Луи Гаррель с лысиной и другие радости жизни в комедии про режиссера Люка Годара
1967 год. Во Франции грядет дух перемен. Герой «новой волны» Жан-Люк Годар снимает картину «Китаянка» о студентах и маоизме. Все идет гладко: яркие визуальные образы, долгие монологи чередуются с закадровым голосом, а главную роль исполняет новая муза Анн Вяземски. Скромная и интеллигентная, она недавно начала свой путь в кино и восторгается Годаром в кадре и за кадром. На съемочной площадке возникает новый союз.
Обладатель премии Оскар Мишель Хазанавичус — особенный режиссер, в его фильмографии и выдающиеся фильмы и поистине удивительные ляпы. Как ему удалось снять комедию про самого грозного режиссера поколения шестидесятников, которому было по силам и Каннский кинофестиваль сорвать и бунт на корабле устроить? Хазанавичус отшучивается, что лучше он снимет фильм о Годаре, чем Годар о нем. Шутка понятная: последние тридцать лет кинолегенда творит невозможное в кино, а иногда и невозможное в 3D.
Литературный источник комедии — роман Анн Вяземски «Год спустя», описывающий ее брак с Годаром. Книга попала в руки постановщика, когда он опаздывал на поезд, — и мгновенно превратилась в идею киносценария. Вяземски, внучка писателя Франсуа Мориака, не обделенная талантом, увлекательно описывают свою жизнь с режиссером.
Анн Вяземски дебютировала у Робера Брессона в картине «Наудачу, Бальтазар», а затем сыграла восемь ролей у Годара, снималась у Пазолини и Марко Феррери. Ее отрешенная красота идеально вписывалась в кинематограф 1960-х годов. Актриса, сыгравшая роль Анн в «Молодом Годаре» обладает схожими качествами. Стэйси Мартин начала свою карьеру с главной роли в фильме «Нимфоманка» Ларса фон Триера, она без труда может быть одновременно и сексуальна, и задумчива, и печальна в кадре.
Фильм рассказывает о переходном периоде в жизни и творчестве Годара. Режиссер уходит от повествовательности в сторону радикализма, а потом и вовсе бросает линейное изложение ради образного восприятия. Хазанавичус охотно играет в Годара с помощью декораций, цветовой палитры, ракурсов и красноречивых лозунгов. Сам режиссер в исполнении Луи Гарреля предстает картавым, лысеющим, помешанным мужчиной на пороге сорокалетия. Гений разрушает все вокруг себя: идеалы, работу, отношения и доводит до того, что его когда-то славное имя воспринимают исключительно как фанатика. Анн любила его и хотела следовать за ним, но не в бездну.
Регресс отношений с Годаром можно наблюдать по улыбке главной героини: в начале она все время улыбается, со временем становится все более мрачной. Картина «Молодой Годар» не байопик,это рассказ об одном периоде жизни режиссера глазами влюбленной девушки.
«Молодой Годар» — не учебное кино для знакомства с творчеством мастера, для этого в конце-концов есть обширная фильмография режиссера, — но новый взгляд, утрированная характеристика гения. Почитатели позднего творчества режиссера могут посчитать фильм кощунственным, но Жан-Люк Годар никогда не был таким человечным, как в кадре Хазанавичуса.