Бумажка вместо навыков: почему онлайн-образование не подготовит лидеров будущего
Более половины людей (52%) никогда не открывают приобретенные онлайн-курсы — такие данные опубликовала Американская ассоциация содействия развитию науки, проаназилировав данные по онлайн-курсам Coursera, Udemy, Udacity, edX, Гарвардского университета и MIT. Полученные ими сертификаты не впечатляют работодателей, а необходимые сегодня навыки просто невозможно развить дистанционно. Но несмотря на это, онлайн-образование остается прибыльным бизнесом. На что рассчитывают люди, предпочитающие обучение в режиме онлайн?
Глава HR-направления Google Ласло Бок отмечает: дипломы абсолютно не гарантируют, что сотрудник будет справляться со своими задачами в компании. Однако в то же время система скрининга и отбора кандидатов в Google и большинстве международных компаний построена на отборе людей именно по наличию необходимых дипломов. Люди идут за сертификатами в надежде пройти «сортировочный пункт» и получить приглашение на собеседование. Либо рассчитывают получить повышение за счет подтверждения нового уровня своих компетенций. Они играют по обозначенным компаниями правилам: в сотрудниках ценятся life-long learning, вклад в свое образование, настойчивость и повышение квалификации. Однако факты вскрывают много противоречий.
Большинство выпускников программ MBA отвечает, что ценность MBA не в качестве учебного материала. Ценность — это люди, нетворкинг и возможности найти работу с дипломом известной бизнес-школы. Однако онлайн-обучение не подразумевает нетворкинга и полезного общения.
Это не останавливает университеты от того, чтобы взвинтить цены на свои программы. Стоимость онлайн-курсов MBA в лучших университетах мира сегодня варьируется от высокой до очень высокой (учитывая, что MBA — самый востребованный онлайн-курс): $42 000 стоит обучение в Уортонской школе бизнеса (лучшая онлайн-программа MBA 2019 года по версии Finantial Times), $80 000 стоит онлайн-курс MBA в Индианском университете (программа №1 в США), и в $132 000 обойдется диплом аналогичного курса в Университете Карнеги — Меллона. При этом даже выпускники престижной Уортонской школы бизнеса (как и многие выпускники EMBA) жалуются, что работодатели не ценят приобретенные знания, и они возвращаются к той же позиции, что и до MBA. Обучение не дает релевантных для позиции навыков.
Выпускники MBA Kelley School of Business рассказывают, что есть некое предубеждение со стороны работодателей в отношении тех, кто получил сертификат онлайн. А отзывы на онлайн-программы самых разных университетов показывают, что качество обучения сильно ниже ожидаемого.
Отзыв о Strayer online MBA: «Прежде всего, они берут всех подряд. На сотрудников факультета оказывают давление, чтобы люди сдавали экзамены. Обучение необоснованно дорогое. 33% всех денег, что платят студенты, — это прибыль стейкхолдеров, 33% — это расходы на маркетинг, и 33% — расходы на обучение. Цель школы — взять ваши деньги и держать вас в школе, поэтому стандарты обучения снижаются. Выпускникам не помогают найти работу, и многие компании не берут на работу тех, кто заплатил за диплом MBA».
Отзыв об онлайн-программе MBA в University of Maryland University College: «Школа ведет себя как бизнес, а не как школа. Если деньги за семестр приходили на день позже, мне поступали десятки звонков, а профессора отказывались отвечать на мои вопросы. Я сдавал все работы менее чем за неделю и никогда не получал менее 88%. Занятия слишком легкие, того же уровня, что обычный колледж. Я стыжусь своей школы, когда вижу своих сокурсников. Очень низкое качество отбора студентов».
Отзыв об онлайн MBA Сolumbia Southern University: «Ни одно занятие не ведет профессор. Скорее, «фасилитатор» или «модератор», которые никогда не отвечают на сложные вопросы студентов. С тех пор как я получил этот диплом, я не получил ни повышения, ни перспектив найти более престижную работу».
Человеку нужен человек
Люди, заплатившие за курс, добавляют его в резюме и искренне путают наличие сертификата с наличием профессиональных навыков, которые нарабатываются годами практики. Проблема бизнеса сегодня — искаженное восприятие своих компетенций миллионами сотрудников, которые получают сертификаты о лидерстве, управлении бизнесом и навыках коммуникации за три дня или три месяца и считают, что получили навык, достойный повышения.
Факты того, что людей не повышают за наличие сертификатов, не могут соревноваться с количеством предложений в нише дополнительного онлайн-образования. Мощная пропаганда «Стань лидером за 3 дня» искажает восприятие и приводит к конфликтам в компаниях. Об этом много говорит Саймон Синек, подчеркивая, что сертификаты лидеров бесполезны — нужна постоянная практика. Об этом пишет Джейсон Баргер, которого цитируют многие эксперты в образовании: «Программы обучения для лидеров — это провал. Большинство курсов — это восемь часов непрерывного потока информации вместо трансформации сознания человека».
Прогнозируя популярные профессии будущего, большинство исследователей отмечает, что самыми востребованными будут навыки человеческие, которые невозможно заменить алгоритмом. Это эмоциональный интеллект, креативное и критическое мышление, любопытство, адаптивность, коммуникация с людьми, мотивация учиться, навык учиться самостоятельно. Эксперты сходятся на том, что онлайн-курсы сегодня не способны помочь людям освоить эти навыки по множеству причин:
- Онлайн-курсы не подразумевают обратной связи или общения с преподавателем. Содержание большинства курсов — это развлекательная библиотека видеоконтента. Из всех курсов по развитию soft skills, которые предлагает Udemy, например, ни один не предполагает человеческой обратной связи и подтверждения сформированного навыка кроме сертификата.
- Низкое качество преподавателей онлайн-курсов. Любой, заявивший себя экспертом, предлагает научить других, не владея методикой преподавания и навыком успешной работы с онлайн-аудиториями.
- Онлайн-школы — быстрорастущая ниша, пропагандируемая инфобизнесменами как «прибыльный бизнес» без вложений. Юным предпринимателям рассказывают на тренингах, что можно выгодно продавать и переупаковать чужие знания. Цель — высокая маржинальность, но не помощь в развитии навыков, необходимых поколению, которое будет руководить нами через 5-10-15 лет.
Знания можно получить через массовые онлайн-программы, но для формирования человеческих навыков требуется много индивидуальной обратной связи преподавателя каждому участнику и работа в мини-группах, где материал подобран под особенности людей, отмечает профессор Института технологий Нью-Джерси.
Онлайн-образование однозначно будет развиваться, и вместе с тем самыми критичными будут оставаться навыки человеческой коммуникации, которым, как показывает практика, сложнее всего обучиться онлайн.