К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как продать «Родину»: бизнесмены помогли Виноградову-Дубосарскому писать картину

Фото DR
Фото DR
Художники поставили бизнес на службу искусству

100-летие русской революции отмечают не только в России. Художественный музей Берна в апреле 2017 года представил проект «Революция умерла. Да здравствует революция! От Малевича до Джадда, от Дейнеки до Бартаны». В Берне было выставлено полотно «С чего начинается Родина» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, написанное совместно с известными предпринимателями в ангаре курорта «ПИРогово». Картина, выполненная в стилистике соцреализма представителями нового российского капитализма, стала таким же мостом от официального искусства к современому, как и построенный во время хрущевской оттепели пансионат «Клязьминское водохранилище», преобразованный усилиями предпринимателей, художников и архитекторов в клуб-курорт «ПИРогово». Художник Владимир Дубосарский рассказал Forbes Life о роли художников в современной истории российского предпринимательства.

Для Подмосковья Клязьминское водохранилище — место уникальное, меня с ним связывают личные отношения. В детстве я отдыхал там вместе с мамой, и пансионат и природа вокруг казались таинственными, притягательными.  Сейчас на территории клуба-курорта «ПИРогово» можно увидеть настоящие шедевры современных архитекторов, дизайнеров и художников. Главный ресторан гольф-клуба построили по проекту Тотана Кузембаева, бар «Домино» внутри проектировал Юрий Аввакумов. Есть здесь и постройки Александра Бродского, и других известных архитекторов. Работы современных деятелей искусства собраны в этом месте не случайно — их сюда притянуло усилиями многих людей. И, прежде всего, в этом заслуга предпринимателя Александра Ежкова. Именно с его подачи в начале 2000-х сюда пришли художники. Тогда «Клязьминское водохранилище» было уже не хрущевским пансионатом, но и не яхт-клубом с полем для гольфа. Был переходный период, первыми эту территорию начали осваивать художники и архитекторы — они задали тренд на многие десятилетия вперед.

Фото DR

Все началось с дружбы с Александром Ежковым, который купил у нас с Сашей Виноградовым несколько картин. Как-то во время совместных посиделок Ежков предложил: «У нас клуб стоит пустой — давайте вы с Сашей сделаете выставку». Меня эта идея не очень вдохновила, я приехал с какого-то биеннале, и у меня еще были свежи впечатления о том, какие выставки проводят за рубежом. И я, в свою очередь, предложил позвать много разных художников и заодно использовать всю территорию пансионата. «А что? Интересно! Сколько это может стоить? — попросил подсчитать Александр, ведь он очень практичный человек. – Хотя бы приблизительно». Я прикинул: «Тысяч $50 000 ». «Я даю $50 000» — услышал я в ответ. Честно говоря, только проснувшись утром, я осознал, на что подписался. Сумма эта, с одной стороны, была большая, но для фестиваля – не очень, и какие-то проекты пришлось финансировать отдельно. Так в 2002 году появился фестиваль «АРТКлязьма», который изначально был ориентирован на художников и развитие их потенциала. И в этом одно из его основных отличий от Биеннале современного искусства и прочих кураторских проектов — наш проект был ориентирован на художников. Мы давали возможность делать то, что они считают нужным, исходя из собственных потребностей и желаний. В условиях ограниченного бюджета мы как раз экономили на кураторах и других административных ресурсах, а все свободные деньги, выделенные на проект, давали художникам. Во время первых фестивалей художники могли жить на территории пансионата, питаться и работать. Получился большой праздник, этакий масштабный перформанс.

 

Эффект оказался гораздо сильнее, чем просто пиар-акция: территория наполнилась творческой энергетикой, были построены уникальные художественные объекты, которые не могли появиться больше нигде и ни при каких обстоятельствах.

Следующим стал проект «Легкость бытия». Мы решили устроить собственную выставку. Мы придумали идею ВДНХ, своеобразную Выставку Достижений Народного Хозяйства с тематическими павильонами «Космос», «Девушки и оружие», «С чего начинается Родина». Архитектором проекта стал Юрий Аввакумов. Он сделал пространство в виде города с площадью, центральной улицей — всего получилось семь «павильонов». Они были собраны из деревянных европоддонов, которые используют грузчики в магазинах. Все павильоны были разной формы, но одинаковые по размеру — около 100 метров, как Русский павильон на Венецианской биеннале. И одним из самых интересных проектов-перформансов в рамках «Легкости бытия» стала акция «С чего начинается Родина», которую мы устроили совместно с представителями крупного бизнеса. «Родина» — это полотно, написанное артелью очень состоятельных людей, многие из которых неоднократно становились героями публикаций журнала Forbes. Работа состоит в общей сложности из четырех холстов высотой три и шириной восемь метров. У нее порядка десяти соавторов: каждому из участников проекта был выделен собственный квадратный метр с предварительным эскизом, разработанным Сашей и мной, который нужно было закрасить.

 
Фото DR

Участвовать в проекте согласились люди, которые неоднократно бывали в яхт-клубе: президент IBS Group Анатолий Карачинский, медиа-менеджер Демьян Кудрявцев, президент «Альфа-Банка» Петр Авен, издатель Леонид Макарон, сам Александр Ежков, глава Группы «Гута» Артем Кузнецов и другие. По нашему замыслу, Родина как раз и должна была начинаться с этих людей, это с одной стороны. С другой стороны, в идее проекта была заложена доля сарказма. В современном искусстве было модно использовать наемный труд. Например, маляры и парикмахеры реализовывали проекты, придуманные художниками. Их произведения покупали состоятельные люди. Мы же предложили нашим потенциальным покупателям поработать на нас. Получился сюжет, как у Марка Твена в «Приключениях Тома Сойера». В одном из павильонов, построенных для выставки, мы дали бизнесменам покрасить холст. Раздали халаты, краски, распределили квадраты. Работали все по-разному. Для кого-то это была только шутка, а кто-то постоянно спрашивал совета, как сделать так, чтобы было похоже именно на наш стиль и не отличалось от других квадратов. И в этот момент произошел уникальный контакт крупного бизнеса и современного искусства в России.

Интерес к современному искусству в середине 2000-х был большим. И прикоснуться к искусству состоятельные люди могли только одним способом — приобрести работу успешного художника. Здесь нужно понимать, что успех измеряется не только деньгами. Художник должен быть успешным институционально. Наши с Сашей Виноградовым работы в то время можно было увидеть в музеях и частных коллекциях в России и за границей. Мы могли позволить себе пригласить в соавторы серьезных людей. И они не отказались, потому что у них был свой интерес — приобщиться к искусству, принять участие в создании произведения.

Фото DR

В центре павильона висела большая картина за подписью всех участников, по периметру мы разместили фотодокументацию нашей совместной работы и в уголке висели халаты участников, испачканные краской. Сама картина «С чего начинается Родина» в 2006-м году осталась незаконченной. Позже, в 2012-м, мы дописали ее и показали на выставке «Ретроспектива» (подписи соавторов, конечно, сохранили).

 

Кураторы выставки «Революция умерла. Да здравствует революция!», которая шла в Берне с апреля по июль 2017 года, посчитали картину очень важной, и ее изображение  было использовано в качестве рекламы на троллейбусах. Получилось очень символично. При этом продать «Родину» оказалось непросто: возникло сразу много вопросов — какой должен быть гонорар у соавторов, как его делить на всех?  У кого-то появлялись идеи выкупить ее у нас с Сашей и подарить Третьяковке, все-таки юридически именно мы являемся авторами и владельцами, но и этого не случилось. Пока же полотно остается символом некого транзита от советского социалистического прошлого к современному российскому капитализму. Художественный транзит, который начался с идеи одной выставки, как показало время, оказался успешно применим для большой территории на длительный период времени.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+