По прогнозам ООН к 2050 году больше 80% населения Земли будет жить в городах. Сейчас 70% населения Европы живут в городах и производят 85% ВВП. Ученые из Вупперталя и Greenpece изучали городские средства передвижения, экологически безопасный транспорт и чистоту воздуха в Берлине, Лондоне, Вене, Брюсселе, Москве, Риме, Париже, Амстердаме, Копенгагене, Осло, Будапеште и Мадриде.
«Безопасные дороги и чистый воздух идут рука об руку. Исследование показывает, что, если вы должным образом модернизируете общественные коммуникации, люди могут наслаждаться более чистым воздухом и безопасными дорогами», — говорит представительница Greenpeace Барбара Столл.
Какие-то из городов объявили о намерениях запретить въезд автомобилей в город, а где-то только собираются предпринять меры против нарушений европейских стандартов чистоты воздуха. Города были оценены по 21 критерию, от системы общественного транспорта и возможностей передвижения по городу, включая ходьбу и езду на велосипеде, безопасность на дорогах, качество воздуха и готовность менять транспортную инфраструктуру города. Исходные данные были получены из официальных источников, включая городские сайты или по запросу в городских департаментах. Первое место занял Копенгаген, за ним — Амстердам и Осло. Тройка аутсайдеров выглядит так: на 13-м месте — Рим, на 12-м — Москва, на 11-м — Лондон.
Самая доступная и хорошо развитая система общественного транспорта в Цюрихе. В Цюрихе действует гибкая система тарифов, разветвленная сеть трамваев и автобусов, которые ходят строго по расписанию. Во всех городах, лидирующих в категории общественный транспорт, транспортная система устроена как как сеть, связанная с железнодорожным и автомобильным сообщением, которой жители пользуются комплексно. В крупных городах в эту сеть завязаны еще и линии метро, и все эти виды транспорта можно оплачивать одним универсальным билетом — как это, например, работает в Москве, которая заняла второе место в рейтинге в категории «общественный транспорт».
Безопасность на дорогах оценивалась по количеству аварий с участием пешеходов и велосипедистов. Сразу три европейских города — Копенгаген, Амстердам, Осло — одновременно заняли первое место в категории безопасности на дорогах. В Копенгагене и Амстердаме пешеходы и велосипедисты передвигаются по специальным дорожкам, в Осло городские власти применили технологически-ориентированный подход, чтобы защитить самых уязвимых участников дорожного движения, пешеходов и велосипедистов. В Осло благодаря идеологии нулевой смертности Vision Zero Policy была создана самая безопасная дорожная система в Европе.
В категории самого чистого городского воздуха тоже победил Осло, единственный город, где показатели чистоты выше установленных норм и Евросоюза, и ВОЗ. Государственные стандарты чистоты воздуха в Норвегии строже, чем в Евросоюзе, а исторический центр Осло закрыт для автомобилей., на месте паркингов открыты велостоянки. Москве досталось последнее, 13 место.
В категории управления транспортом лидирует Копенгаген — здесь больше всего зон с низким содержанием выхлопных газов, меньше пробок, самые удобные пересадки, самые удобные приложения для смартфонов по использованию общественного транспорта, WiFi в метро, трамваях и автобусах, и что самое важное — очень дорогой паркинг. На втором месте — Лондон, здесь помимо дорогих парковок власти используют еще и такой инструмент, как платный въезд в центр города. Хуже всего с управлением транспортом дела обстоят в Риме — никаких финансовых инструментов по ужесточению транспортного потока и крайне движение, которое регулируется в высшей степени лояльно, по сравнению со Скандинавией.
Среди самых активно движущихся городов лидируют Амстердам, Копенгаген и Берлин. Правда, в Берлине, где велосипедисты едут по выкрашенным велодорожкам, в отличие от отдельно выделенных линий в Амстердаме и Копенгагене, число аварий с участием велосипедистов заметно выше. В Берлине за 1 минуту дородного движения с участием велосипедистов происходит в среднем 14,3 аварии, в Копенгагене — 0,7, в Амстердаме — 1,2 аварии в минуту.