Тренд на устойчивое развитие добрался до круизных операторов. Например, MSC Cruises стала первой углеродно нейтральной компанией. С 2020 года итальянский гигант обещает компенсировать выбросы CO2 на всех своих 17 судах. В общей сложности речь идет о 2,2 млн тонн выбросов углекислого газа в атмосферу в год.
Последние десять лет круизная индустрия переживает необъяснимый бум. Например, по данным Международной ассоциации круизных линий (CLIA), с 2009 года пассажиропоток круизных судов вырос с 17,8 млн до 30 млн человек, что составляет 5,4% в год. В этом году в круизы отправится 32 млн пассажиров по сравнению с 30 млн в 2019 году. То, что сфера морских путешествий на подъеме, видно и по рекордному количеству лайнеров, которые будут спущены на воду в ближайший год: 25 кораблей вместимостью от сотни до шести тысяч пассажиров. Всего к 2027 году будет построено 127 лайнеров. Однако помимо традиционной конкуренции в сфере развлечений на борту в новом десятилетии круизным компаниям предстоит и «гонка вооружений» в области сокращения отходов и защиты окружающей среды.
Биотопливо из мертвой рыбы и бумажные бутылки
Первой о своем намерении стать углеродно нейтральной круизной компанией из топ-5 в мире объявила MSC Cruises, крупнейший частный оператор морских путешествий. Председатель правления MSC Cruises Пьерфранческо Ваго сообщил Forbes Life, что его компания инвестирует в передовые экологические технологии, которые должны помочь отказаться от использования ископаемого топлива. Например, на спущенном на воду в конце прошлого года корабле MSC Grandiosa установлена замкнутая гибридная система очистки выхлопных газов и сточных вод. Всего к 2024 году компания планирует снизить углеродоемкость на 29% по сравнению с 2008 годом, а через десять лет — достигнуть показателя в 40%. Компания подписала контракты с французским судостроительным заводом Chantiers de l'Atlantique на строительство четырех судов MSC World Class с двигателями на сжиженном природном газе. Общая стоимость проекта составляет порядка $4 млрд.
MSC потратила $200 млн на восстановление экосистемы багамского острова Оушен-Кей, на территории которого долгое время добывали карьерный песок. Чтобы превратить загрязненный остров в рай для своих же туристов, с Оушен-Кей было вывезено 7500 тонн металлолома и высажено около 75 000 растений. В январе остров посетили первые пассажиры круизных лайнеров. А в конце января MSC запустила в соцсетях кампанию #SuperCoralPlay по привлечению внимания к ситуации с коралловыми рифами.
Компания Norwegian Cruise Line вслед за MSC полностью отказалась от использования пластиковых бутылок на своем новейшем корабле Norwegian Encore вместимостью 4000 мест. Воду теперь перевозят в бумажных бутылках с крышками из сахарного тростника. В этом году NCL планирует перевести весь свой флот на такой вариант упаковки воды. По подсчетам компании, речь идет о пяти миллионах неизрасходованных пластиковых бутылок в год. Норвежский круизный оператор Hurtigruten к 2021 году обещает перейти с топлива из тяжелого флотского мазута на смесь из природного газа и биотоплива на основе мертвой рыбы.
Эти инициативы круизных компаний — ответ на вступающие в силу в 2020 году требования об ограничении количества диоксида серы, выбрасываемого судами. Этот токсичный элемент появляется в атмосфере от использования лайнерами высокосернистого топлива и способствует подкислению океана, разрушающему флору и фауну. При повышенных концентрациях высокосернистое топливо может оказывать пагубное воздействие на здоровье человека, усиливать заболевания дыхательных путей. За ближайшие 30 лет, к 2050 году владельцам морских судов придется найти способ сократить объем парниковых газов в судоходстве на 50%. Такие условия поставила Международная морская организация (IMO). Причины поторопиться у круизных компаний имеются.
Платят и плывут
Согласно данным, опубликованным летом 2019 года Европейской федерацией транспорта и окружающей среды, компании, управляемые крупнейшей круизной корпорацией Carnival, выделяют в Европе в 10 раз больше канцерогенных газов, чем все пассажирские транспортные средства континента вместе взятые. После выдвинутых обвинений корпорация выплатила штрафы на $40 млн и продолжила сбрасывать сточные воды и пластиковые отходы, пропускать газ, нефть и грязную воду, а также фальсифицировать отчеты о происшествиях. Сarnival оштрафовали еще на $20 млн.
«Круизные лайнеры — это плавучие города с магазинами, ресторанами, концертными залами, кинотеатрами, аквапарками, боулингами, катками, баскетбольными залами и даже Cirque du Soleil. Удивить пассажиров становится все сложнее. Но в то же время растет осведомленность клиентов о том, во что обходятся планете их замечательные путешествия. Думаю, долю рынка смогут удержать и расширить только те компании, которым удастся в ближайшие годы минимизировать вред окружающей среде. Безусловно, речь идет о серьезных инвестициях», — говорит Пьерфранческо Ваго, председатель правления MSC Cruises.