В Европе частные музеи как институция известны еще с XV века, со времен расцвета Медичи. Но лишь в последние 10–15 лет о них заговорили как о ценообразующих элементах рынка коллекционирования, по крайней мере некоторых его сегментов. Говоря «частный музей», мы имеем в виду вполне конкретное учреждение, экспозиция которого создана на основе тематической коллекции и которое имеет свои выставочные пространства и открывает к ним доступ широкой публике. В последнее десятилетие частное музейное дело переживает расцвет. К европейским и американским частным музеям присоединился быстрорастущий китайский сектор: по некоторым оценкам, за последние 10 лет число частных музеев в Китае выросло в четыре раза и приближается к тысяче. Не отстает и Россия. Перечень отечественных частных музеев насчитывает несколько десятков, и число их неуклонно растет, несмотря на, казалось бы, не самые оптимистичные предпосылки. Растет и уровень, и масштаб собраний. Частные уже активно сотрудничают с государственными, предоставляя им предметы для временного экспонирования.
Причина в том, что частный музей в его современном виде — это синтетическая форма, нечто между государственным музеем и личной коллекцией, что дает ему ряд преимуществ. Частные музеи превосходят государственные в скорости принятия решений и мобильности в формировании коллекции. Не в последнюю очередь благодаря участию в аукционах, которое позволяет им приобретать выдающиеся предметы. А государственным учреждениям запрещено участвовать в торгах, проводимых западными аукционными домами. Право продажи части коллекции — еще одно преимущество частных музеев перед государственными. Последние, согласно действующему законодательству, не могут расстаться даже с частью своих активов. Частные же могут оперативно «чистить» свои коллекции, избавляясь от одних предметов и приобретая другие, более ценные или актуальные. Таким образом, собрание частного музея всегда более свежее, живое.
Теперь о рынке. Специализируясь обычно на узких направлениях искусства или коллекционирования, частные музеи буквально формируют сам рынок этого направления и ценообразование в нем. Механизм прост. Популяризируя направление, показывая его публично и активно работая на рынке, частный музей формирует новую прослойку заинтересованных людей и коллекционеров. Таким образом музей придает «своему» направлению дополнительный вес и значимость: растет его инвестиционная привлекательность. На музеи-трендсеттеры и их коллекции начинают ориентироваться аукционы: для них это рынок сбыта, шанс привлечь не просто случайного покупателя, но целую институцию с большими возможностями (музей зачастую опирается на ресурс не только своего основателя, но и группы попечителей). К тому же музей руководствуется не покупательским азартом, а стратегией, призванной повысить уровень и масштаб собрания. Появление частных музеев — очень позитивный процесс для арт-рынка, это ведет его к росту и обновлению.
Есть основания полагать, что частное музейное дело в России будет укрупняться, развиваться по западному сценарию, когда вокруг музея вырастает совет попечителей, объединяя крупный ресурс (в этом заинтересован любой частный музей). Вероятность этого пути увеличивает и государственная политика. В соответствии с ФЗ о вывозе и ввозе культурных ценностей (№435 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела» и № 430 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ») от 28.12.2017, льготы, которые сегодня существуют исключительно для государственных и муниципальных учреждений культуры, распространяются также на негосударственные музеи (п. 2 ст. 333–34 НК РФ). Культурные ценности, приобретенные или полученные в дар частными музеями и галереями, теперь не облагаются НДС (п. 3 ст. 333–35 НК РФ). Кроме того, негосударственные музеи освобождаются от уплаты госпошлины на право временного вывоза, что дает им возможность участвовать в международных проектах.