Эрмитаж вывесил подарки фонда Владимира Потанина
Благодаря дару фонда Потанина в коллекции Эрмитажа появилась первая видеоинсталляция — «Море безмолвия» Билла Виолы. Вторым пополнением коллекции музея стала работа Ансельма Кифера «Аврора», которую Фонд Потанина купил совместно с Фондом развития Государственного Эрмитажа.
Дружба Владимира Потанина с Эрмитажем продолжается уже более 20 лет. В 2002 году Потанин за $1 млн купил для музея «Черный квадрат» Казимира Малевича. Но не остановился на этом. В 2011 году с легкой руки Владимира Потанина Эрмитаж стал первым государственным музеем в России-владельцем эндаумент-фонда. Эндаумент-фонды или фонды целевого капитала формируются за счет пожертвований и передаются в доверительное управление управляющей компании для получения дохода для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций. В 2011 году первым жертвователем Фонда развития Государственного Эрмитажа стал Владимир Потанин, который внес первый вклад в фонд в $5 млн.
Как следует из информации, опубликованной на сайте эндаумента Эрмитажа, в 2018 году его капитал составлял 342 456 937 рублей. Ожидаемые доходы фонда в 2018 году оценивались в 49 млн рублей.
«Аврора» Ансельма Кифера была приобретена в 2017 году у Galerie Thaddaeus Ropac за €750 000, из них 25 млн рублей заплатил эндаумент-фонд Эрмитажа, а остальную часть суммы — Благотворительный фонд Владимира Потанина. «Море безмолвия» Билла Виолы фонд Потанина купил за $130 000.
Обе работы, и «Море безмолвия», и «Аврора» уже показывались в залах Эрмитажа. Кифер — в 2017 году на выставке «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову». А инсталляция Билла Виолы — в 2014 году и приурочена к 250-летию музея. Сейчас работы Кифера и Билла Виолы выставлены в 353 зале Эрмитажа.
«Мы рады возможности поддержать Эрмитаж в расширении коллекции, также как мы поддержали Третьяковскую галерею, передав ей в дар работу Эрика Булатова «Картины и зрители», — рассказала генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. — Мы уверены, что лучшие образцы современного искусства, в том числе и западного, должны быть достоянием общества, быть доступным широкой публике».
О том, как устроены эндаументы и какие возможности они предоставляют организаторам, Оксана Орачева рассказала в интервью Forbes Life в рамках Санкт-Петербургского культурного форума.