Удивительно, но фильм «Война Анны» Алексея Федорченко, сценарий которого режиссер написал в соавторстве с другой серьезной фигурой российского кино Наталией Мещаниновой, только в ближайшие праздники выйдет в наш прокат. Причем на короткий срок: с 9 по 12 мая. Хотя его мировая премьера прошла на главном авторском фестивале Европы в Роттердаме еще в январе прошлого года (он главный авторский, потому что у него своя ниша: фестиваль приглашает не презираемых им голливудцев, а только перспективных режиссеров, до четырехсот человек со всего мира).
Удивительно еще и то, что «Война Анны» — отечественный кинорекордсмен. Это единственная картина за всю постсоветскую историю, которую признали лучшей за год (в данном случае — 2018-й) все три существующие в стране киноакадемии, не слишком-то ладящие друг с другом: «Ника», «Золотой орел» и академия гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».
При этом продюсеры вообще не намеревались выпускать «Войну Анны» в прокат, ограничившись показами в музеях и на прочих небольших площадках. Но потом решили, что часть сборов пойдет на поддержку больных детей. Не много же эти продюсеры соберут на детей за четыре дня проката, если у фильма будет, как объявлено, четыреста копий, что весьма скромно.
О ЧЕМ ЭТО
О шестилетней еврейской девочке, которая сумела пережить расстрел на Украине во время Второй мировой войны — мать накрыла ее своим телом. Хотите больше узнать о холокосте на Украине и не только — читайте один из самых громких романов середины 2000-х годов «Благоволительницы» пишущего по-французски американца Джонатана Литтелла.
Анна прячется там, где никто из взрослых не догадался бы и не рискнул: в здании школы, превращенном в фашистскую комендатуру. В самом здании она выбирает укрытие, которое тоже мог выбрать только ребенок, тот, что не строит дальних планов, а заботится лишь о том, чтобы его прямо сейчас не нашли: камин, который всегда могут зажечь (и это происходит, но ей везет; как и почему — выдавать не станем).
История девочки, которая два года пряталась в камине комендатуры, как утверждают создатели фильма, реальная. Впрочем, она была найдена в одной из социальных сетей, и ее правдивость проверить невозможно.
Поскольку свое убежище в поисках какой-никакой еды и воды она покидает лишь ночами, то большинство кадров — ночные. Но фильм снимал один из лучших современных операторов Алишер Хамидходжаев, так что видно все, что нужно увидеть. Вдобавок голодные глаза девочки, пытающиеся понять, как можно если не съесть, то с пользой употребить тот или иной предмет, заставляют оператора выхватывать увиденное ею крупным планом. А уж выражение глаз девочки, пока та пряталась в камине, Хамиджоджаев ловил часами.
Да, надо добавить, что за весь фильм у Анны появляется только один друг — кошка. За весь фильм, чтобы не выдать себя, она не произносит ни слова. Изумительные выдержка и воля к жизни, прямо по Джеку Лондону, которые способен проявить мало кто из взрослых. Взрослый бы терпел-терпел, а потом сломался и впал в истерику. Вылез бы со словами: «Убивайте, гады! Сил больше нет терпеть!» Девочка терпит. Ее играет потрясающая Марта Козлова, получившая немало наград. В недавней вечерней программе Ивана Урганта она показала, что отнюдь не мрачна и молчалива — заводная, остроумная, игривая.
При этом Анна тоже мечтает сбежать. Спрятаться куда-нибудь подальше от немецкой речи и немецких сапог — целиком фигуры захватчиков, находясь где-то на верхотуре камина, она не видит. И тут обнаруживается, что наряду с другом у нее есть враг. Это тоже животное, но не кошка. А собака, немецкая овчарка, с которой патруль ночами, когда было бы можно сбежать, обходит здание комендатуры. Та любит лаять. Как сбежать от натасканной немецкой овчарки? Тут-то в принятии верного решения девочке начинает мешать то, что прежде помогало: ее сказочный возраст. Тут-то пригодилась бы рациональность взрослого.
Но мы, в конечном счете, так и не узнаем, какое решение она примет.
ЧТО В ЭТОМ НЕОБЫЧНОГО
Фильм Алексея Федорченко пересекается как минимум с двумя известными иностранными произведениями. Конечно, это знаменитый «Дневник Анны Франк», еврейской девочки, которая тоже долго пряталась от холокоста, но в Нидерландах, а в итоге была схвачена и умерла от тифа в концлагере. Не зря героиню Федорченко тоже зовут Анной. Но Анна Франк была все-таки старше: к началу войны ей было 11-12 лет.
Федорченко уверяет, что не помнил во время съемок про «Дневник Анны Франк». Но верить режиссерам — последнее дело.
Конечно, это и получивший несколько «Оскаров» «Пианист» великого режиссера Романа Полянского, точнее Поляньского, родившегося в Париже в еврейской семье, но перед войной умудрившегося переехать с родителями в Краков. В итоге он мальчишкой выжил в одном из самых страшных гетто — Краковском.
Но сам Федорченко увидел в «Войне Анны» и неожиданные переклички, например, с «Робинзоном Крузо». Только Анне выживать по Федорченко было труднее. В распоряжении Робинзона был целый остров, на котором не было врагов. Тут же: лишь камин и убийцы вокруг. Вопрос — на какое мужество, на какие ухищрения и открытия иногда способны люди, даже маленькие дети, когда им требуется одно: согреться от холода, не умереть от голода и жажды, в конечном счете, выжить?
При этом Федорченко, появившийся в нашем кино словно бы ниоткуда (хотя это не так — см. его биографию в интернете), сделал, возможно, самый радикальный фильм о выживании. Все его фильмы — «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции» — не похожи один на другой. А вспомним, с чего он начинал: в 2004-м — с мокьюментари (так называют фейковые псевдодокументальные ленты) «Первые на Луне». Этот фильм целиком состоит из документальных кадров, подтверждающих, будто еще в 1936 году СССР отправил первую успешную экспедицию на Луну. Все документальные кадры, в точности отражающие научно-популярный стиль 1930-х годов, сфальсифицированы Федорченко, его операторами и художниками. Но на знаменитом Венецианском фестивале «Первые на Луне» получили приз за лучшую документальную ленту — и до сих пор никто не понимает, то ли Федорченко удалось развести фестиваль, то ли фестиваль пошутил.
Теперь Федорченко сделал небывалый фильм о выживании, тонкость которого — в изобретении особого жанра. Театральные старожилы помнят о таком понятии, как «театр одного актера». Федорченко сделал «кино одного актера».
Главное изумление от фильма, однако, в том, что этим самым одним актером, точнее, одной актрисой стала маленькая, но очень способная девочка.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА
Цитируем режиссера Федорченко: «Я снимал фильм про девочку, которая победила во Второй мировой войне».