К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вечный студент: как учить взрослых миллениалов?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В Европе 35% руководителей среднего и высшего звена тратят на образование более двух недель в год — и это не считая корпоративных программ повышения квалификации. В Россию этот тренд тоже постепенно приходит, но большая часть образовательных институций оказалась к этому совершенно не готова. Директор Universal University Екатерина Черкес-Заде — о том, как надо учить миллениалов.

Про поколение Y написано много статей: как их учить, мотивировать на работе, строить деловые отношения. Однако самое главное часто упускается: ведь это первое поколение, которое не просто подвергает сомнению существующие паттерны и рушит привычные рамки офиса, это поколение, которое начало поиски дополнительных, нематериальных смыслов в своей профессиональной деятельности. Благодаря технологиям оно перестраивает свою рабочую рутину под индивидуальные потребности, и в конечном счете — выбирает образ жизни, а не профессию. Это поколение уже встало на руководящие позиции — и через 10 лет станет инвесторам. А еще это первое поколение, которое приняло за аксиому, что учиться им придется всю жизнь.

Соответственно, первый вопрос для всех образовательных проектов: какие образовательные программы должны быть для тех, кто решил учиться сам — не для корочки диплома, а для профессионального развития и личного роста?

У поколения есть определяющий инсайт: интегрировать свою профессиональную деятельность в обыденную жизнь работа не должна являться отдельно стоящей деятельностью, это часть их жизни. Их увлечение или хобби перевоплощается в профессию/дело/работу, является образом жизни. Таким образом, процесс обучения будущей профессии подвергается изменениям – он больше не является вехой в жизни, он гармонично интегрирован в рутину. Обучение встраивается в будничную жизнь, человек не отрывается от своего привычного хода вещей, легко может менять свою профессиональную деятельность. Поэтому креативные индустрии так востребованы после 26-30 лет. Миллениалы не готовы делить свою жизнь на работу и хобби, как делали их родители, они смело разворачивают карьеру в сторону творчества в 30 лет, и не боятся начинать сначала. Наш самый молодой проект Moscow Music School — это проект именно для миллениалов, где средний возраст студента — 27 лет. Все программы обучения рассчитаны на тех, кто решился поменять свою жизнь и развернуться в сторону музыки уже после ВУЗа.

 

Отсюда следует главный тренд в образовательных технологиях — фокус на самостоятельную работу.Современная образовательная программа направлена не только на предоставление контента – она учит самостоятельно с ним взаимодействовать. Аудиторные занятия – это лишь небольшая интервенция, основные знания человек получает в процессе самостоятельных занятий с предложенными источниками (что обеспечивают современные технологии) и из взаимодействия с практиками (действующие профессионалы делятся своими знаниями «на деле»). Внимание миллениалов уходит от длительных ВУЗовских программ в дополнительное профессиональное образование и/или в узкопрофильное образование (краткосрочные образовательные программы, ворк-шопы, мастер-классы), когда можно плавно совмещать учебу и работу.

В России Министерство образования также следует этому тренду (в России хотят узаконить самообразование). Но есть важный момент: миллениалы хотят, но пока не умеют сами учиться без подготовки к этому процессу, навигации по образовательным программам, четкой обратной связи. Школьное образование и обучение в российском ВУЗе самостоятельности никак не способствовало. Осознание и принятие постоянного образования как образа жизни пришло к миллениалам примерно в 25-30 лет, без навыков самостоятельного обучения. Яркий пример: многие престижные университеты выкладывают в открытые источники свои образовательные материалы, но статистика их использования в России очень печальная. Максимум 30% от начавших курс, обычно доходят до его конца. Популярность сетевых образовательных программ также связана с запросом поколения выбирать не институцию, а программу. Многие ВУЗы — и совершенно справедливо — объединяют свои усилия, чтобы создавать междисциплинарные партнерские образовательные программы друг с другом. Такие программы пользуются все большей популярностью.

 

Один из важнейших трендов образования — планирование индивидуальной учебной траектории, которая не просто следует, а часто предшествует карьерной. В Европе 35% руководителей среднего и высшего звена тратят на образование более 2 недель в год вне корпоративных программ своей компании. Среди представителей креативных индустрий Европы, — дизайнеров, архитекторов, кинематографистов, IT-специалистов — время на образование (интенсивные курсы, онлайн-образование) занимает в среднем более 120 часов в год. Пока лишь немногие взрослые люди в России ежегодно формулируют свой учебный план на год.  Эту полезную привычку стоит начать развивать прямо сейчас. В эпоху постоянных изменений выиграют только те, кто как можно быстрее возьмет на вооружение принцип life-longlearning.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+