К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Майндфулнес и практика внимательности, или Как используют медитацию в компаниях

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Медитация давно перестала восприниматься как нечто эзотерическое, а на Западе уже осознали пользу от этой практики и воспринимают ее как часть развития персонала. Готовы ли российские компании пойти по этому пути?

Ученые из Гарварда обнаружили, что медитация влияет на мозг и меняет его структуру. Один из основных механизмов этих изменений — нейропластичность —  способность мозга меняться в ответ на новый опыт. Эта способность позволяет отслеживать, когда лимбическая (эмоциональная) система перехватила контроль, и передавать его в неокортекс (логику). Поэтому, когда мы специально учимся работать со стрессом при помощи практик медитации, мы становимся способны шаг за шагом восстанавливать свое эмоциональное равновесие. То есть человек не просто решает свои проблемы — он получает навык, который в будущем позволит ему не вязнуть в нежелательном эмоциональном состоянии, а самостоятельно выходить из него.

Практика медитации входит уже не только в личностное развитие: все больше и больше ее внедряют в корпоративные институты внутри компаний и даже небольших команд.

Зарубежный опыт

Одной из собственных разработок компании Google стало исследование природы работы как процесса. Так, один из сотрудников Google Чэд-Менг Тан запустил тренинговую программу «Поиск внутри себя» (Search Inside Yourself). Ее запустили в 2007 году, и в результате была создана команда ведущих экспертов в области осознанности, неврологии и эмоционального интеллекта. Программа быстро стала невероятно популярной и в Google, и за пределами корпорации. Система «Поиск внутри себя» помогла более 500 человек учиться и даже улучшить свой эмоциональный интеллект. Исследования компании показывают, что у участников программы на 10% снизился уровень стресса, на 28% увеличилась эффективность и возможность сфокусироваться на проблеме, а еще на 21% увеличилась возможность сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

 

Например, инженер Бидд Дуэйн понял, насколько важно его личное время и начал работать четыре дня в неделю. Он разработал систему, где работал меньше, а успевал больше, и за это его даже повысили. Инженер отдела продаж Блейз Пабон благодаря программе стал увереннее и спокойнее общаться с оппонентами, говорить о конкурентах с эмпатией, смело и правдиво рассказывать о продуктах компании. Многие участники говорили, что стали спокойнее и счастливее. Некоторые из них говорили об улучшении в семейной жизни и минимизации стресса при потерей близких.

В компании Apple интересующийся медитацией Стив Джобс распространял ее внутри своей корпорации. Он говорил: «Если вы просто сидите и наблюдаете, вы увидите, насколько беспокойным является ваш ум. Если вы попытаетесь успокоить его, это только ухудшит ситуацию, но со временем мозг успокоится, а когда это произойдет, вы услышите более тонкие вещи — ваша интуиция начинает расцветать, и вы начинаете видеть вещи более ясно и больше пребывать в настоящем. Ваш разум просто замедляется, и вы видите огромное пространство в данный момент. Вы начинаете видеть гораздо больше, чем вы могли видеть раньше». Джобс хотел передать свою любовь к медитации другим на рабочем месте. Он позволял работникам технологического гиганта каждый день уделять 30 минут медитации на работе, проводя занятия по медитации и йоге на месте и предлагая использование комнаты для медитации.

 

Управляющая и консалтинговая фирма McKinsey & Co, основанная в Иллинойсе, может показаться странным местом для медитации, но компания использует медитацию как часть новой кадровой стратегии, направленной на то, чтобы сотрудники были счастливы и здоровы. Партнер McKinsey и поклонник медитации Майкл Ренни говорит: «То, что хорошо для духа, хорошо для итогов», и компания принимает это близко к сердцу, разрабатывая программы медитации и самоанализа не только для своих сотрудников, но и для многомиллионных корпораций.

Как обстоят дела в России

Это были зарубежные примеры, но даже в России медитация внедряется в таких крупных компаниях, как Qiwi, Сбербанк, Ozon, Avito, Профи.ру, «Теории и практики». Все больше лидеров корпораций и владельцев бизнеса отмечают важность медитации. Сценарий знакомства с медитативной практикой у всех примерно одинаковый. Яркий лидер в компании, который знает и любит медитацию, приглашает специалиста, который дает вводную информацию. В некоторых случаях были проведены серии дополнительных тренингов. После этого часть сотрудников пробует медитацию самостоятельно. Получается максимально быстрое внедрение.

Сбербанк начал масштабное внедрение практик внимательности и медитации благодаря «Дирекции по развитию корпоративной культуры». Об опыте компании рассказывает Анна Шароян, руководитель направления развития корпоративной культуры Сбербанка: «Уже четвертый год мы учим сотрудников банка на программах по управлению собой осознанности, эмоциональному интеллекту, навыкам саморегуляции. В итоге в прошлом году мы запустили 6-недельную  программу Mindfulness совместно с Александром Росс-Джонсоном, направленную на развитие практик осознанности. С помощью дыхательных и прочих медитативных упражнений мы учим сотрудников быть внимательным к себе, распознавать свои эмоции и чувства, брать паузу перед тем, как отреагировать на то или иное событие, не жить на автопилоте. Медитативные практики также помогают снизить общий уровень тревожности, повысить фокус, «перезагрузить» мозг, тем самым повышая эффективность и уровень энергии сотрудников. Наши коллеги, которые практикуют регулярно, отмечают это в обратной связи по программе.

 

В рамках курса проводятся очные и онлайн-встречи с ведущим программы, есть видеоуроки, к котором сотрудники могут возвращаться в любое удобное для себя время. Программа проходила в нескольких наших офисах в качестве пилота в прошлом году, а в этом году курс тиражируется во всех крупных городах нашего присутствия, уже в четырех городах России в марте 2019 года запустилась программа. Кроме того, в нашем головном офисе несколько раз в неделю проводятся получасовые медитации в обеденное время».

Компания Qiwi решила попробовать практику майндфулнес четыре года назад, тогда прошел первый тренинг по медитации для топ-менеджеров. На протяжении этих лет в Qiwi периодически приглашают экспертов и уже более 30 человек прошли программу «Внимательный руководитель». Организаторы программы отметили, что это не было сделано с расчетом на то, чтобы добиться каких-то показателей эффективности и результаты практик невозможно измерить в каком-то количественном показателе. Однако компания нацелена на то, чтобы заботиться о своих сотрудниках и подталкивать их к росту. Андрей Протопопов, директор по развитию продуктов и IT, говорит: «Это обучение не только для работы, но и для качества жизни человека в целом и повышения его уровня счастья».

Андрей также рассказывает, что не должно быть завышенных ожиданий и программа не даст +50 к продуктивности. Можно выделить долгосрочные эффекты практик: они помогают команде быстрее расти и развиваться, преодолеть стеклянный потолок в развитии и сдвинуться при возникновении ограничения в развитии у сотрудника. Краткосрочные — помогают в моменты сложных совещаний, позволяют проще проходить какие-то непростые ситуации и не скатываться в негатив, а после этого не накапливать обиды.

По словам Андрея Протопопова, программа оказалась ценной, экологичной, позитивно влияющей и приносящей положительные изменения в долгосрочной перспективе, в отличие от тренингов-однодневок, когда команда чувствует подъем только на самом тренинге, в через неделю возвращается в прежнее положение. В ней нет wow-эффекта и шоу, но закрепляются знания и навыки, которые видны в дальнейшей работе всей компании.

Благодаря практикам внимательности каждый получает возможность применять в работе и жизни те инструменты, которые подходят именно ему. Например, Андрей вынес для себя следующие «фишки», которые использует в дальнейшем на работе:

 
  • внимательная ходьба или прогулка, когда фокусируется внимание на собственном теле;

  • практика любящей доброты, которая помогает настроиться перед совещанием на менее агрессивный разговор;

  • на самом совещании почувствовать стопы и сконцентрироваться на дыхании, и другие мелкие практики.

В компании Ozon.travel часовые медитации раз в неделю начали практиковать с начала этого года. Инициаторами стали два энтузиаста: директор по бренд-маркетингу Мария Ерунова и руководитель направления пользовательского опыта Глеб Калинин. У них разный опыт практики: Глеб медитирует 10 лет, Мария — два года. Коллеги решили объединить усилия и поделиться опытом разных типов медитации — лейблинг и шаматха. Для анонсирования предстоящих медитаций, интересной и полезной информации используют канал в Slack — на такие встречи уже приходят не только сотрудники Ozon.travel, но и Ozon.ru.

С первых дней такого эксперимента заметили живой интерес со стороны коллег, для многих это был первый опыт медитации, и вполне успешный. Эта история нашла продолжение и для внешних людей: видя поддержку внутри, Мария и Глеб организовывают мероприятия про осознанность и медитацию для офисных сотрудников, где на одной площадке объединят коучей и профессиональных инструкторов, а также те компании, для которых практика медитации уже стала частью рабочих будней. В Ozon.travel уверены, что медитация для офисных сотрудников крайне важна, поскольку ежедневно приходится сталкиваться с решением разных задач, систематизировать информацию из потока входящих сообщений в мессенджерах, чатах и каналах, а медитация позволяет лучше сфокусироваться на самом важном и вовремя замедлиться.

Возможные риски

Из интервью с руководителями компаний, где проводили знакомства с практиками медитации, сложилось общее мнение, что существуют определенные риски, с которыми можно столкнуться, если вы начнете обучать подчиненных подобным практикам:

  1. Сотрудник начнет осмысливать свою жизнь и поймет, нравится ли ему или не нравится работать в этой компании, что может привести к увольнению.

  2. Человек может быть не совсем готов столкнуться с самим собой. Это может вызвать его потребность обратиться к психологу, или ему нужна будет другая поддержка, и на время он может выпасть из рабочего процесса.

Риски есть, как и противопоказания, так как нужно понимать, что очень многое зависит от сложившейся корпоративной культуры в компании. Топ-менеджмент должен искренне верить, что сотрудники имеют право в течение рабочего дня какое-то время уделять отдыху, концентрации и размышлениям. Такое поведение даже может поощряться, потому что работа будет более продуктивной и принесет положительные результаты для компании. Или наоборот, как в «Тинькофф», где время на себя рассматривается как трата денег акционеров. Сразу понятно, что при такой корпоративной культуре внедрение майндфулнес будет проблематично, потому что сотрудники привыкли, что у них нет на это права.

Письмо Олега Тинькова говорит само за себя.

 

Коллеги, я вижу, вы расслабились?!

Напоминаю, что прием пищи (ака обед) у нас предусмотрен ОДИН раз и составляет один час.

Здоровые люди не кушают 2/3/4 раза в день. Даже если это в сумме составляет один час, в чем я очень сомневаюсь.

Если вы больны — здесь не пансионат, у нас много работы и задач на годы вперед! Надеюсь, что отныне в столовых буду видеть вас только между 12 и 16 часами. Также требую от вас потреблять меньше кофе и сигарет, помимо того, что вы воруете мое время у меня и акционеров, вы убиваете свое здоровье. Сэкономленное время предлагаю проводить в Tinkoff Sport и других спортивных клубах.

 

Просьба к руководителям на местах обеспечить контроль. Это у меня на особом контроле в этом году.

Олег Тиньков

Другую крайность мы обнаружили на примере компании «Уралсиб», когда руководитель Николай Цветков заставлял своих сотрудников заниматься различными практиками, в том числе и медитацией. В «Уралсибе» проходило множество семинаров на разные темы и тренингов не только для руководства, но и для рядовых сотрудников. Порядок участия был добровольно-принудительным. Начальники были обязаны обеспечить явку определенного числа своих подчиненных. «Цветков без жалости расставался с менеджерами, если встречал с их стороны активное сопротивление, даже с самыми эффективными», — рассказывает еще один бывший сотрудник «Уралсиба».

Ушел в нирвану: как Николай Цветков строил корпоративную культуру в «Уралсибе»

 

Если ваша корпоративная культура позволяет использование медитативной практики, то Анастасия Гостева, основатель компании «Внимательный бизнес», предлагает свой алгоритм, акцентируя внимание, что майндфулнес надо не внедрять, а ненасильственно приглашать к знакомству через практики внимательности. Вот на что Анастасия рекомендует обратить внимание:

  1. Готовность руководства показывать на своем примере и поддерживать коллег. Руководитель должен понимать, что во время даже получасовых практик внимательности сотрудники не крадут время его акционеров.

  2. Помогать сотрудникам в создании поддерживающей среды — это касается не только формальной практики. Одна лондонская компания предложила своим сотрудникам замечать перед отправкой очередного письма, всем ли адресатам оно реально нужно. В результате это сэкономило 11 000 часов рабочего времени за год. Когда речь идет о внимательности в офисе, неформальная практика играет ключевую роль. Например, заметить что сейчас ты устал и непродуктивен — и дать себе 15 минут отдыха.

  3. Создать особые ритуалы для повышения осознанности. Например, на переговорах складывать гаджеты в коробку и не трогать во время встречи. Это элементарная практика внимания, когда люди слушают друг друга, они не сбегают в телефоны и другие устройства. Другой пример на переговорах — это посидеть молча в течение трех минут, почувствовать себя, тело и  заметить, в каком эмоциональном состоянии вы пришли на эту встречу. Часто мы приносим с прошлых встреч эмоциональный заряд, которые не имеет отношения к текущей повестке.

«Не во всех крупных компаниях реально выделить каждый день 30 минут на медитацию, и это не всегда нужно, но когда люди начинают пронизывать свою работу такими короткими трехминутными практиками, то качество жизни намного улучшается», — рассказывает Анастасия.

В ходе общения с компаниями, которые знакомили сотрудников с медитацией, удалось выяснить, что абсолютно необязательно при этом выделять какое-то особое пространство, где люди сядут и будут медитировать, покупать специальные приспособления и звукоизолировать помещение. Это могут быть короткие по времени практики, которые внедряются в рабочем ритме.

Анастасия Гостева предлагает следующие сиюминутные практики для повышения осознанности и тренировки практики внимания:

 
  1. Обедай один и в идеале — без гаджетов. Оставь это время для себя, чтобы побыть с собой и почувствовать удовольствие от еды.

  2. Посмотрите на небо. Живой, ясный, пробужденный ум подобен пространству. Попробуйте утром и в течение дня  посмотреть 2 минуты на небо и почувствовать, как это расширяет восприятие и дает ощущение свободы и открытости.

  3. Заземляться. Почувствуйте ощущение ваших стоп  на земле, не подумайте, а именно ощущайте контакт с полом. Заметьте, как это ощущение контакта возвращает вас в настоящий момент.

  4. Когда идете из точки А в точку Б, попробуйте вернуть внимание в тело — ощущать, как оно двигается, контакт с полом, воздух и звуки вокруг, не оставайтесь в телефоне, старайтесь ощутить себя здесь и сейчас.

Делая вывод, можно сказать, конечно, есть риски и негативный опыт, однако пользу от медитаций для компании отрицать уже невозможно. А саму практику внедрять оказалось не сложно, особенно, если в компании есть яркий лидер, который любит, знает и понимает, как медитировать. Все, что нужно сделать, — это найти руководителя, который сам использует практики медитации, сможет рассказать о своем опыте и поддерживать команду в этом начинании. Потом провести обучение (желательно с экспертами) и ответить на вопросы. Руководителю важно помнить, что нужно подавать пример, помогать людям, которые заинтересовались, создавать среду, в которой они смогут поддерживать эту активность и закладывать достаточно времени на осознание сотрудниками пользы от практики.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+