Диалоги из-под усов Эркюля Пуаро: фильм недели – «Убийство в восточном экспрессе»
В 1934 году Эркюль Пуаро, называющий себя величайшим детективом в мире, раскрывает очередное громкое дело в Иерусалиме. Через мгновение паром везет его в Стамбул, откуда отправляется Восточный экспресс. В поезде он встречает множество таинственных незнакомцев, среди которых оказывается торговец подделками Рэтчет. Он жалуется Пуаро на постоянные угрозы и просит охранять его до конца поездки, но сыщик отказывается. На следующий день поезд попадает в снежный завал, а Рэтчета находят мертвым.
Большими неоновыми буквами начинается новый фильм режиссера Кеннета Браны. В основе сценария — роман Агаты Кристи. Это очередная экранизация «Убийства в восточном экспрессе». Эталоном принято считать фильм 1974 года режиссера Сидни Люмета, где снялись все известные актеры того времени – Шон Коннери, Лорен Бэкол, Ингрид Бергман, Ванесса Рэдгрейв и Энтони Перкинс.
Постановщик Кеннет Брана адресует свою версию молодой аудитории, которая не слышала о классической постановке. Если Сидни Люмет одинаково уделил время всем героям, то режиссер Кеннет Брана, в кадре он — в усах Эркюля Пуаро, привлекает все внимание к себе, к главному герою. Исполняет он свою роль с долей почтения и вычурности Гамлета или Ричарда III. Монологи детектива с пафосом выходят из под его невероятных усов, которые напоминают большие волны Хокусая. Брана внес масштабные изменения образ неповоротливого Пуаро, сделав из него настоящего британского спецагента, способного без труда схватить и обезвредить преступника.
Преступников оказалось много. Пуаро подозревает всех. В новой адаптация свои звезды, не меньшего масштаба, чем в 1974 году. Джуди Денч по традиции исполняет роль русской княгини с королевским размахом. Компанию Мишель Пфайффер и Пенелопы Крус разбавляет старлетка Дэйзи Ридли (находка со съемочной площадки «Звездных воин»). Уиллем Дефо и Джонни Депп выглядят как персонажи фильмов Уэса Андерсона в своих постоянных образах сыщика и гангстера. Настоящим открытием можно назвать балетного бунтаря Сергея Полунина. Венгерский князь Андрений – человек с огнем в глазах и неудержимыми кулаками – стал для Полунина дебютной ролью в кино. Опасный и непредсказуемый, он бьет в лицо всем без разбора и ревностно охраняет свою молодую жену.
Яркие персонажи и закрученный сюжет не единственное, что вдохновило Кеннета Брану на экранизацию «Убийства в Восточном экспрессе». История представляет собой классическую трагедию мести, которую режиссер не раз воплощал на театральных подмостках и на киноплощадке. Кеннет Брана не был бы собой, если бы не представил ее с шекспировским размахом. Картина выглядит как тщательно отрепетированная пьеса с отточенной хореографией и нарисованными декорациями. В финальной сцене Брана располагает тринадцать подозреваемых за длинным столом по образу Тайной вечери Леонардо и выглядит это поистине внушительно.
Действия в фильме развиваются так же быстро, как движется экспресс, а несколько решительных изменений сценария смогут удивить тех, кто знает первоисточник наизусть.