К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Хитом ярмарки современного искусства в Женеве стал портрет Путина в образе Моны Лизы

Хитом ярмарки современного искусства в Женеве стал портрет Путина в образе Моны Лизы
В воскресенье, 2 февраля завершилась 9-я ярмарка современного искусства artgeneve. Корреспондент Forbes Life выяснил главные тренды мирового арта и узнал, какие планы у организаторов выставки относительно России

В женевском Palexpo пахнет травкой: прямо у входа расположена инсталляция, созданная швейцарским и датским художниками Ярисалом и Кублитцем по заказу швейцарской компании — производителя марихуаны Holyweed. Вокруг символического водопада на зеленой лужайке курится трава и разложены подушки — уютное пространство, чтобы прилечь-присесть и насладиться жизнью. Но посетители ярмарки предпочитают наслаждаться активно. Они фотографируются на ходу и углубляются в павильон.

На ярмарке множество спецпроектов музеев и художественных фондов. Парижский Центр Помпиду показывает фильмы Константина Бранкузи, миланский Instituto contemporaneo per le arti — инсталляцию, посвященную графическому дизайну 1968 года, туринский фонд Марио Мерца — гигантское иглу художника и повторение его работы 1968 года, — разложенные груды разноцветных сияющих овощей, частный коллекционер — гигантскую видеоинсталляцию Дэвида Хокни «Семь йоркширских пейзажей», барселонская видеоплатформа Loop — подборку видео художников из разных стран, среди участников проекта — триптих Ольги Чернышевой, представленный московской галереей Iragui, объявляют лауреатов Prix Mobiliere молодым швейцарским художникам.

Директор ярмарки Томас Юг
Директор ярмарки Томас Юг

В концертном зале Виктория-холл дают музыкальное представление на стыке классической музыки и современного искусства, где, например, воспроизводят на органе «неслышные звуки», записанные Пьером Юигом после прослушивания записи Джона Кейджа 1952 года, и исполняют «Марсельезу» как перформанс-интервенцию. Половина зала по европейской привычке сидит в верхней одежде, иногда словно нехотя стягивая куртки и роняя зонты и сумки, другая — в вечерних платьях, костюмах и накрахмаленных белых рубашках. Но и те и другие воспринимают происходящее с большим воодушевлением.

 

В ярмарке участвуют 95 галерей. (Для сравнения, в Cosmoscow-2019 — 67 галерей, в Art Basel — 290.) Среди них мировые звезды арт-рынка. Gagosian представляет работы Стивена Паррино, Георга Базелица, Тома Вассельмана, Perrotin — Йохана Кретена, Такаси Мураками, Грегора Хильдебрандта, Жан-Мишеля Отониэля, Levy-Gorvy — Энрико Кастеллани, Гюнтера Юккера. Blain|Southern — Билла Виолу, Франсуа Мореле. Michael Hoppen — фотографии Сары Мун. На стенде Tornabuoni Art — эскизы Христо к его калифорнийскому проекту 1960-х, работы Лучо Фонтана, Виктора Вазарели. Magnum Gallery выставила портреты Пикассо и Оскара Нимейера швейцарца Рене Бурри, работы Раймона Депардона, Мэта Блэка, Паоло Пеллегрина.

Создатель ярмарки, ее директор Томас Юг говорит, что artgeneve характеризуют два слова: качество и камерность. «30% участников ярмарки показывают некоммерческие проекты. Это очень большая цифра. Обычно на ярмарках не больше 5% некоммерческих участников.

 

Но мы уверены: участие крупных музеев и фондов поднимает проект на более высокий художественный уровень. Мы стараемся сделать так, чтобы посетители artgeneve видели не только то искусство, которое можно купить, но и то, что представлено в музеях.

При этом минимум 20% галерей — участники национального, швейцарского арт-рынка. Так мы соблюдаем баланс национального представительства. А всего, по нашим правилам, галерей-участников должно быть не больше 100. Нам важно, чтобы все участники ярмарки были довольны. Мы не делим галереи по классам, ко всем относимся равно, уважительно. Это очень по-швейцарски», — говорит Томас Юг.

Hans Bellmer 'Sans titre' 1949
Hans Bellmer 'Sans titre' 1949

В темном пространстве видеопроекта Loop показывают работы десяти художников. На стенде галереи Grimm по кругу идет фильм художниц Скайер и Нашашиби о рожающей в стойле овце. Под монотонный саундтрек рожка и негромкого пения овца тянет шею, высоко поднимает голову, тычется мордой в маленький меховой клубочек, ягненок встает на ножки — завершая пастораль, зрители, молодой человек и девушка, обхватив друг друга руками, медитативно целуются. На стенде российской галереи Iragui в трех лайтбоксах одновременно идут три фильма из проекта Ольги Чернышевой «Клипы», сцены жизни обычных людей в привычных обстоятельствах: пожилые мужчины и женщины в парке танцуют под музыку, мужчина шпаклюет стену в квартире, прежде чем клеить обои, женщина среди талого снега в парке сидит на скамейке лицом к солнцу. Ольга Чернышева уверена — в жизни не бывает героев второго плана. Всего фильмов в серии больше десяти, они продаются по отдельности, за €8500.

 

Стартовав в 2012 году, ярмарка artgeneve сформировала свой круг коллекционеров и галеристов, открыла свой проект в Монако — ярмарку artmonte-carlo и планирует экспансию в Москве, artmoscow.

«Мы не впервые заинтересовались русским рынком и русскими художниками, — говорит Томас Юг. — В 2018 году у нас проходила совместная выставка с фондом V-A-C. Сейчас в ярмарке участвует галерея Iragui. Мы также делали кураторскую выставку молодых русских художников. Теперь планируем показать в Москве выставку, созданную галереями, которые сотрудничают с нами.

Мне нравится московская энергия, и я думаю, что русский рынок в ближайшее время ждет мощное развитие. В России сейчас достаточное количество зрелых, успешных художников. Например, Александр Косолапов (на artgeneve художника представляет женевская Galerie Sebastien Bertrand. Работа с изображением Ленина была продана в первый день ярмарки в диапазоне €50 000-60 000, а другая работа выставлена за €38 000. — Forbes Life) — замечательный художник».

Помимо Александра Косолапова, работа которого с изображением Путина в образе Моны Лизы стала одним из хитов ярмарки, на artgeneve представлены работы российских художников разных поколений. Например, парижская галерея Le Minotaure посвятила весь свой стенд художникам-выходцам из России, таким как Марк Шагал (рисунок — €5000), Кирилл Зданевич, Серж Шаршун, Серж Полякофф, Юля Шаповал. В Richard Saltoun Gallery продают альбом из 14 литографий Натальи Гончаровой «Война», напечатанный в Москве в 1914 году, за €34 000. 14 литографий этого же издания (общий тираж неизвестен) в августе 2017 года были проданы на аукционе Литфонд за 625 000 рублей (по курсу около €8900). В галерее Richard Saltoun говорят, что их альбом происходит из французской частной коллекции, проданной в 2016 году. Galeria Continua выставила керамические фартуки Жанны Кадыровой за €18 000.

Dessin original pour «Le Pot de terre et le Pot de fer» 1927
Dessin original pour «Le Pot de terre et le Pot de fer» 1927·Marc Chagall

На стенде женевской галереи Skopia три рисунка Эрика Булатова 2001, 2003 и 2007 годов выставлены от €22 000 до €52 000. Галерист Пьер-Анри Жако делится своими планами: показать этим летом на Art Basel в секции Unlimited работы из нового цикла Булатова, холсты с циклопическими буквами и, может быть, даже металлические инсталляции.

 

Словно продолжая диалог с Булатовым, галерея Laurence Bernard из Женевы представляет три фотоработы Мари Бово, — российские пейзажи между Мурманском и Санкт-Петербургом, снятые пленочной камерой через дверь поезда. На каждой фотографии крупным планом отразилась характерная красная надпись «Не прислоняться». Триптих продается по частям, каждая работа — €15 000. Тираж серии — всего три экземпляра.

«Цены на ярмарке растут каждый год, но мы стараемся удерживаться на среднем, более-менее разумном уровне, — говорит Томас Юг: в ценовом диапазоне от €10 000 до €3 млн. В этом году в первые дни работы ярмарки мы заметили, что лучше продаются дорогие работы. Думаю, это знак того, что ярмарка правильно развивается: у галерей есть свои постоянные клиенты, галеристы не боятся рисковать и привозят серьезные работы. В прошлые годы, когда у нас были галереи с мировыми именами, их владельцы не приезжали на ярмарку. В этом году ситуация изменилась, галерею Perrotin представляет Эммануэль Перотан, Доминик Леви — Levy-Gorvy, Камель Менур — Кamel Mennour, Hauser & Wirth — Иван Вирт.

Jordan Robson & Emma Watson in homage to Jean Cocteau, Fashion: Maison Francesco Scognamiglio. London, 2016
Jordan Robson & Emma Watson in homage to Jean Cocteau, Fashion: Maison Francesco Scognamiglio. London, 2016·Tim Walker

Мы не собираемся останавливаться: большую часть прибыли ярмарки вкладываем в организацию некоммерческих проектов artgeneve, приглашение иностранных коллекционеров и продвижение ярмарки за границей.

В этом году в мае 25 галерей-участников artgeneve примут участие в кураторской выставке во время Le Salon в архитектурном музее Щусева. Наши клиенты-галеристы готовы открывать русский рынок. У многих из них уже есть русские клиенты. Но им не хватает правильного формата и надежного посредника, чтобы вести бизнес в России. К тому же многие клиенты галерей, коллекционеры хотят лучше узнать русское искусство, русских художников и с удовольствием примут участие в VIP-программах».

 

Организатор московского Le Salon (осенью 2018 года прошел в Ивановском зале Ленинской библиотеки) Валентина Василева, директор компании Art and Jewels of the World, говорит, что ее покорило умение artgeneve создавать комфортную среду, выставляя на небольшой площади сильные работы мэтров и молодых современных художников при поддержке ведущих мировых музеев современного искусства.

В Москве c 20 по 24 мая 2020 года Le Salon пройдет на анфиладе Музея архитектуры, который выступает соорганизатором мероприятия, в рамках проекта планируется кураторская выставка, подготовленная artgeneve, во флигеле «Руина». Le Salon представит произведения старых мастеров, импрессионистов и модернистов, а artgeneve — современную скульптуру.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+