподавать. За этим последовало два года сплошных разочарований, когда он пытался найти себе преподавательскую должность, после чего сдался и начал работать ассистентом эксперта в бюро патентов.
Нетрадиционный путь к Нобелевской премии, не правда ли?
Попрание традиций вообще было неотъемлемой частью личности Эйнштейна. Даже его теории были разработаны необычными способами. Он проводил так называемые Gedankenexperiments, что в переводе с немецкого означает «мыслительные эксперименты». Одно из его ранних упражнений заключалось в том, чтобы представлять себя догоняющим световую волну. Если бы ему удалось это сделать, волна казалась бы замершей, чего конечно же быть не может. Таким образом, если бы скорость человека приблизилась к скорости света, это нарушило бы течение времени. В конечном счете эта концепция легла в основу теории относительности.
Большинство его выкладок настолько опережали свое время, что потребовалось более 100 лет, чтобы доказать правоту ученого. В 2016 году Лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория (Advanced Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory, LIGO) зафиксировала первую гравитационную волну, вызванную столкновением двух черных дыр. С тех пор стало известно, что такие события случаются гораздо чаще, чем мы могли себе представить.
Будь Эйнштейн конформистом, мир обрел бы в его лице адекватного патентного служащего, но утратил бы одного из величайших мыслителей.
Практическое задание: запоминаем больше информации
Давайте сделаем все для того, чтобы ценная информация оставалась у вас в голове и вы могли воспользоваться ею, когда понадобится.
Как показывают исследования, мы хуже запоминаем информацию, если знаем, что она сохранена в компьютере. Зачем вообще прилагать усилия, запоминая что-то, если ответ на вопрос можно в любой момент найти в поисковике? Поэтому каждый раз, когда вы видите в интернете что-то интересное или ценное, не нужно добавлять это в избранное или заносить в цифровой блокнот. Лучше просто запишите информацию своими словами. Это заставит вас запомнить суть. При этом ваш мозг будет работать активнее. Согласно результатам исследований, студенты, которые конспектируют лекции в ноутбук, запоминают меньше информации, чем те, кто ведет конспект от руки. Процессы понимания и подведения итогов позволяют дольше хранить концепцию в памяти.
Вы также можете зарисовывать полученные данные или изображать в виде логических схем. Это активирует участки мозга, отвечающие за зрительное восприятие, благодаря чему материал впоследствии легче вспомнить. Ведь если вы не сможете восстановить информацию, когда она вам нужна, можно считать, что вы ее и не знали.