К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Понизить градус. Правда ли, что в России стали меньше пить

Фото Михаила Метцеля / ТАСС
Фото Михаила Метцеля / ТАСС
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила, что общее количество употребляемого алкоголя на душу населения в России непрерывно уменьшалось с 2003 года и к 2016 году снизилось на 43%. Означают ли эти цифры, что жители России действительно стали употреблять меньше спиртного? Объясняет председатель Комитета по экономике и науке «Опоры России» Алексей Каневский

Снижение покупательского спроса

Начиная с 2014–2015 годов в России отмечается спад потребительской активности. Это связано с кризисными явлениями в экономике, падением доходов населения. Бизнес в области торговли и услуг как никакой другой ощутил снижение продаж и соответственно прибыли. Алкогольная отрасль не стала исключением. Доля спиртного в объеме товаров повседневного потребления в денежном выражении за 2018 год сократилась с 20,2% до 20%.

Помимо того, что доходы россиян сейчас находятся на очень низком уровне, растут и цены на спиртное. Удорожание алкогольной продукции происходит в результате акцизной политики.

Таким образом, уместно предположить, что потребительский спрос на алкоголь не исчез вовсе, а просто переместился в неучтенный сегмент, иными словам — в теневой сектор, который официальная статистика или не в силах посчитать, или не принимает во внимание. Россияне вместо легального алкоголя либо приобретают контрафактный, либо занимаются изготовлением спиртного самостоятельно в домашних условиях.

 

Косвенно это предположение может подтвердить заявление Минздрава России, сообщившего об увеличении смертности от отравления алкоголем. По данным ведомства, число летальных исходов за восемь месяцев этого года на 14% больше, чем за тот же период в прошлом году.

Нелегальный алкоголь

Теневой объем потребления алкоголя в России, по оценкам участников рынка, составляет около 20-30% от общего оборота литража алкогольной продукции. В теневом секторе используется дешевый спирт, суррогат, менее качественный, чем при производстве «разрешенной» продукции. Плюс отсутствие расходов на обслуживание системы ЕГАИС, акцизы — в результате такая алкогольная продукция обходится в разы дешевле легального алкоголя.

 

Себестоимость производства таких напитков ничтожно мала по сравнению с прибылью от их реализации. При этом речь идет исключительно о крепких напитках. Слабоалкогольную продукцию, например пиво, практически не подделывают, поскольку это экономически нецелесообразно.

Смещение потребительского спроса в сторону напитков с невысоким содержанием алкоголя могло бы стать эффективным инструментом по снижению употребления спиртного россиянами и формированию здорового образа жизни.

Понизить градус

Сегодня производителям слабоалкогольных напитков практически невозможно конкурировать с производителями крепкого спиртного. Это касается и возможностей по продвижению своей продукции, и ее маржинальности. Кстати, слаборазвитая конкуренция, наряду с акцизной политикой, способствует росту цен на легальный алкоголь и, как следствие, уходу потребителя в тень.

 

Производители крепких напитков — это крупные предприятия, не имеющие сложностей с выводом своей продукции на полки сетевых гипермаркетов. Чего не скажешь о мини-пивоварнях, небольших производителях крафтового пива, сидра, медовухи, других традиционных напитков, импортеров слабоалкогольной продукции. У них есть своя аудитория, они реализуют небольшими партиями продукцию через ЕГАИС, однако говорить о конкуренции с крупными компаниями не приходится.

В довершение ко всему регулирование деятельности всех игроков алкогольного рынка происходит по одним и тем же правилам, хотя очевидно, что для производителей и поставщиков вина, пива и других некрепких напитков следовало бы предусмотреть льготные условия работы. Пока что небольшое послабление действует лишь для пивоваров и продавцов этого продукта: им не нужна, в отличие от остальных, лицензия. Однако это не столько продиктовано целенаправленной политикой поддержки отрасли, сколько элементарной логикой рынка: зачем лицензировать пиво, если его не подделывают? Думается, подход должен быть в корне иным: для того чтобы переместить потребление в область слабого алкоголя, необходима государственная политика, комплексные меры. Это должно быть продиктовано не реалиями рынка, это должна быть целенаправленная деятельность законодательной, исполнительной власти, органов контроля.

Под комплексом мер подразумеваются не только преференции для пивоваров и виноделов, но и создание инфраструктуры и, главное, возможностей для альтернативных видов досуга, нежели употребление спиртного, для россиян. На условном примере: одного строительства фитнес-клуба недостаточно. Необходимо обеспечить людям определенный уровень дохода, чтобы они могли этот фитнес-клуб посещать. Это не говоря уже о формировании отношения к своему здоровью как ценности и понимания, для чего (будь то карьера или семья) это самое здоровье пригодится молодому россиянину завтра. А эта работа уже относится к компетенции Министерства просвещения и других инстанций, не имеющих отношения к регулированию алкогольной отрасли.

Государство регулирует процессы, связанные с реализацией алкоголя. Введены ограничения по возрасту покупки и употребления, по размещению магазинов вблизи школ и других учреждений, по времени реализации спиртного. Безусловно, свою лепту в дело снижения потребления спиртного эти меры внесли. Но этот вклад, с моей точки зрения, несущественный.

Инструменты для решения проблемы куда более сложные, нежели просто ограничение доступа к алкоголю для населения.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+