Когда программист Брэд Ньюберг, пионер коворкингов, впервые открыл офис нового формата в доме феминистского сообщества Spiral Muse в Сан-Франциско, он, вероятно, не предполагал, что его «изобретение» получит всемирную известность и широкое распространение. Коворкинги уверенно вошли в современную городскую жизнь: их количество и география присутствия продолжают расти как на Западе, так и в других странах, в том числе в России. Как развивается сегмент коворкинга в России сегодня — в обзоре Forbes Life.
Статистика говорит за себя: по данным компании Cushman & Wakefield на первый квартал 2019 года, в Москве, на которую приходится около 90% гибких пространств России, их функционирует более 100. Также она лидирует по общей площади гибких рабочих пространств среди столиц Восточной Европы. Прогнозы аналитиков на будущее тоже оптимистичны: по итогам исследования компании JLL, в ближайшие несколько лет в Москве ожидается ежегодный рост сегмента коворкингов на 30-40%. Теперь коворкинг — не просто локальная инициатива энтузиастов, а набирающая популярность бизнес-ниша, активно обсуждаемый тренд рынка офисной недвижимости и составляющая стиля жизни многих предпринимателей и специалистов разных сфер деятельности. Что повлияло на эволюцию рабочих пространств и какие коворкинги сегодня определяют стиль жизни столичного делового сообщества?
Эволюция коворкинга
Очевидно, феномен коворкинга пришел к нам с Запада. Согласно распространенному мнению, прообразом коворкингов послужили общественные центры для предпринимателей, а также хакерспейсы — пространства, появившиеся в середине 90-х годов в США и Германии для общения людей со схожими интересами в технических и научных областях. Первый коворкинг был открыт в 2005 году в Сан-Франциско программистом Брэдом Ньюбергом. Существовал он на членские взносы, а офис его располагался в доме феминистского сообщества Spiral Muse. Помимо рабочих мест Ньюберг также предлагал резидентам коворкинга бесплатный Wi-Fi, перерывы на медитацию, совместные велопрогулки и ланчи.
В России коворкинг появился позже — в 2008 году, когда Алексей Глазков, ныне идеолог российского коворкинг-движения, открыл проект «Башня» в Екатеринбурге. Позже коворкинги получили распространение в Москве и других российских городах. Переломным этапом в развитии сегмента коворкингов на российском рынке с момента их появления по настоящее время стал период с 2014 по 2016 год (некоторые эксперты отмечают период с 2014 по 2015 год). Экономический кризис в России способствовал резкому скачку спроса на коворкинги: как со стороны растущих в численности индивидуальных предпринимателей и стартапов, так и со стороны корпораций, которые вынуждены были искать пути оптимизации затрат.
Именно тогда число коворкингов увеличилось более чем наполовину, а сам коворкинг проявил себя в качестве потенциальной полноценной замены офису как для некоторых специалистов, так и для некоторых компаний, получив мощный стимул к росту и развитию в последующие годы. Важной тенденцией 2017 года стало расширение географии коворкингов: были открыты пространства в Новой Москве и в ближайшем пригороде. В период с 2018 по начало 2019 года сегмент коворкингов все еще продолжал и продолжает находиться на стадии формирования, переживая при этом уверенный рост и культурную трансформацию.
Росту и трансформации коворкингов сегодня способствуют следующие факторы: развитие digital и IT-технологий, совершенствующих форматы коммуникации удаленной работы; ориентация на миллениалов, которые ценят мобильность и гибкость и стремятся к поддержанию баланса между работой и личной жизнью; развитие феномена digital nomads («цифровых кочевников»); формирование культуры совместного потребления как составляющей экономики потребления (sharing economy), которая подразумевает коллективное пользование ресурсами и услугами.
Топ-10 коворкингов Москвы
Довольно часто понятие «коворкинг» в России синонимизируют с понятием «гибкое рабочее пространство», так как данный формат офисной недвижимости возник сравнительно недавно. Такое пространство, как правило, предполагает несколько опций аренды рабочего места, а именно: нефиксированное рабочее место, фиксированное рабочее место и мини-офис. Их средняя стоимость, по последним данным компании JLL, составляет 13 700 рублей/месяц, 18 700 рублей/месяц и 21 400 рублей/месяц соответственно, при этом дороже всего обойдется аренда пространств в ММДЦ «Москва-Сити».
Некоторые столичные коворкинги стремятся помимо стандартного набора сервисов предложить дополнительные услуги. Так, компания Workki уделяет особое внимание проведению мероприятий для резидентов, а «Рабочая станция Plaza» предлагает в качестве отдельной услуги размещение в капсульном отеле.
В целом выбор коворкингов в Москве довольно широк, но мы подобрали десятку оптимальных вариантов на все рабочие случаи жизни:
SOK — cеть смарт-офисов нового поколения, которая фокусируется на трех компонентах: Service, Office, Knowledge;
CEO Rooms — сеть коворкингов премиум-класса для работы и деловых встреч;
Deworkacy — сеть деловых пространств с собственным технологическим хабом для развития корпоративных инноваций;
«Таблица» — коворкинг, функционирующий в рамках гибридного пространства с собственной ивент-площадкой, рестораном и парком на крыше;
Cabinet Lounge — первый появившийся в Москве коворкинг клубного формата, расположенный в историческом особняке, построенном по проекту архитектора Федора Шехтеля;
Telegraph by rent24 — коворкинг с конференц-залом в здании Центрального телеграфа на Тверской, отдельно фокусирующийся на прогрессивных IT-проектах;
Ключ — первый российский тех-хаб «Ключ» зародился в Петербурге, а теперь разросся до целой сети в Москве, где предлагают площадку для бизнеса любого масштаба;
Рабочая станция — один из главных плюсов для трудоголиков: возможность круглосуточной работы;
SREDA — всего 200 рабочих мест, зато с видом на всю Москву в Сити;
Meeting Point — ориентируется на «представительский уровень», предоставляя VIP мини-офисы, team-офисы и переговорные комнаты.
На этом список коворкингов Москвы, конечно, не заканчивается. Более того, в 2019 году стоит ожидать открытия новых пространств. Например, вслед за оператором Regus компания WeWork, одна из крупнейших в мире сетей коворкингов, готовится к рекордной для российского рынка сделке, которая положит начало открытию крупнейшего в России коворкинга на территории ММДЦ «Москва-Сити». Там же, в башне «Федерация», планируется открытие новой коворкинговой площадки сети SOK Игоря Рыбакова (F78).
О растущей роли коворкингов в жизни делового сообщества свидетельствует и появление первых мероприятий, посвященных коворкинг-пространствам. Так, в конце 2018 года была проведена первая премия Russian Coworking Awards. Она была представлена в 15 номинациях, отражающих характеристики, которые часто становятся решающими при выборе коворкинга. Такими характеристиками являются дизайн и архитектурное решение, гибкость пространства, инфраструктура, технологичность, cервис, социальная польза, возможности для проведения мероприятий и обмена опытом, социальная польза.
Сегодня «целевая аудитория коворкингов ориентируется на атмосферу, которую они способны создать. Речь идет о неформальной обстановке. Резиденты выбирают не только пространство для работы, но и людей, с которыми они хотят взаимодействовать на профессиональном уровне», — считает руководитель бюро MAD Architects Мария Николаева. Среди ключевых аспектов, влияющих на выбор коворкинга, директор по управлению недвижимостью Workki Coworking Евгений Овчинников также выделяет удобную локацию и индивидуальный подход к клиенту.
Нестандартный формат
Существуют и иные форматы коворкингов. Так, коворкинги могут быть специализированными (концептуальными), объединяя работников одной отрасли. Например, в Москве функционируют Neuron Hackspace, объединяющий технических специалистов, «Архитектурный коворкинг», бьюти- коворкинги для мастеров индустрии красоты.
Помимо того, существуют коворкинги, объединяющие резидентов по социальному признаку. Например, коворкинги для женщин, которые в России начали появляться недавно (к примеру, коворкинги «Мама работает»). В странах Запада подобный формат получил большее распространение — некоторые коворкинги для женщин уже переросли в международные организации, самыми крупными из которых являются Hera Club, RISE, The Riveter, The Wing.
Широкую известность приобрел и американский коворкинг Senior Planet, предназначенный для лиц 60 лет. Он функционирует в шести штатах и принадлежит благотворительной организации Older Adults Technology Services (OATS), которая также планирует открытие новых пространств в Испании и в Японии. Неверным было бы говорить, что в России нет подобных инициатив: они существуют, но в ином формате — в основном как социальные проекты, в рамках которых для пожилых людей создаются клубы по интересам. Сегодня сегмент коворкинга в достаточно серьезной степени отражает культурные трансформации, происходящие в обществе. В большей степени это выражено на Западе, но уже очевидно, что и в России данная тенденция получит развитие.
Кто он — резидент коворкинга?
Итак, коворкинг эволюционирует как под влиянием рыночных условий, так и в зависимости от того, как меняется потенциальный арендатор. Очевидно, что за последние годы российские коворкинги сделали серьезные шаги на пути трансформации в сторону корпоративных клиентов. Так, одной из последних ключевых сделок между коворкингом и корпорацией стала сделка коворкинга Workki, площадь которого была арендована компанией «Яндекс.Маркет».
Говоря об интересе корпораций к сегменту коворкингов, директор по управлению недвижимостью Workki Coworking Евгений Овчинников поясняет: «Многим крупным корпорациям нужны помещения для временных проектных команд. Этим объясняется высокий спрос на коворкинги и smart-офисы. Также многие компании арендуют готовые помещения в коворкингах на период ремонтов в своих офисах или строительства новых штаб-квартир». Тем не менее доля компаний среди арендаторов все еще невелика, и самой многочисленной аудиторией столичных коворкингов на сегодняшний день остаются молодые профессионалы и небольшие команды. О том, что в это время происходит в других странах и как российские коворкинги отличаются от западных, мы попросили рассказать Марию Николаеву (MAD Architects).
«В странах Запада целевая аудитория коворкингов все больше меняется в сторону клиентов корпоративного формата. Также ряд компаний сотрудничают с операторами для открытия офисов по индивидуальному проекту и дальнейшего управления коворкингами, — говорит Николаева. — Даже наиболее успешные и крупные транснациональные корпорации уже довольно давно оценили преимущества использования таких площадок. Так, Google и Facebook несколько лет назад перевели креативную часть персонала в сетевые коворкинги. Время от времени масштабным бизнес-структурам необходимы «стресс-тесты». Работая в огромных классических офисах, люди начинают «выгорать», они теряют азарт в работе и нужный настрой. Коворкинги помогают встряхнуть коллективы. Соседство с очень разными командами стартаперов, обмен опытом и спонтанные форматы сотрудничества помогают привести специалистов в тонус».
Что же касается России, то здесь тоже «наблюдается тенденция по расширению целевой аудитории коворкингов, но она выражена менее четко». «На данный момент основную долю арендаторов коворкингов составляет поколение миллениалов. Они не мыслят себя в среде стандартных офисов. Таким людям необходимы рабочие площадки, в которых они могут получить новые связи, полезные знакомства и возможности для развития. В числе резидентов данных офисов большое количество талантливых фрилансеров, которых могут заметить крупные компании и привлечь к участию в различных проектах».
Коворкинг VS традиционный офис
Казалось бы, коворкинги обладают существенными достоинствами, такими как возможность краткосрочной аренды, эффективное использование рабочего пространства, отсутствие необходимости для арендатора вкладываться в ремонт помещения, закупку мебели и оборудования, присутствие большого количества специалистов из разных сфер деятельности, что позволяет завести новые деловые контакты.
Однако значит ли это, что коворкинги в будущем станут полноценной заменой традиционным офисам?
Евгений Овчинников (Workki) считает, что «коворкинги уже сейчас являются серьезными конкурентами классическим офисам, однако в связи с тем, что объем предложения в коворкингах значительно уступает классической аренде (доля коворкингов от общего предложения офисных площадей в Москве составляет всего 1%), это не чувствуется так сильно. Постепенно, с ростом количества коворкинг-пространств, конкуренция станет ощущаться сильнее. Кроме того, рынок будет консолидирован. Несетевые игроки будут поглощены сетевыми или просто уйдут с рынка. Пространства, открытые в неудачных локациях, также будут закрыты из-за экономической неэффективности».
Очевидно, что помимо преимуществ у коворкингов есть и слабые стороны как для арендодателя, так и для арендатора. По мнению Марии Николаевой (MAD Architects), «из отрицательных факторов формата выделяются следующие: малый опыт и набор компетенций специфической работы на рынке у ряда компаний, риски увеличения расходов из-за структуры договоров аренды и отсутствие тишины и приватности». Некоторые аналитики также отмечают отсутствие конфиденциальности и негативный эффект для делового имиджа арендаторов.
Вероятнее всего, сегменты коворкинга и традиционного офиса будут развиваться параллельно. На рынке всегда будут присутствовать компании с консервативной моделью управления, отдающие предпочтение офисам, однако формат коворкинга продолжит развиваться, трансформируя стиль жизни делового сообщества.