К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Что такое «трушность» в бизнесе? Глава «Билайна» о правилах конкуренции и сетях 5G


В Forbes Digest мы рассказываем о жизни миллиардеров и бизнесе крупнейших частных компаний. Гость нового выпуска — Василь Лацанич, генеральный директор одной из самых крупных и технологичных корпораций России, телеком-гиганта «Билайн»

Дирижер музыкального театра по образованию, Василь Лацанич сделал успешную карьеру в потребительском бизнесе и телекоме на Украине, где он занимался организацией продаж и маркетингом. С января 2018 года Лацанич дирижирует бизнесом одной из крупнейших телеком-компаний России «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн»), в которой он занимает пост генерального директора. Под его руководством «Билайн» реализует амбициозный проект по запуску высокоскоростного интернета 5G в России и открывает салоны с партнерскими кофейнями. В интервью Forbes Digest глава компании рассказал, что изменится для россиян после появления 5G и как молодым бизнесменам выжить в конкурентной борьбе за место под солнцем.

Дорогие друзья, сегодня мы в кабинете генерального директора «Билайна» Василя Лацанича. Василь, здравствуйте. 

Добрый день.

 

Какой вы можете дать совет молодым предпринимателям, которые занимаются бизнесом, как выживать в конкуренции и какие качества надо развивать в себе, в своей компании?

Понимаете, сложно с высоты такого Олимпа большой корпорации еще и публично говорить молодым бизнесменам, как себя надо вести. Откровенно говоря, я им завидую, потому что у них совсем другое поле деятельности и есть огромный выбор, которого лишены большие компании. Если я представлю себя со своим опытом и знаниями рядом с молодым предпринимателем — мне за себя становится страшно. Я думаю, люди, которые идут и начинают небольшие бизнесы, — они смелее, чем я, они смелее, чем многие корпоративные руководители. Так что мне хочется им не давать советы, а пожелать удачи. Потому что раз они туда пошли, они знают, что делают. А вот удача пригодится любому человеку, особенно в бизнесе, особенно в трудных экономических условиях.

 

А вот как вы пытаетесь отличить себя от ваших конкурентов? За счет концепции, может быть, за счет каких-то акций? Есть все-таки бизнесмены молодые, начинающие, но у которых все-таки небольшие сети кофеен — это уже не такой маленький бизнес, и конкуренция тоже большая. На что им сделать упор?  

Во-первых, надо найти свою нишу. То есть понять, где ты хочешь работать и, как вы правильно сказали, чем ты будешь отличаться от других в этой нише. На мой взгляд, с точки зрения отличий сейчас существует несколько основных концепций. Это технократичная концепция, но она скорее характерна для индустрий, развивающих технологии. Это когда ты можешь создать нечто, до сих пор не существовавшее, либо существенно изменить то, что раньше было — начиная с технологий, которые упакованы в современные гаджеты, в телефоны и планшеты, и до приложений, каких-то программных частей, частей приложений. Вот там ты развиваешься по технологии. И тут самое главное— твоя уникальность и уникальность того, что ты придумал. Это первый путь.

Второй путь — вот вы упомянули кофейни, его лучше всего на примере кофеен рассмотреть. Это когда вы можете сделать то же самое, только очень-очень дешево. Это прекрасный путь. На самом деле, это путь, по которому развиваются больше половины всех потребительских бизнесов в мире. Это когда рестораны были дорогие, а потом появился дешевый McDonald’s и захватил огромную долю. Точно так же и в других индустриях. Был дорогой кофе в ресторанах — появились дешевые кофейни, и дальше пошла война, кто сделает кофейни дешевле. Когда мы говорим о том, что кофе отличается в разных кофейнях — это наши вкусовые предпочтения и вкусовые заблуждения. Кофе приблизительно одинаковый везде, по крайней мере мы не так хорошо понимаем разницу между ним, как нам кажется.

 

Третий путь — это «трушность». Да, это совсем новая тема, в ней развивается продуктовый ретейл, а в последнее время — даже бизнес, связанный с одеждой, с технологиями. Это когда вы говорите: «Ребята, я, может, не самый дешевый, но я очень честный. Я всегда делаю то, что обещаю. Я никогда вас не подведу. И все, что я делаю, — настоящее и праведное. То есть я не использую детский труд, я не ворую сырье. Я, если что-то вам продам и у вас оно не так будет работать или вас не удовлетворяет, я это заберу без слов, отдам вам деньги, все у вас будет хорошо. Потому что я за то, чтобы вам было хорошо».

То есть получается такая разница компромиссов. Или вы получаете что-то очень дешевое, но вы должны немножко соглашаться с тем, что это будет с какими-то возможными рисками. Скажем так, вы возьмете дешевый кофе, но он может быть с кислинкой, а вы не ждали там кислинку, но все — вы за него заплатили, пошли гулять. Или вы приходите, берете кофе — он с кислинкой, и вы ставите его обратно на прилавок и говорите: «Ребята, он не такой, как я бы этого хотел». И такой «трушный» бизнес вам говорит: «Да, нам жаль. Приходите еще. Вот вам деньги за этот кофе. Вы можете попробовать другой, кстати, он тоже у нас продается. Он, может быть, не такой кислый, как этот». Вот это два разных вида бизнеса. И тот и другой прекрасно существуют. И тот и другой, кстати,  между собой практически не конкурируют. Но развиваться можно и там и там.

А «Билайн» сейчас какая компания — «трушная»? 

Понимаете, я же говорю о маленьких бизнесах для стартапов, для начинающих. У «Билайна» 25-летняя история. «Билайн» не может сказать: «А я сегодня «трушный», «Нет, я сегодня самый дешевый», «Нет, вообще-то, я сегодня самый технологичный». Большая корпорация существует со своей историей 25 лет и создает предложения для клиента из соединения всего, что я перечислил, и еще многого-многого другого. То есть у «Билайна» должна быть технологическая платформа. «Билайн» должен быть очень доступным, потому что он очень массовый — у нас более 50 млн абонентов, и они не будут переплачивать. И «Билайн» должен быть «трушным», потому что, если мы подведем своего клиента, ему проще простого перейти через улицу и обслуживаться у другого оператора. И еще многое-многое другое, что нам приходится учитывать, когда мы создаем свой «микс» того, чем мы хороши и чем мы отличаемся от других

Хотел спросить в первую очередь про 5G. Сегодня про это очень много говорят. Какие качественные изменения эта сеть принесет России?

 

Мы не знаем. Пока просто будет очень быстрая связь. Что из этого получится, мы пока не знаем. Был очень хороший пример 4G, когда развивалась технология и уже включили сети, а пользователей особо не было, потому что люди не знали, зачем такие скорости. Но когда ее включили, буквально за первый квартал или первый-второй год разработали кучу приложений, которые уже прям требовали только 4G и на 3G работали плохо. Вот то же самое случится с 5G. Мы пока не представляем себе, что будет реально востребовано и для чего мы строим эти сети, но мы уверены, что в течение первого года или двух лет появится масса новых разработок, которые будут базироваться именно на тех гигабитных скоростях, которые предоставляет 5G.

Связь и интернет будут в десятки раз быстрее, правильно? 

Мы провели тест — и, наверно, это самый яркий пример, который сейчас можно в России найти, — не так давно в Лужниках мы построили небольшую зону 5G, и там показали скорость 3,3 гигабита в секунду. Ну, это в сотни раз быстрее, чем интернет, который потребляют сейчас люди.

Чтобы мы в полной мере это понимали — несколько гигабайт он скачивает за доли секунды? 

 

За секунды, да.

То есть фильм можно скачать…

За 15 секунд, а то и 5 секунд — в зависимости, опять же, от длины фильма, размера файла.

А есть понимание, какие будут тарифы с 5G?

 

Нет. Я думаю, что это рано пока обсуждать. Но, как видите, история с переходом на 4G не сказалась практически никак на ценах на услуги. Люди приблизительно столько же платили за 3G, сколько платят сейчас за 4G и 3G вместе взятые.

Но у 5G, как я понимаю, другие частоты, и надо строить (соответствующую инфраструктуру)...

И у 4G тоже были другие частоты, и все тоже нужно было строить.

А влияет ли как-то то, что у нас частоты отличаются от европейских, например? 

 

Пока не отличаются, пока они не выданы, пока их не существует. Но очень надеемся, что они не будут отличаться, потому что от этого зависит и скорость разворачивания сети, и конечная цена оборудования.

Такой вот обывательский вопрос: большая проблема в современном обществе — это зависимость от гаджетов. Как вы думаете, с таким быстрым интернетом это будет усугубляться?

Усугубляться что?

Я имею в виду, будут ли быстрее разряжаться телефоны?  

 

Неизбежно.

И что делать? Телефоны к этому готовы, наши нынешние гаджеты?

Вы знаете, был такой старый добрый анекдот. Идет мужчина по улице, несет два больших чемодана. Подходит к нему женщина, спрашивает: «Извините, пожалуйста, не подскажете, который час?». Он такой смотрит на часы: «17 часов 43 минуты 24 секунды, и через 18 минут 25 секунд начнет садиться солнце. А кстати, через полчаса начнется дождь и сегодня вечером будет сильный ветер». Она: «Боже мой, вы все это знаете?». «Да я знаю даже больше. Я знаю, что зима придет через 48 дней 16 часов 53 минуты и первый снег, кстати, выпадет в этот день, это будет 17 октября этого года». Она говорит: «Боже мой, и все это говорят вам ваши часы?». «Да, часы просто замечательные». «Они такие мощные, такие умные?» «Да-да, часы хорошие, прекрасные, только батарейки очень тяжелые». Понимаете, это та же самая история. Мы действительно будем ходить с телефонами, которые будут много уметь, но с батареями нам придется туго. Пока нет новой технологии.

А это не похоже на историю с телевизорами? Сейчас есть современные панели 5К и 8К, но ими по факту никто не пользуется. 5G станет массовым вот так сразу, когда покроет всю территорию России? 

 

Видите ли, когда-то 4К-телевизорами не пользовались, а сейчас они стоят в каждом доме и контента для 4К уже довольно много. Пройдет какое-то время, будет контент 8К для телевидения, и это будет стандартом. Точно так же будет и контент — какие-то программы, какие-то способы пользоваться и для технологии 5G, и это тоже станет массовым. Так как проникновение 4G сейчас очень быстро насыщает рынок новыми технологиями, 5G будет, наверное, еще скорее. То есть здесь не надо бояться того, что мы этим не будем пользоваться, потому что сейчас не можем придумать, как и зачем это нам будет нужно. Это придет, мы этим будем пользоваться. Мы даже не знаем зачем, но это нам будет очень нужно.

Отлично. А когда сеть покроет всю Россию? Это быстрый процесс? 

Вся Россия вообще не покрыта ничем, даже обычным радио.

Там, где есть пользователи «Билайн».

 

На сегодняшний день мы покрываем около 98% населения технологиями 2G и 3G, 4G покрывает, по-моему, 76% в настоящий момент, очень скоро будет более 90%. И, как видите, проходит несколько лет, пока такая технология расходится по всей стране. Технология 5G более сложная для покрытия, потому что сота будет очень маленькая. Чем выше частота, тем меньше сота. Как вы помните, наверно, самые первые технологии еще на 450-х частотах давали чуть ли не десятки километров покрытия в радиусе одной соты. Современная технология дает уже сотни метров покрытия в радиусе одной соты 4G. 5G будет давать столько же или меньше. Это значит, что нужно будет какое-то безумное количество сот, чтобы покрыть большие расстояния. Это будет замедлять строительство, но одновременно и будет расти востребованность таких больших скоростей. И 5G будет, конечно же, появляться сначала в больших городах, в столицах. И покрываться города будут довольно быстро.

А во сколько оценивается такой проект? Я так понимаю, надо будет больше строить из-за этого покрытия. 

Это колоссальные миллиарды, даже страшно подумать. Но мы с этим живем, наша индустрия жила с этими миллиардами и в 3G-волне, и в 4G сейчас живет и доживает, и в 5G-волне мы тоже должны быть к этому готовы.

Василий Игоревич, хотел спросить у вас про ваш собственный гаджет. Чем вы пользуетесь?

 

Я пользуюсь всем, что вообще может быть в технологическом поле. Для меня это очень интересно. Я пользуюсь разными телефонами, разными планшетами, да и разными компьютерами.

Какие у вас любимые бренды iPhone или, может быть, китайские марки? Сейчас достаточно популярна Huawei. 

Вы знаете, нет у меня любимого бренда. У меня есть телефон iPhone, у меня есть телефон Samsung, есть телефон Huawei. Я ими пользуюсь время от времени для того чтобы понимать, что у них нового, какие технологии кто развивает. Точно так же и с планшетами. У меня есть планшеты и на iOS, и Windows-планшеты. И я считаю, что надо знать все, потому что это моя работа.

То есть вы постоянно испытываете новые продукты — каждую неделю или каждый месяц?

 

Да. Я пытаюсь постоянно быть в курсе того, что там происходит.

Сейчас китайские бренды очень сильно набирают обороты. Вам нравятся их технологии или вы до сих пор предпочитаете iPhone? 

Среди «китайцев» на нашем рынке представлено не так уж много марок. Если поехать в Китай и посмотреть, что представлено на внутреннем рынке, понимаешь, насколько он богат и разнообразен. До нас доходит его небольшая часть. Технологии, которые доходят до нас, качественные и вполне конкурентоспособные.

А какие гаджеты, помимо смартфонов, вы используете в повседневной жизни? Может быть, какие-то часы специальные?

 

Да все использую. Часы использую, очень активно использую планшет. Единственное, чем я не пользуюсь вообще, — это телевизор.

Давно уже? 

Давно.

У вас нет зависимости от гаджетов в связи со своей работой? Есть такое популярное ныне понятие  digital detox, когда отказываются совсем от гаджетов на какое-то время. Вы практикуете такое?

 

Нет. Во-первых, мне это нужно для работы. Во-вторых, это в принципе и есть моя работа. В-третьих, я люблю быть и считаю нужным быть доступным и быть в курсе. А в-четвертых, я не считаю, что я этим злоупотребляю, а значит. мне не нужно от этого «детоксироваться».

Но в социальных сетях вас нет?

Нет. Мне жалко времени на это.

Считаете это бесполезным проведением времени?

 

Для себя. Для других это может быть очень даже полезным.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+