У человеческого организма есть определенный запас прочности. С этой точки зрения гонки на выносливость — быстрая и безжалостная трата этого запаса, а ралли-рейд — это не столько про умение водить машину, сколько про способность держаться в седле часами в жестких условиях.
И тем не менее хрупкая с виду Юлия Мигунова-Хегай садится за руль Land Cruiser 200 и едет по дюнам, грязи и прочему бездорожью. Ей 29 лет, близкие зовут ее Джулс, она дебютировала в ралли в 2016-м, а в 2018-м решилась проехать все этапы Кубка мира. «В ав- тоспорте за рулем удары по организму наносятся постоянно. Это сильная нагрузка на позвоночник. У меня, например, с шеей проблемы, и долго я не протяну в этой дисциплине. Но на год меня хватит». Зачем такое понадобилось юной особе?
Дочь экс-зампреда ВГТРК Сергея Хегая и кинорежиссера Марины Мигуновой росла непоседливым ребенком, любила велосипеды и скутеры, но ничто не предвещало беды — она мечтала стать банкиром и разбираться в финансах, как папа. Постепенно дочке наскучила мысль о банковской карьере, и она решила посвятить себя юриспруденции. До 18 лет Джулс каталась на скутерах — мопедах, а поступив на юридический в МГИМО, попросила отца о мотоцикле. Белый байк Yamaha, белый комбинезон и шлем — так она рассекала по Москве. Мотоцикл подарили в июне 2007-го, а в сентябре Юля попала в серьезную аварию — перелом ноги в семи местах. Отец никогда не комментировал поступки дочери и уж тем более случавшиеся с ней происшествия. А с мамой-режиссером связан судьбоносный момент: незадолго до аварии она пригласила дочь сниматься в фильме «Сайд-степ» (2008). Одна из героинь — молодая девушка, по сюжету попадающая в аварию на мотоцикле. «Все случилось как в кино, у меня было ровно столько повреждений и швов, сколько в фильме», — улыбается Юля, рассказывая эту историю. (Швов было восемь, и именно после фильма к ней приклеилось прозвище Джулс.)
Отец, конечно, отобрал мотоцикл, но было поздно. Джулс нашла способ раздобыть деньги и тайком от родителей купила новый — на этот раз Suzuki. И снова попала в аварию. Настолько тяжелую, что неясно, как она восстановилась и занялась спортом на профессиональном уровне. «Я лежала в реанимации: коллапс легких, разрыв печени, разрывы всего-всего, а у меня еще и четвертая отрицательная группа крови». Глядя сейчас на Джулс, не сразу веришь, что она собрана по частям и что были моменты, когда, приходя в сознание после операций, думала, что лучше бы уже не очнуться никогда. «20 лет мне исполнилось как раз в больнице», — вспоминает Джулс. Все это не помешало ей встать на ноги, отбросить костыли, начать приседать со штангой и бегать ежедневные кроссы по 10 км.
Юлия окончила МГИМО, потом магистратуру ВШЭ по части рекламы и связей с общественностью, где начала работать преподавателем — читала курс по коммуникациям в спорте, параллельно руководила отделом внешних связей экспертного клуба «Валдай», а потом перешла в «Газпром-Русвело», где возглавляла отдел коммуникаций.
В ралли Джулс попала быстро и случайно, как в аварию: «Просто села и поехала ралли «Шелковый путь» в 2016-м — вообще без подготовки». Конечно, предварительно получив российскую лицензию пилота. Опыта подобных многодневных гонок у нее не было, но все же одну тренировку она провела: после первых десяти минут заезда внедорожник Mitsubishi Pajero Sport перевернулся и ехать дальше уже не мог. Джулс выбралась из кабины без малейшей мысли отказываться от участия в «Шелковом пути». То есть нельзя сказать, что она совсем не имела представления о том, что ее ждет. Первое, с чем столкнулась Юлия на ралли, вернее, почти столкнулась, — это был «Камаз», который обгонял ее «тойоту», не заметив в пыльном повороте, а штурман не смог докричаться до Джулс — очень вовремя села батарейка в переговорной рации. Дальше таких историй набралось много, но, несмотря на все обстоятельства, она показывает хорошие результаты: третье место на чемпионате России в 2016-м, второе — в 2017-м и так далее. Надо понимать, что в классе Т2 для серийных машин массой до 3,5 т нет разделения на женский или мужской зачет. Все равны. Джулс носилась по северным заснеженным лесам, управляя заднеприводным Ford Raptor, потому что полный привод отказал, ночевала в пустыне в ожидании подмоги, когда заклинил движок Land Cruiser. По ее похождениям можно снимать сериал, материал на два сезона готов, третий сезон пишется — и очень бодро: в 2018-м Джулс занимает третью строчку мирового рейтинга Кубка мира, то есть может дать фору куче опытных пилотов мужского пола. К Кубку мира она уже готовилась основательно. То есть начала за три месяца до старта: «Я тренировалась на гоночном карте, но упорно, по сто кругов, в дождь, в холод».
Для участия в одном этапе ралли-рейда класса T2 нужно минимум €25 000: это аренда машины, взнос, оплата механиков и так далее. Спонсоров к каждой гонке Юлия ищет сама, и пока альтруисты находятся. Однажды благодетели отказались от проекта за двое суток до старта. «Найти новые деньги помогло только чудо, если коротко», — смеется она. Я спрашиваю, ради чего все это, что получает победитель? «Ничего. Ровным счетом ничего. Кубок, медаль, грамоту. Я просто хочу этот кубок».
Кубок мира 2018 стартовал в феврале, он состоит из 11 этапов по всему миру, каждый этап длится от двух до семи дней, его длина — 600–1000 км. Такие маршруты сильно скрадывают запас прочности. Джулс смотрит на это спокойно: «Да, осталось еще шесть этапов кубка. А потом надо договориться с партнерами на €200 000, чтобы заявиться на главное ралли: я не успокоюсь, пока не проеду «Дакар».
Гоночный Rolls-Royce
В 2018-м Rolls-Royce наконец выпустил внедорожник. Хотя самая яркая попытка сделать из лимузина внедорожник была предпринята еще в 1981 году. Французский весельчак и авантюрист Тьерри де Монгорже поспорил с другом (сумма пари не раскрывается), что сможет финишировать в новом ралли Париж — Дакар и что об этом напишут все газеты. Внимание газетчиков обеспечил выбор машины — купе Rolls-Royce Silver Shadow, а за победу в споре отвечали шасси и трансмиссия от Toyota Land Cruiser и двигатель Chevy V8 5,7 л (350 л. с.). В том же 1981-м Christian Dior выпускал на рынок новый мужской парфюм Jules и решил, что стоит дать де Монгорже денег в обмен на логотип на машине, которой обеспечена череда скандалов и шумихи. Такой ход показался Dior отличной рекламой нового аромата. Тьерри де Монгорже получил спонсора, а гоночный Rolls-Royce — имя Jules. Полное название модели — Rolls Royce Corniche I Coupe Jules PARIS-DAKAR. Машина на снимке — реплика раллийного зверя Rolls-Royce, единственная в своем роде. Важный момент: она полностью сделана из оригинального Rolls-Royce.