К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Масоны от коллекционирования. Сколько могут приносить инвестиции в монеты

Фото REUTERS
Фото REUTERS
Нумизматы — это масоны от коллекционирования: закрытое и привилегированное сообщество, дистанцированное от непосвященных. Если какие-то направления коллекционирования лояльны к дилетантам, то нумизматика — нет

Софистический ребус: что может быть выгоднее, чем собирать деньги? Шутки шутками, но в рейтинге альтернативных инвестиций монеты занимают хоть и не первое, но призовое второе место. Такие данные приводятся в отчете Knight Frank Luxury Investment Index за 2018 год. Речь, правда, идет о десятилетней перспективе (монеты относятся к классу долгосрочных вложений): удачно приобретенная нумизматическая ценность имеет шансы за 10 лет вырасти в цене на 193%. Принести больше могут лишь некоторые вина, виски и коллекционные автомобили.

Не всякий обладатель денег, однако, хочет или может их собирать. Нумизматы — это масоны от коллекционирования: закрытое и привилегированное сообщество, дистанцированное от непосвященных. Если какие-то направления коллекционирования лояльны к дилетантам, то нумизматика — нет. В ней нет места субъективности, она подчиняется четким, почти математическим законам, поэтому там нет случайных людей. Нумизмат должен досконально разбираться в очень специфическом материале. По минимальным деталям — положим, особенностям одежд правителя, изображенного на монете, — коллекционер может определить год ее выпуска. Особенности металла, способы чеканки, классификация состояния монет, их видов, клейм и масса других параметров — во всем этом нужно ориентироваться, чтобы оценить монету.

К нумизматике как к науке относят экзонумию (изучение объектов, не являющихся денежными знаками), нотафилию (изучение бумажных денег) и скриптофилию (изучение облигаций и гравюр на них). В контексте коллекционирования чаще всего речь идет о монетах, в редких случаях об экзонумии, в частности о медалях. Точкой отсчета можно считать Древний Рим: император Август оставлял себе иностранные монеты как трофеи, и примерно в то же время возникла традиция награждать отличившихся воинов памятной монетой (ее носили вместо медали). Это, по сути, уже была протонумизматика: появилось различие между монетой как платежным средством и как объектом с символической ценностью. Но ни тогда, ни сейчас одно не исключало другого: коллекционным предметом оказываются деньги, которые есть, были или могли быть в обороте.

 

Нумизматические торги сегодня регулярно проходят во всех крупнейших аукционных домах (и под них отведены профильные департаменты). Но настоящая жизнь кипит отнюдь не там. В рейтинге самых авторитетных аукционов нумизматики в помине нет Sotheby’s или Christie’s: лишь узкоспециализированные площадки, о которых непрофессионалы и не слышали. Тем не менее самые громкие рекорды установлены именно там, и серьезные коллекционеры следят именно за ними.

Нумизматы придирчивы. Курьезный факт: официальные деньги для коллекционера могут считаться фальшивой монетой. В сложные времена при выпуске денег в драгоценные металлы могли примешивать дешевые сплавы, и это было санкционировано государством. Для нумизмата монета из такого сплава, несмотря на ее официальный статус и платежеспособность, лишена интереса, так же как реплика (сувенирная продукция) или подделка под коллекционную монету. К сожалению, последнюю определить сложнее всего: на материале при изготовлении подделок не экономят, и их на рынке великое множество: даже из эрмитажного собрания было изъято около тысячи предметов.

 

Руководствуясь личным вкусом, коллекционеры либо выбирают в нумизматике какое-то направление, либо ставят себе конкретную цель. Самый распространенный принцип — это так называемая погодовка, когда ставится задача собрать монеты за каждый год какого-то периода (в расчет берется определенная логика, например все монеты одного номинала с 1900 по 1950 год). В России в последние несколько лет самыми привлекательными с инвестиционной точки зрения остаются тиражные русские монеты XIX века, а стабильный рост показывают, главным образом, пробные монеты XVIII–XIX веков. Тираж последних был крайне мал, и большинство экземпляров уже осело в серьезных отечественных и мировых коллекциях, и все же изредка они попадаются на рынке. Такую удачу коллекционеры-нумизматы стараются не упускать: вложения в такую монету окажутся внушительны, но себя оправдают. В целом, нумизматика, конечно, носит национальный характер. В США, например, коллекционеры охотятся за пятицентовой монетой 1913 года с профилем Свободы (The Liberty Head Nickel) и так называемым Золотым двойным орлом Сен-Годена (Saint-Gaudens Gold Double Eagles) 1933 года номиналом $20; последний, к слову, до 2013 года был самой дорогой монетой, когда-либо проданной на аукционе.

Что с ценами? Самая дорогая на сегодняшний день монета стоила своему обладателю более $10 млн. Речь идет о рекорде 2013 года, серебряном долларе, известном под названием The Flowing Hair Silver Dollar («Распущенные волосы») 1794 года выпуска — он считается первой отчеканенной в США долларовой монетой. Название доллар получил в честь изображенной на нем аллегории Свободы в ореоле из 15 звезд (по числу американских штатов на момент выпуска) с аверса и орлом в оливковых ветвях с реверса. Всего выпуск начитывал 2000 монет, 242 из которых сразу были признаны бракованными и не вышли в обращение, таких монет сохранилось не более двухсот. Доллар-чемпион менял владельцев более 10 раз. Последний рекорд установлен на специализированном американском аукционе Stack’s Bowers Galleries: цена сопоставима с суммами, которые отдают за шедевры живописи и уникальные ретроавтомобили.

Ценность монеты определяется помимо редкости (тиража и количества оставшихся экземпляров) степенью ее сохранности. Последняя чаще всего зависит от способа чеканки и истории бытования (в земле, например, найти непоцарапанную монету без патины или налета практически невозможно). При этом в профессиональной среде есть терминологическая путаница. Так, в описаниях монет аббревиатура UNC может указывать как на способ чеканки, при котором монеты получают равномерную матовую поверхность, так и на ее идеальное состояние. Если имеется в виду последнее, то это означает, что монета не была в обращении: сразу после выпуска ее поместили в слаб, и она не имеет повреждений. Такие монеты тоже имеют свою градацию, уже по степени блеска поверхности (самым лучшим считается штемпельный блеск). Слово Proof в описании указывает на тип чеканки: основная поверхность имеет зеркальный блеск, а все рельефы матовые. Но наряду с этим многие эксперты обозначают словом Proof и состояние монеты — инвестиционно привлекательное. Эта семантическая двойственность может сбивать с толку. Но в любом случае отличное или хотя бы хорошее состояние — качество, необходимое для конкурентоспособной коллекционной монеты. А вот цены на монеты среднего качества за последние годы сильно просели (на российском рынке речь идет главным образом о монетах XVIII века). Это объясняется и общим экономическим фоном, побуждающим коллекционеров и инвесторов быть сдержаннее и разборчивее, и активностью «черных копателей» — кладоискателей-нелегалов. Металлоискатели становятся доступнее, любую модель можно заказать в один клик в интернете. Соответственно, растет число людей, выходящих на поиск кладов, а ведь их даже в XX веке, во время войн, революций и потрясений, было сделано немало. Благодаря им на рынок хлынул поток археологического материала — зачастую даже подлинного, но в среднем или неудовлетворительном состоянии (особенно много древностей с подобной «родословной» в последние пять лет приходит с территории Сирии и Ирана). Это не могло не отразиться на ценах.

 

Лидеры нумизматических коллекций, безусловно, музеи (собрание Национального музея американской истории в Вашингтоне насчитывает около 1,6 млн экспонатов, Эрмитажа — почти 1,2 млн). Но некоторые частные собрания тоже вошли в историю. Финансист Луи Элиасберг в период с 1925 по 1970 год собрал все выпущенные на тот момент монеты США со всеми разновидностями клейм. Он стал единственным частным коллекционером, чьи сеты монет прошли грейдинг (сертификацию) PCGS — наиболее авторитетной профильной организации и были официально слабированы (от английского слова slab — так называют герметичный и прозрачный пластиковый контейнер, куда монету, прошедшую сертификацию, помещают после экспертизы). Слабирование — интересная и спорная процедура. С одной стороны, голограмма и печать экспертной организации, которые появляются на слабе, — несомненный знак качества, гарантирующий редкость и подлинность (что предсказуемо влияет на цену). С другой стороны, к такой монете никогда больше нельзя прикоснуться, уходит непосредственный контакт с предметом, столь важный для коллекционера. Некоторые даже сардонически именуют слабы гробиками для монет. Словом, здесь каждый решает сам.

Коллекция Элиасберга включала как монеты, никогда не бывшие в обращении, так и те, что в ходу до сих пор, а также экземпляры с заводским браком. Собрание продавалось на трех специализированных аукционах в 1982, 1996 и 1997 годах, выручка составила $57 млн. Еще одна внушительная коллекция была собрана Джоном Джей Фордом — младшим: с 1950 по 2000 год он не только собирал золотые монеты, первые выпуски и медали, но и составлял детальный каталог. По этому каталогу в 2003 году прошла серия из 21 аукциона и было продано почти 11 000 лотов на общую сумму $56 млн. Третьим в рейтинге самых известных нумизматов стал Фарук I, король Египта и Судана (1936–1952). Основой его коллекции стала тысяча долларов, в 1940 году привезенная в Египет из США несколькими дилерами и полностью состоявшая из редких монет. Тысяча долларов мелочью — забавно само по себе, но картина заиграет еще более яркими красками, если вспомнить, что в 1954-м на Sotheby’s цена одной из монет из этой тысячи превысила $1 млн.

Тем, кто решит попытать счастья на зарубежных аукционных площадках, стоит знать, что при ввозе в Россию старинные монеты, боны, банкноты и ценные бумаги старше 50 лет подпадают под действие тех же законов об импорте и экспорте, что и другие культурные ценности. Если монета таковой считается, то для ее перемещения необходимо разрешение Министерства культуры. Вообще с точки зрения таможенных и налоговых процедур в покупке монет есть много нюансов. Многие не знают, например, что при пересылке антикварных монет по почте наступает уголовная или административная ответственность. Но есть и приятные моменты. Например, в отношении золотых монет: в аукционных каталогах вы найдете пометку о том, что по статусу они приравниваются к золотым слиткам, а значит, не облагаются НДС. Вкладывайте в деньги: с этим действительно сложно прогадать.

Десять самых дорогих монет в мире

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+