К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ищу друга: почему деньги и успех не спасают от одиночества

Фото John Horsley / Photoshot / Getty Images
Фото John Horsley / Photoshot / Getty Images
Почему все жалуются на одиночество, если сегодня мы круглосуточно находимся в контакте с десятками людей и онлайн, и офлайн? Основатель U Skillz Дмитрий Фалалеев рассказывает, зачем на самом деле все посещают бизнес-школы и ретриты: чтобы найти единомышленников, с которыми можно не только начать совместное дело, но и обсуждать личные проблемы, и просто дружить

О том, что одиночество официально стало одной из самых больших проблем современности, знает уже, наверное, каждый. ВОЗ, кстати, даже рекомендовали приравнять одиноких людей к инвалидам.

Раньше эта проблема по большей части отрицалась молодыми, хорошо образованными и зарабатывающими людьми: ну откуда у них может взяться одиночество? Но теперь отрицать стало сложнее: ни деньги, ни вещи, ни занятость, ни даже, как ни парадоксально звучит, отношения ее не решают. Казалось бы, просто смешно: вы не одинокая мать, не бездетная старушка, а все равно ощущения удовольствия и близости с окружающими не хватает. Мой друг, который живет и работает в Кремниевой Долине, так и говорит про Сан-Франциско — город, в котором, к слову, каждый десятый человек долларовый миллионер — что это место для богатых и глубоко одиноких несчастных людей. Определение в равной степени подходит и Москве, и Лондону, и любому другому «обеспеченному» мегаполису.

«7% жителей России считают себя одинокими — это очень пугающая цифра»

Не нужно быть историком или социологом, чтобы понять: с каждый десятилетием мы становимся все дальше друг от друга — от родителей, от детей, семьи, партнеров, коллег. Причем на каком-то глубинном уровне. Технологии, деньги, скорость информации, возможности, частые путешествия — на самом деле не помогают, а напротив, усугубляют ситуацию. 7% жителей России считают себя одинокими — это очень пугающая цифра.

 

Звучит парадоксально, учитывая, что в течение дня мы сталкиваемся лично с десятками людей, а в целом — по дороге, в кафе и на работе — с тысячами. Лет 300 назад наши предки за всю жизнь, возможно, видели меньше людей, чем мы за один день сегодня. А еще чаты в мессенджерах, рабочие переписки и множество других каналов — сплошное общение, коммуникативные скиллы в целом стали одними из самых важных. Зачем тогда вообще офлайн? Зачем разговоры? А теперь ответим на вопрос: как часто мы общаемся для удовольствия (интеллектуального или просто душевного)? Как часто мы окружены людьми, с которыми нам комфортно? А интересно? Уверен, если каждый из нас подумает, то честным ответом будет: «редко». Друзья заняты своими жизнями, родители у большинства живут не рядом, отношения — не у всех и не всегда. В итоге, современный преуспевающий молодой человек со всех сторон окружен такими же попутчиками, но он один.

Клуб одиночек по интересам

Как на все это отвечали люди в последние лет десять? Если речь идет про молодых профессионалов, которые хорошо образованы, зарабатывают и могут многое себе позволить, то отвечали они по-разному: кто-то ходил на психотерапию, кто-то отправлялся в ретриты, другие — отдавались активным увлечениям (спорт, йога). А еще они формировали сообщества, чтобы хоть иногда быть с людьми, которые кажутся им близкими по духу и интересам. До сих пор в стране десятки, сотни, может, тысячи так называемых бизнес-клубов — отраслевых, инвесторских, предпринимательских — каких угодно. Сегодня спрос на такие комьюнити стал огромным.

 
«Никто не хочет жить только бизнесом и в бизнесе — для этого есть профессиональные конференции»

Теперь придется признаться. Сложность в том, что мало кто на самом деле хочет быть именно в «бизнес-сообществе» — и каждую встречу обсуждать «отраслевые вызовы», «конкурентную среду» и прочие важные, но нудные вещи. Никто не хочет жить только бизнесом и в бизнесе — для этого есть профессиональные конференции. Люди хотят совсем другого — общаться с теми, у кого похожие ценности, проводить с ними время, находить интересных и близких им по духу и пониманию жизни. Иногда партнера для личной жизни, но этот запрос встречается гораздо реже.

А где таких искать? Нет ответа — не существует фитнес-клубов по ценностям. И люди не могут придумать ничего более подходящего, чем реагировать на слова, которые вроде бы про них: «предпринимательство», «бизнес», «менеджмент», «стартапы», «инвестиции» и прочее. Но если вы спросите  человека, который существует в любом из известных деловых сообществ — YPO, EO — то он скажет, что они обсуждают там все что угодно: от современного искусства до проблем в семье и депрессий. То есть запрос все-таки на пребывание с людьми с похожими ценностями. Даже классические alumni университетов и бизнес-школ (их в России почти нет) тоже про людей с как минимум одной общей ценностью — любовью к альма-матер. Сложность в том, повезет ли человеку, который пришел в бизнес-сообщество, найти настоящего товарища или хотя бы собеседника. Не факт.

Есть ли какие-то более свежие ответы на этот общественный запрос?

 

Сообщества 2.0.

Во-первых, вы удивитесь, но существуют «квартирные» сообщества, которые хоть и имеют определенный «флажок» (литература, книги — что угодно, людям надо зацепиться за тему), но все равно открыто говорят, что они — про ценности. Часто это предпринимательские, еще чаще — с уклоном в технологии. Это легко объяснимо — предприниматели склонны не терпеть проблему, а искать решение. И специалисты по технологиям в этом смысле еще и более пытливы, и современны, чем другие. Число участников может варьироваться от нескольких до сотен. Сложность в том, что попасть туда практически невозможно — по рекомендации, да и то не всегда. Кроме того, в таких клубах обычно есть фундаментальные правила (например, туда может попасть только предприниматель, или только если все организаторы не возражают). Люди ценят возможность побыть в кругу единомышленников и понимают, что лишний человек может это разрушить, поэтому вывесок на улице не делают. Похоже на байки про масонов? Пожалуй, я бы согласился, если бы сам не состоял в одном большом предпринимательском комьюнити. А еще одно маленькое организовал со знакомым фаундером небезызвестного технологического стартапа. Договариваясь, мы условились именно о том, что хотим приглашать интересных, заряжающих ребят-предпринимателей — но точно не «обсуждать отраслевые проблемы». Встречаемся раз в несколько месяцев в формате ужина компанией из 10-15 человек фаундеров и приглашаем гостя — обычно это крупный бизнесмен. И снова больше всего вопросов — про ценности. Есть жизнь в чате (Telegram вообще кишит открытыми и закрытыми сообществами), но попасть к нам с улицы тоже нельзя.

Комунна 2.0

Многое. Почти все крупные социокультурные проекты, которые пришли как бы снизу, от людей — про ценности. Burning Man —  история про свободу и любовь — средоточие лагерей, каждый из которых про свои отдельные ценности. Если вы были там, то знаете, что жизнь не останавливается круглый год: чаты живут, в закрытых группах выкладывают фото, реюнионы случаются в самых разных точках мира, люди дружат, делают вместе проекты, бизнесы. Увы, теперь печально известный WeWork, одна из главных идей которого заключалась в том, что резиденты получают доступ к глобальному комьюнити. Даже Sanctum —  известный шикарный как бы секс-клуб — тоже про ценности (его фаундер рассказывает, как позаимствовал идею из «С широко закрытыми глазами» Кубрика), пусть и совершенно другие. Подобные хотят взаимодействовать с подобными, и этот запрос многими сегодня четко сформулирован.

Но самое интересное — и скорее всего за этим будущее — «мэтчить» незнакомых людей, не имеющих ярко выраженного запроса (спорт, йога, предпринимательство и прочие «флажки»). Как научиться делать это не кустарно и кулуарно, а системно — как создать все-таки «фитнес-клуб по ценностям». А еще лучше — внимание! — чтобы люди не приходили в комьюнити, а жили там. Ведь люди хотят быть окруженными близкими не по средам и субботам, а гораздо чаще. И вот тут невозможно не вспомнить про венчурный проект упомянутого WeWork — WeLive, в бизнес-модель которого заложены старые-добрые советские коммуналки, а в идею — простая мысль о том, что жить надо рядом с теми, кто вам симпатичен. То есть это — «коммуна 2.0», только уже не с хиппи и ретритами, а с теми самыми молодыми и одинокими (девушка, с которой ты, возможно, пойдешь на свидание, или сосед с PhD по литературе, с которым вы будете до ночи спорить об американском периоде Набокова). Будет жалко, если проект теперь закроют, потому что идея очень востребована.

Но возможно ли сделать что-то похожее на самом деле? Никто не знает, но вот реальная история под конец. Мой друг Андрей Дороничев — довольно уже известный топ-менеджер Google — в какой-то момент в дружеском разговоре мне сказал: «Хочу такой дом, чтобы со мной рядом жили мои друзья». Это было несколько лет назад, и идея мне, если честно, показалась экстравагантной. Каково было мое удивление, когда через несколько лет я обнаружил, что дом населен друзьями Андрея, в гости к которым ходят другие друзья Андрея (а также еще и мои собственные, например). И снова простая формула: подобные хотят быть окружены подобными. Нам так понравилось то, что происходит в этом доме, что мы сами делаем похожий эксперимент в Москве и Кремниевой долине, а Андрей и его жена Таня стали нашими инвесторами и партнерами. Посмотрим, получится ли из этого проекта «коммуна 2.0».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+