К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Всегда найдется кто-то, кому ты будешь мешать»: что значит для бизнеса новый проект ограничений продажи алкоголя

Фото Alexander Zemlianichenko / AP / TASS
Фото Alexander Zemlianichenko / AP / TASS
Госдума в первом чтении приняла законопроект, ограничивающий продажу алкоголя в заведениях, расположенных в многоквартирных домах. Гастрономический обозреватель Иван Дубков вместе с владельцами московских баров попытался разобраться, как документ повлияет на их работу

Малый бизнес в России может столкнуться с очередными сложностями. Законопроект, внесенный депутатами от «Единой России» и принятый Госдумой в первом чтении 24 сентября, предполагает запрет на продажу алкоголя в точках общепита, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях, если площадь зала в заведении меньше 20 кв. м. Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему отмечают, что от жителей многоквартирных домов приходит много жалоб на нарушение общественного порядка. Они предлагают дать региональным властям право устанавливать дополнительные условия или полный запрет на продажу алкоголя в точках общепита в многоквартирных домах или рядом с ними. При этом власти должны учитывать решения собраний собственников квартир.

Всего, по подсчетам гендиректора «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, законопроект может коснуться 10 000 заведений по всей стране, писал «Коммерсантъ».

Законопроект напрямую запрещает продажу алкоголя в совсем небольших точках, а работа заведений с залами больше 20 кв. м становится в зависимость от жителей домов, в которых или рядом с которыми они находятся. Предлагаемые депутатами поправки в законодательство «потенциально затрагивают интересы значительной части заведений, особенно тех, которые уже имеют негативную историю отношений с жителями домов по соседству», отмечает старший юрист ФБК Legal Анастасия Суворова.

 

Поскольку законопроект подготовлен на основании жалоб собственников, кажется логичным, что мнение жильцов в большинстве случаев будет не в пользу предпринимателей. Как отмечается на сайте Госдумы, законопроект направлен против так называемых наливаек — заведений, как правило, в спальных районах, где на кранах стоят сорта пива вроде «Хамовнического» и «Клинского», а в стеклянных банках с красными пластмассовыми крышками — сыр косичка, соленый арахис и сушеный кальмар. Эти места привлекают «контингент», который мешает спать, пугает женщин и детей, создает тревожную обстановку в районе. Однако с популяризацией крафтового пива и малых заведений с ориентацией на европейские аналоги такой формат эксплуатируют и современные предприниматели, которые после принятия закона будут вынуждены закрыться.

В Москве бары арендуют помещения в жилых домах достаточно редко, говорит старший консультант направления street retail компании «Магазин Магазинов» Ольга Свиридова. Во-первых, это связано с законодательным ограничением в режиме работы. Еще одна сложность — обязательное наличие вытяжек, которые также нужно согласовывать с жильцами. По словам Свиридовой, точек с залами меньше 20 кв. м на рынке немного. А для того, чтобы продавать напитки крепче пивных, предприятие уже сейчас должно арендовать площадь не менее 50 кв. м. Таким образом, бары и кафе с площадью меньше 20 кв. м и сейчас могут продавать только пиво, отмечает эксперт. Массового закрытия баров в жилых домах Свиридова не ожидает, однако отмечает, что законопроект может сильно повлиять на заведения в районе Патриарших прудов и в других подобных локациях, где уже давно идет «вражда» между местными жителями и точками общепита.

 

Как изменится жизнь московских баров

«Для нас тема взаимоотношений с жильцами с самого начала была очень острой, — рассказывает Александр Семенов, совладелец винного бара «Сентябрь». — Наше заведение находится по адресу Покровка, 20 — это дом у «Ямы», жильцы которого этим летом боролись с ночными бдениями. Поэтому мы очень много внимания уделили взаимоотношениям с соседями на этапе проектирования заведения: сейчас, можно сказать, мы хорошо ладим».

Семенов отмечает, что несмотря на то, что провел в барном бизнесе больше 10 лет, ни он, ни его партнеры не смогли назвать ни одного места меньше 20 кв. м «с хорошим пивом и сформировавшимся локальным комьюнити». «Речь про шаурмичные, районные разливайки», — говорит он. «Их регуляция не затронет молодой красивый бизнес с крафтовым пивом и биодинамическим вином», — считает Семенов.

«Лично мне не известны проекты с площадью зала, равной комнате в пятиэтажке, которые бы умудрялись при этом транслировать некие европейские стандарты», — согласен бренд-менеджер ресторана Blanc Александр Тимошин. То, что продажу алкоголя в более крупных заведениях фактически могут  законодательно поставить в зависимость от мнения жильцов, — более серьезный момент. Тимошин напоминает, что конфликты заведений на Патриарших прудах с местными жителями привели к тому, что многие бары и кафе там перешли на дневной формат работы.

 

«Сегодня совершенно не понятно, как закон будет выглядеть в действии и на что он будет направлен — на борьбу с незаконным алкоголем или на ужесточение правил для общепита», — говорит владелец бара «Голова» Юрий Федосеев.

Проблема — в законах

Владельцы баров, с которыми общался Forbes Life, полагают, что проблема не в конкретных случаях нарушения закона и звонков в милицию, а в недоработанных законах, которые не учитывают полутона и нюансы: ниша локальных баров с качественным продуктом и цельной инфраструктурой смешивается с низкоуровневыми заведениями.

«В 2017 году перед чемпионатом мира по футболу ввели послабление на открытие баров и кафе с крепким алкоголем, — говорит Юрий Федосеев. — Их открылось так много, что стало сложно контролировать. Возможно, некоторые из них действительно мешают жителям и районной администрации, но далеко не все. Есть много маленьких приличных заведений, которым дали возможность открыться и существовать на легальной основе. Отнимать это право как минимум нечестно и несправедливо. Нужно разбираться и предлагать альтернативы бизнесу». В то же время Федосеев признает, что противостояние между жильцами и общепитом есть почти всегда. «Всегда найдется кто-то, кому ты будешь мешать. Поэтому лучше и проще открываться в нежилом фонде», — считает ресторатор.

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что едва ли обсуждаемый Госдумой законопроект скажется на количестве потребляемого спиртного: всегда есть альтернатива выпить дома, заказать в интернете или нелегально купить в магазине. А вот то, что по малому бизнесу будет нанесен серьезный удар, сомневаться не приходится. «Выиграет только то заведение, которое соберет выручку закрывшихся. Остальные уйдут с рынка вместе с рабочими местами», — считает эксперт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+