«Арабская ночь, волшебный восток…» — при первых же звуках этой мелодии в начальных титрах «Аладдина» годы вашего незаменимого взрослого опыта стираются, и, пройдя быструю процедуру трансформации, вы вновь чувствуете себя шестилетним ребенком, попавшим в диснеевский фильм и гоняющим на ковре-самолете. Для этого, конечно, фильм нужно смотреть в Imax, ведь потрясающей красоты сцены, снятые Гаем Ричи, стоят того, чтобы рассмотреть их детально, а лучше — оказаться в них непосредственно. И нет, это совсем не похоже на «Карты, деньги, два ствола».
Если начало 90-х, когда появились легендарные мультфильмы, на которых многие из нас выросли, — «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Пакахонтас», «Король Лев», «Золушка», «Аладдин», называют «золотым веком» компании Disney, то конец 2010-х определенно можно отнести к ее Возрождению: полнометражные фильмы, основанные на легендарных мультфильмах, имеют высокие ожидания зрителей и традиционно собирают хорошую кассу.
Но если опустить заведомый успех в прокате, очевидно, что «Аладдин» для Гая Ричи — это признание в любви. Отношение режиссера к этой истории чувствуется в каждом моменте: начиная от Уилла Смита, играющего Джинна, который своей харизмой, обаянием и шутками взрывает атмосферу картины, едва появившись в кадре (это однозначно одна из лучших ролей актера за последнее время), до лиричного и трогательного Аладдина (его сыграл Мена Массуд, актер египетского происхождения, живущий в Канаде) и принцессы Жасмин (эту роль исполнила британка наполовину индийского происхождения Наоми Скотт).
Кстати, актеры получили свои роли в честном бою, благодаря открытому кастингу, объявленному компанией Disney в марте 2017 года. Сообщалось, что в сказку ищут актеров ближневосточного типажа с 18 до 25 лет с вокальными и пластическими данными. Такие открытые кастинги для своих проектов компания устраивает не впервые.
Несмотря на желание создателей сделать все максимально аутентично, проект во время съемок периодически попадал в неприятные ситуации: то актриса, выбранная на главную роль, оказалась не арабкой, то сотню белых статистов загримировали под арабов, вместо того чтобы просто пригласить настоящих. Национальный вопрос при съемках «Аладдина» вспыхивал не на шутку, так же, как и вопрос женского равноправия: новый фильм Disney рассказывает историю принцессы, которая нашла в себе силы реализовать свою мечту, несмотря на то что таких прецедентов не было десять тысяч лет до этого.
Кульминацией развития характера Жасмин становится сцена с выбором султана и песня ‘Speechless’, где рассерженная принцесса превращается в уверенную в себе королеву. Лейтмотивом этой очень эмоциональной композиции становится фраза «I won’t be silent, you cannot keep me quiet» («Я не буду молчать, вы не можете заставить меня сидеть тихо»).
Вообще музыка и музыкальные сцены — значимая часть этой очень лиричной картины, где можно услышать новые песни на современную тематику, как Speechless, так и все основные песни классического «Аладдина»: легендарная Arabian nights или A Whole New World — композиция, получившая «Оскар» в 1993 году как лучшая песня к фильму. Ее специально для фильма перепели ZAYN и Zhavia Ward. Все эти песни вы будете искать после просмотра фильма, чтобы погрузиться в его романтичную атмосферу и еще раз прожить его самые эмоциональные сцены.
Сюжет картины соответствует классике: бедняк и воришка Аладдин случайно знакомится с переодетой принцессой Жасмин и не может забыть ее. Для того, чтобы стать принцем и покорить сердце красавицы, Аладдин должен добыть волшебную лампу. Но лампа нужна и визирю вымышленной Аграбы Джафару, который мечтает о безграничной власти.
Целые сцены фильма можно сравнивать с мультфильмом, иногда получая удовлетворение от подмеченного сходства, иногда возмущаясь различиями. Некоторые герои, Джинн и Жасмин, например, получили значимое развитие своих характеров — остряк и балагур Джинн становится другом своему хозяину и даже обретает любовь, а Жасмин реализует себя не только на семейном поприще. В то же время, некоторые характеры отошли в тень, например, Яго стал всего лишь попугаем, лишившись каких-то характерных черт болтунишки с крыльями, а Абу — просто милая мартышка, которую очень хочется погладить. Что же, иногда обезьяна — это просто обезьяна.
Экранизации, франшизы, сиквелы, версии неизменно порождают гору обсуждений и критики, поскольку все что угодно будет проигрывать оригиналу Мультика из нашего Детства. Главной претензией, которую предъявляют проекту: у режиссера Гая Ричи отняли авторский почерк, просто по картинке нельзя определить, что это его фильм, хотя в замедленных падениях все же что-то есть. Но было бы странным ожидать «Аладдина», сделанного в духе «Большого куша».
Это не первый случай, когда знаменитые режиссеры выходят из привычных жанров и берутся за классические сказки. Та же история произошла и с недавно вышедшим на экраны «Дамбо», который снял Тим Бертон, а он тот еще голливудский сказочник. При этом в «Дамбо» авторский почерк был еле уловим. И в этом смысле именитые режиссеры, приглашенные переснимать диснеевскую классику, становятся заложниками проекта, где не приветствуется авторский стиль, а ценится следование классическим традициям и дословная съемка некоторых сцен, и в этом смысле зрителя помимо культового названия должно привлекать именно имя режиссера, а не его стиль, который вряд ли можно уловить в самой диснеевской истории.
Несмотря на жаркие споры, которые вызывает фильм, картину можно отнести к одной из самых удачных экранизаций диснеевской классики, которую интересно смотреть, слушать и ностальгировать. В конце концов, кто из нас не мечтал однажды потереть лампу и увидеть перед собой настоящего Джинна?