Богомолов стал худруком театра на Малой Бронной: три сценария этой пьесы
Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического театра на Малой Бронной. Кресло худрука Богомолову прочили давно, и не только на Бронной. Богомолов был негласным претендентом на Таганку, ЗИЛ, Театр Табакова и даже Гоголь-центр. О конкретных предложениях он никогда не рассказывал, но не раз заявлял, что руководить театром совсем не против. Его поклонники рвали и метали, узнав о том, что кумир лишился работы в МХТ имени Чехова и вынужден ставить спектакли в других театрах. Враждебно настроенная общественность собирала компромат: Богомолов делает все, чтобы заполучить место хоть в каком театре, власть любит слишком уж демонстративно, да и роман с Ксенией Собчак случился не просто так. Что из этого правда, теперь неважно. Зато теперь у Богомолова есть «свой» театр, который он получил с «благословения» предыдущего худрука, а ныне руководителя Рижского русского театра Сергея Голомазова.
Forbes Life дозвонился в Ригу до Сергея Голомазова и получил такой комментарий: «Я знал об этом назначении за две недели. Со мной эту кандидатуру корректно обсуждали в Департаменте культуры. Что касается того, как я к этому отношусь, то, если вы позволите, я не очень хотел бы данный вопрос обсуждать. Но если очень коротко, то, на мой взгляд, это позитивно и полезно для театра», — сказал бывший худрук.
Редакция ForbesLife поговорила с экспертами из театрального мира и составила три варианта развития событий из серии «а что теперь будет».
Вариант первый. Как у Серебренникова в «Гоголь-центре»
Несмотря на громкие заявления самого Богомолова «Никаких революций, будут только эволюции», театру на Бронной есть чего опасаться. Режиссер привык работать со «своими» артистами. Десятилетний опыт в МХТ им А .П. Чехова позволил ему собрать вокруг себя целую команду «своих» актеров. Дарья Мороз, Игорь Миркурбанов, Сергей Чонишвили, Александр Збруев, Сергей Епишев, Александра Виноградова в совершенстве освоили режиссерский метод и разделяют мировоззрение Константина Богомолова. Все они, работая в репертуарных театрах, тем не менее играют в постановках, которые Богомолов делает «на стороне». Маловероятно, что богомоловская команда не будет задействована в спектаклях на Бронной. Обещая «местным» актерам работать с ними и сделать их счастливыми, Богомолов или лукавит, или неясно представляет, что за труппа достается ему в наследство. Актерский коллектив на Бронной никогда не работал с радикальными режиссерами, а современный театр считает «шалостью» (как сказала актриса Екатерина Дурова в интервью, «На Бронной Константин не будет шалить»). Несложно предположить, что и публика у Бронной своя, никогда Богомолова не принимавшая и считающая его театр чем-то из ряда вон. Кроме того, спектакли Театра на Бронной в основном игнорировались профессиональным сообществом и редко когда номинировались на премии, несмотря на все усилия худрука Сергея Голомазова и на «свежую кровь» выпускников его курса в ГИТИСе. Вполне вероятно, что Богомолов, внимательно изучив репертуар, придет к выводу, что никакие из нынешних постановок в его театре идти не будут. Тогда возможен расклад как в «Гоголь-центре»: новый худрук, получивший театр за сервильность московской власти (в свое время назначение Кирилла Серебренникова в Театр Гоголя связывали с его постановкой на сцене МХТ спектакля по роману, авторство которого приписывается Владиславу Суркову, «Околоноля»), захочет переформатировать Бронную, предложит артистам или работать с ним на его условиях, или писать заявление по собственному желанию. В любом случае самая опасная позиция сейчас — взаимоотношения нового худрука с действующим директором театра, с которым у предыдущего руководителя театра Сергея Голомазова был открытый конфликт.
Как рассказал Forbes Life Сергей Голомазов, «все финансовые потоки полностью находятся в зоне ответственности директора. Я не отвечаю за финансовую составляющую театра. Дело в том, что по Уставу Театра на Малой Бронной существует разделение властей. И за финансы художественный руководитель не отвечает, у него нет права финансовой подписи. Бюджет театра состоит из тех бюджетных ассигнований, которые дает государство (прим. Forbes Life: из открытых источников известно, что из бюджетных средств на закупки театру было выделено 66 млн рублей за 2018 год). Возможно, есть спонсорские вливания в определенные спектакли, но я не знаю точно. Деньги на ремонт театра, давно лежат на счетах, давно должны были быть истрачены, но в силу разных обстоятельств ремонт все время оттягивался. Насчет того, будет ремонт или нет? Да, однозначно будет. По моей информации, театр должен будет в сентябре и октябре переехать на Яузу. В это время на Бронной будет ремонт. Но только ремонт сцены, кровли сцены и всей сценической машинерии».
Вариант второй. Как у Юхананова в Электротеатре «Станиславский»
Свою «декларацию о намерениях» Константин Богомолов уже озвучил, хотя и осторожно добавил, что первая встреча с труппой и объявление новых планов пройдут только 1 августа: «Я хочу, чтобы вы все ощутили такое воодушевление, как и я. Я хочу пригласить вас в новое, увлекательное путешествие, и я говорю вам, что я вас всех люблю». По этой цитате можно предположить, что Богомолов выберет путь, по которому прошел Борис Юхананов, перекроивший Театр Станиславского в Электротеатр «Станиславский» осторожно и бережно. Новая команда без скандалов влилась в старую труппу, организовав качественно другой театр. Все расходы по реконструкции театрального здания взял на себя меценат Сергей Адоньев.
Вероятность мирных преобразований высока. Режиссер Богомолов умеет работать с разными актерами разных школ и привязанностей. Такие мэтры, как Олег Табаков и Нина Усатова, участвовали в его постановках с большим удовольствием, оставаясь собой и одновременно демонстрируя совершенно новые, незнакомые грани своих талантов.
У режиссера есть опыт и в нише психологического, и экспериментального театра. Он прекрасно чувствует «запросы публики», умеет работать с поп-культурой. Нельзя сбрасывать со счетов и его чисто коммерческие проекты — спектакли по комедиям Вуди Аллена в МХТ им А. П. Чехова и недавний сериал «Содержанки». Вполне возможно, режиссер захочет оживить театральную традицию на Бронной «мягко», постепенно, используя старые кадры, предлагая им новую эстетику. В любом случае назначение Константина Богомолова — попытка союза власти и актуальной культуры (Театр на Малой Бронной — подведомственный театр столичного Депкульта).
Вариант третий. Беспрецедентный. Ксения Собчак — театральная прима
Недоброжелатели Константина Богомолова зло шутят, что Бронная станет личной вотчиной Ксении Анатольевны Собчак. Ей режиссер отдаст в своих спектаклях главные роли. (Театральный опыт у Ксении Собчак есть, она играла в «Женитьбе» Филиппа Григорьяна в Театра наций.) Всерьез об этом рассуждать смешно. Ксения Собчак прекрасно понимает, что такое интеллектуальный театр, который Богомолов, скорее всего, возьмется строить на Бронной. Но у этой шутки только доля шутки. И Богомолов, и Собчак — медийные персонажи, чьи фамилии на афишах — гарант кассовых сборов. По крайней мере на начальном этапе, на волне всеобщего любопытства и подогретого медиа интереса. Хочется надеяться, что нас всех ждет новое культовое место на театральной карте Москвы.