К участию в игре, которая пройдет лишь один раз, фонд V–A–C в первую очередь приглашает шахматистов, от именитых гроссмейстеров до парковых любителей и хипстеров, играющих в барах за кружкой крафтового пива. «Правосудие против шерсти» — один из проектов программы «Расширение пространства», позволяющей фонду выйти за пределы знакомой аудитории. Чтобы играть, достаточно заполнить онлайн-заявку, где у вас просто поинтересуются, умеете ли вы играть в шахматы. В проекте могут участвовать и бизнесмены, и театралы, и любители современного искусства.
Игру вместе с фондом готовили дизайнер Анна Володина, режиссер Юрий Квятковский и художница Сара Кульманн. Благодаря этому он получился даже не меж-, а антидисциплинарным, как говорит куратор V–A–C Мария Крамар. То есть сразу против всех норм, стереотипов, жанров и дисциплин.
LARP, или ролевая игра живого действия, похожа на настольную игру, где игровым полем служит реальное пространство, но перемещаются не фигурки, а сами участники. Тизер игры вызывает ассоциации с гимнастикой цигун и косплеем условных «Звездных войн». Хотя сюжет «Правосудия против шерсти» —микс из истории и футурологии, все-таки это ни косплей, ни реконструкция в чистом виде. Вешнее здесь не так значимо, как внутреннее, а само слово «сюжет» можно использовать лишь с натяжкой. Существуют исходные события, линия движения роли (да-да, все по Станиславскому), но история при этом может развиваться по неожиданной даже для авторов логике. Грубо говоря, вы попадаете в иммерсивный спектакль, но не как зрители, а как исполнители, с большой свободой взаимодействия с окружающей реальностью.
«Правосудие против шерсти» разворачивается в наши дни, но в параллельной вселенной, где технологии вырвались вперед, а мораль «откатилась» к эпохе Средневековья, когда в Европе судили не только ведьм и колдунов, но и животных и растения. Тяжбы против насекомых-вредителей или провинившегося домашнего скота велись с участием обвинителей, адвокатов и свидетелей. Подсудимых могли наказать, казнить или выслать из страны, как это было предписано гусеницам и полевым мышам Лозанны в начале XII века. Никого не смущало появление на скамье подсудимых набатного колокола или ветра. Возмущало лишь то, что они отказывались добровольно являться в зал суда. Теперь в Сколкове кому-то из игроков выпадет изображать людей, а кому-то — нечеловеческие сущности (свои пожелания можно оставить в заявке онлайн). Во втором случае пригодятся телесные практики и актерские тренинги, без которых сложно себе представить, как вжиться в роль дерева или черной оспы и не чувствовать себя при этом как на детском утреннике.
Главное, что обещает V-A-C тем, кто сможет честно вжиться в роль, — навык выхода за пределы собственного «я», но не в метафизическом смысле, а в сугубо практичном. Обещают научить смотреть на мир глазами другого, не важно кого — потенциального бизнес-партнера, домашнего питомца или шахматной фигуры. Запомните: если на игре вы услышите фразу «Лошадью ходи», не удивляйтесь и имейте в виду, что она может быть адресована напрямую вам (да, лошадей в Средневековье тоже судили, если они решались лягнуть или сбросить седока).