Мутанты против киборгов на Олимпиаде-2040 и другие прогнозы спортивного будущего
Недавно на Международном фестивале спорта и здорового образа жизни в Москве я прочитал лекцию на тему «Спорт будущего». Вот что удалось выяснить: сейчас в среднем 2,5% населения России занимаются фитнесом, 9% — в Москве и Санкт-Петербурге. Для сравнения: в США фитнесом занимаются в среднем 18% населения. Мы уверены, что рост популярности фитнеса в нашей стране в ближайшие пять лет продолжится.
Фитнес становится более доступным многовариативным массовым спортом для обычных граждан, социализированным по интересам, позволяет ставить новые цели в жизни.
Уверен, что виды спорта, развивающие выносливость, будут доминировать среди массовых спортивных мероприятий. Это глобальный тренд. За последние 100 лет (1914–2014) благодаря науке и новым системам подготовки человек смог улучшить результат на 100-метровке всего на 1 секунду (улучшение около 10%), а на марафонской дистанции, 42,2 км, — на 57 минут (около 30%).
Более 90% участников триатлонов и марафонов ведут аккаунты в социальных сетях. Каждая 1000-я публикация финишеров из России создает охват более 1,5 млн подписчиков в четырех сетях: Instagram, Facebook, VKontakte, Twitter. «Не сфотографировал — значит, не было» действует и на марафонской дистанции.
Триатлон в России — это новый гольф. Среди каждой 1000 участников 80% мужчины, 20% женщины, из них 70% — люди с высшим образованием, 60% — руководители высшего и среднего звена, 40% —представители крупного бизнеса с годовым оборотом свыше 1 млрд рублей, 30% — собственники частного бизнеса, которые управляют активами свыше 300 млрд рублей и дают работу более чем 50 000 сотрудников.
Массовый спорт является источником создания новых частных микро- и малых бизнесов по всей территории России, где решают проблему нетрудоустроенных профессиональных спортсменов после завершения карьеры и отсутствия квалифицированных тренеров для обычных людей в возрасте от 25 до 40 лет.
Массовый спорт меняет отношение потребителей к фитнесу. Из хороших новостей:
• после завершения летнего сезона триатлона около 97% российских участников уже знают свою спортивную цель на 2018 год;
• 80% планируют поездки вместе с семьями;
• 70% являются клиентами фитнес-клубов;
• 85% самостоятельно платят за членство в клубе;
• 80% хотят пройти медицинское обследование;
• 70% хотят пройти функциональные тесты и узнать о возможностях своего организма;
• 50% тренируются с персональным тренером;
• 40% тренируются самостоятельно;
• 76% тренируются от 1 до 2 часов в день;
• 60% тренируются от 5 до 10 часов в неделю;
• 40% привели от 1 до 3 новичков в течение года;
• 50% хотят стать владельцем семейной карты;
• 89% готовы рекомендовать товары и услуги, которые помогли им достичь хороших результатов.
Хорошие новости не бывают без плохих. Вот лишь несколько из них:
• 20% тренеров интересуются целями своих клиентов;
• 60% клиентов рассматривают смену клуба в течение ближайших шести месяцев из-за отсутствия необходимого оборудования для тренировок;
• 40% тренируются с тренером дистанционно;
• 5% являются владельцами семейных карт;
• 15% получают бонусы за приведенных новых клиентов;
• 1% планируют посещать сауну в фитнес-клубах.
Скорость изменения потребительских предпочтений напрямую связана с мобильными технологиями. К 2020 году более 2 млрд мобильных смартфонов будут находиться в активном использовании. Уже сейчас ежедневно продается более 1,5 млн новых смартфонов по всему миру.
Миллениалы и поколение Z диктуют свои правила игры. В 2016 году индустрия онлайн-тренеров в США оценивалась в $6 млрд. Все меньше зрителей приходит на трибуны традиционно популярных видов спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, легкая атлетика. Это глобальный негативный тренд, а не только проблема российского профессионального спорта.
Национальная футбольная лига (NFL) в США начиная с 2013 года рапортует о ежегодных потерях болельщиков на трибунах: минус 2 000 000 зрителей ежегодно (-20% YOY). В России средняя заполняемость футбольных стадионов составляет всего 37% (РФПЛ 2016) — кризис уже на дворе.
Тем временем в марте 2017 года сразу два футбольных клуба: Manchester United (Англия) и Paris Saint-Germain (Франция) — заявили о создании своих киберспортивных команд и виртуальных футбольных лиг. Для профессиональных клубов это способ достучаться до многомиллионной аудитории, которая раньше спортом вообще и футболом в частности и не интересовалась в принципе. К 2020 году доходы новой индустрии киберспорта могут составить почти $1,5 млрд.
Отсутствие значимых рекордов в профессиональном спорте приводит к неизбежной потере интереса зрителей, а спортсменов — к применению допинга.
На Олимпиаде 2040 года мы сможем увидеть состязания спортсменов трех категорий: «натуралов», «мутантов» и «киборгов», что позволит профессиональному спорту обрести небывалую зрелищность и увлекательность. Мутанты — это не будущее. Это уже происходит в профессиональном спорте в наши дни. В течение 10 лет на официальном уровне будет разрешено использовать генетические технологии для модернизации человеческих генов, отвечающих за скорость, выносливость, прочность костей, переносимость боли и так далее, а в ближайшие 25 лет натуральные и генетические спортсмены будут официально участвовать в разных категориях в рамках летних и зимних Олимпийских игр.
«Киборги» — в мире проживает более 1 млрд людей (около 15%), которых характеризуют как «людей с ограниченными возможностями». Это почти в шесть раз больше тех, кто занимается фитнесом по всему миру (162 млн человек в 2016 году, Statista.com).
Активные инвестиции, развитие инженерных команд, разработка высокотехнологичных средств реабилитации, экзоскелетов и нейросетей уже в 2016 году позволили провести первый Международный чемпионат среди киборгов в Швейцарии, а с 2017 года соревнования «Кибатлетика» проводятся в России: cybathletics.ru. Это будущее уже наступило.
Инфраструктура спортивных объектов, арен, стадионов и фитнес-клубов трансформируется в диджитал-пространства, где есть возможностью наблюдать за игрой, соревнованиями и тренировочным процессом, находясь на трибуне (интерактивные игровые поля), внутри арены (вторые экраны), за пределами стадионов (мегаэкраны), дома (виртуальная реальность), в фитнес-клубе (киберобика).
Вещание поменяется и станет ближе к потребителю. Если сейчас весь спорт делится на две категории: «в телевизоре» и «не в телевизоре», то через 10 лет все население перейдет от «общего» вещания к «собственному», а через 25 лет — к персонализированному вещанию. Именно поэтому у бизнес-модели российского монополиста «Матч ТВ» нет ни малейших шансов на выживание в долгосрочной перспективе. Хотя все может измениться, если развиваться пусть не опережая, то хотя бы в ногу с современными мировыми медиа.
Уже сейчас ежегодный прирост числа болельщиков, которые смотрят спорт онлайн, превышает 400% ежегодно. Более 25% молодежи ежегодно переходит к онлайн-вещанию, 50% пользователей социальных сетей смотрят «пиратский» спортивный контент, Олимпиаду в Рио 2016 года смотрели на 30% больше в онлайн и на 9% меньше по ТВ.
Будущее спорта — это стать мобильным приложением, как бы мы этому ни сопротивлялись.