К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Окей, бумер»: почему разные поколения так раздражают друг друга

Gaumont
Gaumont
Нашумевший в 2019 году мем «окей, бумер» стал поводом для всего мира поговорить о том, есть ли непримиримая война между поколениями. Коуч и специалист по коммуникациям Ольга Полищук размышляет, можно ли найти «окей, бумер» в российском офисе и почему мы на самом деле просто не умеем друг с другом общаться

Краткая история вопроса такова: седовласый американский мужчина говорит на видео о несостоятельности поколения Z, жестко критикуя их идеалистические ценности, приговаривая, что всем когда-то придется «повзрослеть и столкнуться с реальностью». В это время молодая девушка молча слушает нравоучение и пишет на листе бумаги ответ «окей, бумер» — и в конце показывает его камере. Это видео в TikTok. Подобных ему, с набором популярности мема, теперь бесчисленное количество — подростки, и двадцатилетние пародируют старшее поколение за взгляды на климатические проблемы, гендер, игнорирование политических проблем. История стала настолько виральной, что уважаемый The New York Times написал целый материал, где анализирует мерч-толстовки певицы О'Коннор с надписью «окей, бумер» как акт неприятия со стороны 20-летних всего остального мира.

И все бы осталось на уровне массовой культуры, но тут 25-летний член парламента Новой Зеландии Хлоя Суорбрик в своем докладе о климате снова начала эксплуатировать тему конфликта поколений, намекая на средний возраст своих оппонентов и связанную с этим пассивность: «У нас как у молодого поколения нет времени на бездействие, и вообще ваш средний возраст 49 лет, поэтому вы отказываетесь видеть проблемы, про которые я говорю». На молниеносной скорости она обрезала контраргумент коллеги из зала про возраст: «Окей, бумер». Получилось грубо. Новая Зеландия, конечно, находится далеко от России, но карта «ваше поколение — наше поколение» разыгрывается все чаще для того, чтобы отстоять условную правоту.

«Окей, бумер»

«У меня есть инвестор, он дает денег, но ничего не понимает, он человек старой закалки. С ним я должен формально согласовывать процессы, которые происходят в компании. Сейчас у нас период тестирования новых гипотез, и нужно финансовое вливание. И вот я прихожу разговаривать про деньги и натыкаюсь на то, что он просит меня пообещать ему конкретный результат через 4 месяца. И тогда он сможет пообещать конкретные средства. И настаивать на точности. Такое чувство, что я разговариваю с человеком, который привык жить в старой логике купи-продай», — говорит молодой предприниматель. Деньги от инвестора после этого разговора он ждет уже пару недель, списывая задержку на его непонимание ситуации. Но проблема может быть вовсе не в знаниях инвестора о современном мире — а именно в коммуникации.

 

Люди охотнее идут на контакт, когда чувствуют, что их уважают. Представление об инвесторе как о «человеке из прошлого» сильно влияет на изначальную позицию молодого предпринимателя в диалоге. Он снисходителен, превосходство выдает интонация, взгляд, мимика, поза. Инвестор чувствует, что парень крутит фигу в кармане, и не хочет разбираться в теме, идти ему навстречу и может проявлять вредность, жонглируя ресурсами. Деньги задерживаются, проект не получает нужного развития, а в отношениях наметился холод, который — вполне возможно — перейдет и на остальные точки соприкосновения в работе.

«Предвзятость в отношении другого применима не только к «зетам» и поздним миллениалам»

«Он приходит ко мне и говорит: «Я недавно летел в самолете и увидел классные раздаточные материалы. Давайте сделаем такую же штуку?». Меня бесит, что он лезет в мою работу, предлагает допотопные решения, будто вечно пытается меня контролировать», — жалуется на 45-летнего коллегу 26-летний директор по маркетингу крупной компании. Коллега  — ее номинальный руководитель, которого после реструктуризации по оргструктуре департамента маркетинга отнесли к ее подразделению, и теперь ему приходится договариваться с амбициозной и самостоятельной девушкой. За полгода он не изменил ни одного документа, который она ему принесла на согласование, поставил печать на все бюджеты без единого вопроса об эффективности и терпеливо слушал все цифры отчетов, которые ее команда озвучивала на совещаниях. Но при этом... директор по маркетингу уверена в его контролирующих намерениях. И идея о новых раздаточных материалах фактически была только попыткой наладить связь с молодой коллегой через близкую ей тему. Но в ответ получила только сопротивление.

 

И в том, и в другом диалоге есть проблема с доверием. Молодой предприниматель и молодая директор по маркетингу относятся к своим собеседникам предвзято изначально. И тут вторая сторона может сказать что угодно, но слова будут оценены как нападение. Почувствовав опасность, и предприниматель, и директор по маркетингу начинают защищаться. Он напирает на факты и цифры, попутно намекая на некомпетентность собеседника и раздражаясь его упрямству (тактика «бей»). Она включает гиперконтроль, меньше рассказывает о том, что происходит с маркетингом в компании, боясь контроля и вмешательства (тактика «замри»). Защита обоих выглядит для второй стороны уже как реальная агрессия. А на реальную агрессию хочется дать сдачи. Инвестор будет вредничать и просить показывать ему цифры снова и снова или откладывать принятие решения. Номинальный руководитель директора по маркетингу начнет влезать в решения, не получая, как раньше, информации.

Предвзятость в отношении другого применима не только к «зетам» и поздним миллениалам. Тот же мужчина из видео TikTok обобщает, когда утверждает, что у всех 20-летних синдром Питера Пена и отрицание реальности. Но поколенческое деление дает «бумерам» и «небумерам» много новых аргументов, чтобы стоять на своем. Это мешает им договариваться. Разговоры про технологическую осведомленность, новые способы ведения бизнеса и информационную грамотность — возможно, в этом есть немного правды, но совершенно точно — и защиты. Потому что 5 из 10 топ-навыков ХХI века, по прогнозам Давосского экономического форума, к 2020 году будут посвящены людям, а не знаниям: управление персоналом, взаимодействие с людьми, переговоры, клиентоориентированность, эмоциональный интеллект. Эти навыки говорят про нашу способность понимать другого и не относиться к нему как к функции или преграде на пути к определенной цели.

Кадр из фильма «Леон»
Кадр из фильма «Леон» ·Gaumont

Почему все делают ставку на эмпатию и эмоциональную чуткость? Сама по себе информация сегодня обесценена — ее много, и к ней у всех есть доступ. Значит, ценность теперь не в самой информации, а в выборке, анализе и наиболее верной интерпретации того, что ты получил. Если мы предвзяты, навешиваем клише и не можем совладать со своим состоянием, ошибиться в выборе направления и сделать неверный ход, потерять деньги или не добиться поставленной цели гораздо проще. От анализа информации отталкиваются остальные 4 навыка Давоса: комплексное решение проблем (увидеть всю картинку целиком), креативность (не ориентируйся на шаблонное решение), когнитивная гибкость (адаптируйся, когда надо), критическое мышление (ставь все под сомнение, в том числе свою правоту).

 

«Окей, зет»

«Я не нянька: мне просто надоело разжевывать задачу каждому подчиненному. Моя главная задача — управлять большими бюджетами. На совещании я говорю, что делать, у всех как будто бы есть и глаза, и уши. При необходимости можно и уточнить», — операционному управленцу 43 года, последние 20 лет он «тушит пожары», периодически затыкая дыры собой, когда команда допускает ошибки. За последние пять лет у него сменилось более пяти заместителей, последний проработал не более 3 месяцев, уйдя по собственному желанию до конца испытательного срока. Поэтому операционный управленец давно не был в отпуске — часто запланированные две недели съедает передача дел новому сотруднику.

«Попробуйте воспринимать все статьи на тему поколенческих различий как способ лучше понимать другого, а не способ оправдывать свою правоту»

Он связывает текучку кадров с тем, что «молодым сегодня лень работать» и что «они просто не выдерживают нагрузки», а раз не выдерживают, и то «скатертью дорога, мы тут никого не заставляем вкалывать». Финансовая сфера, в которой он работает, быстро меняется — но его лично начальство уважает за надежность и честность. Тем не менее он привык скорее сопротивляться изменениям и считает, что отлаженный процесс важнее пожеланий и идей людей, которые предлагают новое, и называет это «бессмысленным улучшайзингом».

Свои решения он часто объясняет фразой «потому что» — и сильным молодым сотрудникам, которых HR-специалист компании искал несколько месяцев, быстро становится скучно в таких условиях. Как только они понимают, что вся их экспертиза не нужна, а ответ «мы так не делаем» будет преобладать в разговоре с начальством, они уходят. Тем более теперь у них есть неплохая строчка в портфолио. После ухода последнего заместителя операционный управленец стал понимать, что очень устал от текучки и перестал получать хороших кандидатов от HR. Однако он не признает, что дело не в изменившейся вдруг «молодежи». Отпустить контроль ему мешает недоверие. Контроль для него — понятная форма управления. Но накопившаяся усталость дает о себе знать — и мысль о том, что нужно что-то поменять в самом себе, периодически приходит к нему.

Общий страх

Мем «Окей, бумер» такой болезненный, потому что подчеркивает страх, который ты сам боялся озвучить и тщательно скрывал ото всех. Страх, что ты отстал и устарел, что теперь неважен и не нужен. И вот твою тайну кто-то обнародовал публично, с ехидной улыбочкой. Когда больно, мы защищаемся еще активнее, находя недостатки в другом — и в нем видим причину бед, а не в себе, отстаивая честь, опираясь на свои ценности, опыт и авторитет. Но «зеты», придумавшие эту жестокую шутку, недовольны именно тем, что «бумеры» (к которым по этому делению относятся и миллениалы, и иксы, и бумеры) опираются на авторитет и опыт в мире, где алгоритм рекламной выдачи фейсбука может поменять экономику небольшой компании. Им тоже не хочется быть ненужными, и, когда тебе говорят, что ты какой-то не такой, хочется защищать себя.

Чеклист на доверие и эффективную коммуникацию, неважно, «бумер» вы или «зет»:

  1. Определяйте результат, к которому вы хотите прийти на встрече или диалоге заранее. Тогда, какую бы реакцию вы ни получили от второй стороны, сможете регулировать свое настроение и поведение для достижения нужного результата. Это работает как внутренний приоритет и помогает не вестись на эмоции и первое ощущение «опасности». 
  2. Возвращайте собеседнику все, что поняли, и проговаривайте детально, как вы его поняли в конце диалога. То, что вы услышали, и то, что он сказал, может быть разными вещами. Это поможет избежать ненужных ожиданий, сверить установки и разделить ответственность.
  3. «Видеть — не значит понимать, понимать — значит видеть! Вы видите вещи не такими, какие они есть, а такими, какие вы есть» — можно запомнить эту фразу Эрика Баттерворта, чтобы поддавать свои интерпретации или предубеждения критической оценке. Желание понять другого, а не быть правым лежит в основе доверия, потому что вы не обесцениваете чужую точку зрения.
  4. Попробуйте воспринимать все статьи на тему поколенческих различий как способ лучше понимать другого, а не способ оправдывать свою правоту. 
  5. Помните, что уважать человека можно не только за то, что он современный, опытный или похож на вас, а просто потому, что он человек. Он ничего не должен сделать, чтобы вас поразить, даже если вы старше и опытнее. Стартовая невраждебная позиция и искреннее желание услышать другого, могут сэкономить много внутреннего ресурса, а компании — денег. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+