Двойная награда: лауреатами Нобелевской премии по литературе стали Ольга Токарчук и Петер Хандке
Лауреатам уже сообщили о победе. Петера Хандке звонок из Нобелевского комитета застал дома, Ольга Токарчук сейчас в книжном туре по Германии. Оба писателя принимают высокую награду с признательностью. Каждый лауреат получит премию в полном объеме — 9 млн шведских крон.
В этом году премию присудили сразу двоим лауреатам, за прошлый год и за нынешний, потому что в 2018-м Нобелевская премия по литературе не вручалась из-за этического и сексуального скандала в профессиональных кругах. Сначала стало известно, что поэтесса Катарина Фростенсон, член Шведской академии в течение 26 лет, не раз нарушала политику конфиденциальности и подсказывала друзьям, на кого нужно ставить у букмекеров. Затем разбирательство показало, что так поступала не только Катарина — сразу несколько академиков были отправлены в отставку (хотя прежде членство в академии считалось пожизненным). А после муж Фростенсон, постоянный фотограф Шведской академии Жан-Клод Арно, оказался в центре сексуального скандала. На волне #MeToo 18 женщин из академии обвинили его в домогательствах и даже изнасиловании, причем суд признал Арно виновным и присудил 2,5 года тюрьмы. Вишенкой на торте стало обвинение в коррупции — жена Арно явно пренебрегала конфликтом интересов, лоббируя финансирование культурного центра своего мужа из бюджета академии. В результате скандала секретарь Сара Даниус, предыдущий многолетний секретарь Петер Энглунд и некоторые другие члены академии оставили свои посты — комитет впервые за 70 лет остался без кворума.
Академики взяли годичный перерыв и за это время утвердили новую систему для повышения доверия к Нобелевской премии: в ближайшие несколько лет в выборе лауреатов участвуют пять независимых внешних экспертов. «Совет директоров Нобелевского фонда считает, что шаги, которые Шведская академия предприняла и собирается предпринять, создадут хорошие возможности для восстановления доверия к академии как учреждению, присуждающему награды», — говорится на официальном сайте премии.
Правда, Нобелевская премия и без скандалов вечно вызывает огромное количество споров. Сами шведы до сих пор упрекают академиков в том, что Нобеля так и не получила Астрид Линдгрен. Критики не могут простить академии неудостоенных титанов — от Толстого и Набокова до Кафки и Борхеса. Читатели традиционно осуждают награждение малоизвестных массовой аудитории авторов, объясняя такой выбор исключительно политкорректностью. Достаточно вспомнить, сколько шума наделало присуждение Нобеля в 2015 году белорусской писательнице и публицисту Светлане Алексиевич, автору цикла книг–вербатимов «Голоса утопии». Хотя премию с исчерпывающей формулировкой «за ее многоголосое творчество — памятник страданию и мужеству в наше время» дали за исторически значимые тексты, написанные на русском языке, недовольных было много даже среди русских читателей. А уж когда лауреатом Нобелевской премии стал Боб Дилан за «создание нового поэтического языка в рамках великой американской песенной традиции», споры о награждении не утихали по всему миру. Хотя в уставе Нобелевского комитета особо сказано, что «литературой является не только беллетристика, но также и другие произведения, которые по форме или же по стилю представляют литературную ценность». Фигура Кадзуо Исигуро в 2017-м всех немного примирила, но теперь, похоже, споры вспыхнут с новой силой.
Букмекеры в этом году ставили на 69-летнюю канадскую писательницу и поэтессу Энн Карсон (4/1). На втором месте значилась 81-летняя уроженка Гваделупы, француженка Мариз Конде (5/1) (не путать с адептом «магической уборки» Мари Кондо, это разные люди). И тут все понятно — в прошлом году желающие компенсировать отсутствие Нобелевки критики и культурные деятели Швеции присудили Конде «альтернативную Нобелевскую премию» «за исследование эпохи колониализма, ценностей традиций и культурного наследия». Не знаю насчет исследования эпохи колониализма, но роман Конде «Я, Титуба, ведьма из Салема» точно понравится тем, кто когда-то страдал по «Рабыне Изауре». Остальные пренебрежительно пожмут плечами — премия же альтернативная, мы ее всерьез и не рассматривали. На третьем месте среди букмекерских фаворитов была китаянка Цань Сюэ (7/1), которая в этом году претендует на «Букер» (на русском можно прочесть ее рассказ «Хижина в горах»). На четвертом — снова доказавший свое мастерство романом «Убийство командора» японец Харуки Мураками (8/1), старожил букмекерских прогнозов, и, наконец, практически вровень с ним, на приятно высоком пятом месте — российская писательница Людмила Улицкая (9/1). Прежде из русских авторов букмекеры принимали ставки на Евгения Евтушенко (50/1) Замыкал список претендентов Джордж Мартин, на которого ставили 251/1.